Autonews
Статьи Алина Распопова

Водителей разделят на плохих и хороших

Водителям и автомобилям присвоят коэффициенты риска, аккуратным не будут выписывать штрафы, а лихачей накажут строже — разбираем самые важные изменения в проекте нового КоАП
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Министерство юстиции намерено проанализировать концепцию нового автомобильного раздела КоАП, предложенную рабочей группой при Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта разработали целый ряд идей, которые могут появиться в новом кодексе и изменят жизнь автомобилистов.

Индивидуальный коэффициент риска

Впервые в КоАП предлагается установить критерий значимости нарушения и того, какой водитель и в каких условиях его совершает. Для этого эксперты предложили разделить автомобилистов на ответственных и злостных. По словам главы рабочей группы и координатора сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, к категории неисправимых нарушителей ГИБДД относит всего 10 тыс. из 60 млн водителей. Именно их поведение и безнаказанность вызывает в обществе желание повысить штрафы ГИБДД. Однако такой подход может оказаться несправедливым для тех, кто нарушает редко и непреднамеренно.

Колонки 12 февраля За и против: почему штрафы ГИБДД необходимо повышать
Новости 18 февраля В России водителей стали реже лишать прав

Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. С использованием тех же комплексов фотовидеофиксации предлагается собирать и анализировать все данные. В таком случае камеры, по оценке экспертов, будут в первую очередь выполнять функцию по обработке информации о водителях и транспортных средствах, а не по сбору штрафов.

В нулевую группу с минимальным индивидуальным коэффициентом риска (ИКР 0–5) предлагается включать водителей, которые совершают крайне незначительное количество нарушений ПДД и имеют минимальную вероятность попасть в аварию. «Это уверенные, аккуратные и ответственные люди, которые заслуживают всяческого поощрения», — говорится в тексте концепции. Водители/автомобили из низкой группы риска (ИКР 6–30) характеризуются спокойным стилем езды и крайне редко попадают в ДТП, в которых нет вреда жизни и здоровью.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Средняя группа риска (ИКР 31–100) характеризуется умеренно агрессивным стилем вождения, который приводит либо к многократным незначительным нарушениям ПДД, либо к повторяющимся грубым. ДТП, в которые попадают такие водители, характеризуются большим материальным ущербом и, возможно, причинением вреда жизни и здоровью. Такие водители нуждаются в переобучении и коррекции водительского опыта для изменения собственных привычек и особенностей характера.

Участники группы высокого риска (ИКР от 101) склонны к маргинальному поведению на дорогах, многократному совершению грубых нарушений и, как следствие, к существенному повышению вероятности возникновения тяжелых ДТП. Такая группа требует особого и постоянного внимания со стороны контролирующих органов и ГИБДД.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

По достижении определенного уровня риска водители/автомобили переходят из одной группы в другую. При этом нарушения имеют срок давности: один год в случае с несерьезными нарушениями и три года, если эти нарушения привели к ДТП с жертвами. По истечении срока привлечения к административной ответственности уровень риска снижается, если к общей сумме не добавились новые нарушения.

Коэффициенты по нарушениям из разных групп риска
Нарушение низкой степени риска
Нарушение средней степени риска
Нарушение высокой степени риска 10х
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 1 30х
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 2 100х (сохраняется 3 года)
Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 3 300х (3 года после окончания уголовного преследования)
 

Эксперты уверены, что реализовать такой подход не составит труда, поскольку страховые компании при заключении договоров с водителями проводят схожие расчеты, присваивая свои коэффициенты.

Штраф зависит от коэффициента

Водители и автомобили с наименьшими коэффициентами, согласно предложениям, при фиксации легких нарушений ПДД должны получать не штрафы, а предупреждения. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку. Но при этом его ИКР увеличат. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы, при этом оплачивать их придется в полном объеме без скидки 50%.

При этом концепция вводит понятие минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. А собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен на 3 единицы.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

«При предложенной нами концепции водитель печально известного BMW с наклейками «отдел по борьбе с тишиной», устроивший смертельную аварию в Москве и накопивший за время своих поездок более 600 штрафов ГИБДД, получил бы штрафов на 10 млн рублей, — сказал Шкуматов. — По текущей системе он бы отдал не более 300 тыс. рублей. Таким образом, изменения позволят достучаться даже до весьма обеспеченных и безответственных водителей. Например таких, как Мара Багдасарян. Нарушать злостным лихачам станет действительно дорого, при этом ответственные водители из-за ужесточений не пострадают».

Нарушителям придется пересдавать правила

Активисты предложили воздействовать на нарушителей не только штрафами, но и мерами нефискального характера. Например, если водитель перейдет из низкой группы в среднюю, ему будет предложено пересдать экзамены на знание ПДД. «Водители, которые давно сдавали на права, могут добросовестно заблуждаться — забыть или не знать некоторые правила, — отметили эксперты. — Если водитель не знает ПДД, то ему не место на дороге. Эта профилактическая мера мягко предлагает автомобилисту быстро восстановить навыки. А если же экзамен он не сдаст, то пусть походит без прав, поучится до следующей сдачи».

Отдельная мера предлагается именно для транспортного средства, за рулем которого было совершено много нарушений ПДД за короткий срок и все они зафиксированы камерами. Поскольку не всегда удается установить личность водителя, выходом из такой ситуации может стать введение так называемого «периода охлаждения», когда эксплуатация конкретного автомобиля запрещается всем в течение определенного периода времени. Эксперты отмечают, что оптимальным стал бы срок две недели.

Также, по оценке членов рабочей группы, необходимо чаще использовать такое наказание, как обязательные работы, поскольку фискальные методы работают далеко не всегда. В целом же иерархия наказаний в предложенной концепции выглядит следующим образом: предупреждение, внеочередная сдача на знание ПДД для водителей, временный запрет на эксплуатацию ТС для автомобилей, штраф, обязательные работы, лишение права управления ТС, административный арест, уголовная ответственность.

До подачи в Минюст концепция будет дорабатываться. К примеру, член рабочей группы, координатор проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев отметил, что необходимо точно прописать, какое количество нарушений можно считать серьезным, а также ранжировать нарушения ПДД по степени тяжести. Также будут проработаны моменты с разделением собственников на юридические и физические лица, прописаны исключения и дополнения в случаях с грузовым транспортом.