Autonews
Статьи Екатерина Демишева

Отмена нештрафуемых +20 км/ч: как развиваются события

Столичные власти вернулись к активному обсуждению скоростного лимита. За отмену порога +20 км/ч выступают многие представители власти, но есть и те, кто высказывается против
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Превышение максимально допустимой скорости на 20 км/ч в России не облагается штрафом. Так происходит с 2013 года, после того как был отменен минимальный штраф в 100 рублей. Несколько лет назад представители власти заговорили о возможной отмене скоростного лимита, но у инициативы тут же нашлись противники. Autonews.ru составил хронологию событий и вспомнил, кто и когда предлагал отменить +20 км/ч.

Декабрь 2018 года

Владимир Путин ставит перед ГИБДД амбициозную задачу по снижению смертности на дорогах до четверых погибших на 100 тысяч человек уже к 2024 году. Тогда же ведомству начинают задавать первые вопросы о действующей поблажке для водителей в виде +20 км/ч. Глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявляет о необходимости провести полную ревизию дорог в стране, чтобы определить наиболее оптимальный скоростной режим движения для автомобилистов на каждом участке.

Февраль 2019

Вице-премьер Максим Акимов выступает за отмену лимита, хотя называет вопрос дискуссионным. Он поручает МВД и Министерству транспорта провести масштабную работу по составлению дорожных карт регионов, где возможно повышение действующего скоростного режима в ответ на критику отмены +20 км/ч со стороны общественных деятелей. Последние уверены в том, что скорость на многих трассах сильно занижена.

Статьи 6 мая Отмена нештрафуемых +20 км/ч: власти объяснили, почему это нужно сделать
Колонки 3 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять

Апрель 2019

Глава Дептранса Москвы Максим Ликсутов на конференция «Безопасная дорога» заявляет, что снижение нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч может произойти уже в 2019 году. «Все зависит от Госдумы и Министерства транспорта, — говорил Ликсутов. — Эта практика должна быть распространена на все города России. В настоящее время в Москве есть ряд улиц, где при ограничениях 50 км/ч автомобилисты едут со скоростью 70 км/ч. Это недопустимо».

Август 2019

В ГИБДД заявляют, что считают недопустимым принятую в России езду со скоростью +20 км/ч. Ведомство проводит крупную социальную кампанию «Однозначно», призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики». Акцию поддерживают многие известные личности. «Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — говорит глава Госавтоинспекции Михаил Черников.

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Сентябрь 2019

Замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказал, что МВД поддерживает идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Кузин говорит, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП. «Эта мера появилась в 2013 году после отмены ч. 1 ст. 12.9 КоАП, которая на тот момент предусматривала штраф 100 рублей. Но на тот момент дорожные камеры были несовершенны, поэтому и начал действовать этот допустимый порог. На сегодняшний день камеры фиксирует превышение скоростного режима с очень маленькой погрешностью», — объяснял тогда Кузин.

Декабрь 2019

Против отмены +20 км/ч выступает тогда еще премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава правительства сомневается в целесообразности снижения нештрафуемого порога и произнес знаменитую фразу «чуть-чуть нажал на газ и все». «Эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем», — говорит Медведев. Он также предполагает, что в случае отмена лимита водители, у которых даже не было намерения нарушать ПДД, будут получать больше штрафов. Вслед за Медведевым с критикой отмены в декабре выступает руководитель МВД Владимир Колокольцев.

Февраль 2020

В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы заявили о необходимости снижения допустимого превышения скорости. «При допустимой сейчас в России скорости 80 км/ч в городе, с учетом нештрафуемого порога, вероятность летального исхода для пешехода взлетает до 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить», — говорит руководитель ЦОДД Михаил Кизлык.

Май 2020

В разгар карантина по коронавирусу прозвучало заявление члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева, который сказал, что многие санкции в действующем КоАП требуют пересмотра, а нештрафуемый порог в 20 км/ч нужно убирать. Иначе, по мнению парламентария, после завершения карантина на дороги вернутся старые проблемы и плохая статистика аварийности.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look

Июль 2020

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов снова поднимает вопрос отмены скоростного лимита. По его словам, в городах неадминистрируемый порог должен быть снижен до 10 км/ч, а на вылетных магистралях, шоссе, скоростных дорогах, которые соответствуют всем требованиям безопасности, можно оставить неадминистрируемый порог в 20 км/ч. «Без этого не выполнить требований президента, который поручил правительству и главам субъектов стремиться к нулевой смертности на дорогах», — уверен Ликсутов.

Сентябрь 2020

Каршеринговые компании Москвы начинают присылать пользователям предупреждения о превышении максимально допустимой скорости на 10 км/ч. Среди чиновников снова поднимается волна обсуждения отмены нештрафуемого порога.

Ноябрь 2020

Штрафовать за превышение скорости на 1 км/ч предложил член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев из «Единой России». Депутат опирается на опыт европейских стран и называет нарушителями всех, кто превышает скорость даже на 1 км/ч.

Чуть позже в ответ на вопросы об отмене +20 км/ч к максимальной разрешенной скорости глава МВД Владимир Колокольцев заявляет, что его ведомство — «категорические противники такого нововведения». По мнению Колокольцева, для безопасности важнее разделительные барьеры и освещение. В МВД также заявляют, что в новой редакции КоАП позиция ведомства учтена, а величина штрафа за превышение скорости не изменится.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Февраль 2021

Департамент транспорта Москвы поднимает вопрос о необходимости снижения скорости движения в городской черте до 50 км/час. «Снижение скорости в городах — мировой тренд», — говорят чиновники. Одновременно с этим снова предлагается упразднить нештрафуемые +20 км/ч.

Март 2021

Власти Москвы просят снизить нештрафуемое превышение скорости с 20 до 10 км/ч во всех городах России после ДТП с MINI Cooper, который влетел в автобус 17 марта. Автомобиль двигался со скоростью 73 км/ч, хотя на этом участке ограничение стандартное для города — 60 км/ч.

Май 2021

Московский департамент транспорта объявляет сбор предложений по скоростным лимитам в городе, в том числе по отмене нештрафуемого порога. Ведомство запускает активную кампанию по распространению информации о необходимости отменить +20 км/ч. На протяжении всех майских праздников в своем Telegram-канале Дептранс каждый день публикует статистику, мнения, опыт других стран, сопровождая все это призывами отменить нештрафуемый порог +20 км/ч.

Фото: ГК «Автодор»