Autonews
За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять
Фото: Алексей Белкин / ТАСС
Колонки
Вячеслав Лысаков
Колонки 3 октября
Вячеслав Лысаков
За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять
Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, автор действующей нормы о нештрафуемом пороге в +20 км/ч, объясняет, почему в России снижать лимит рано

Моя позиция как автора действующей нормы о ненаказуемых 20 км/ч, которую поддержала фракция «Единая Россия», такова: сначала правительство должно провести тотальный аудит улично-дорожной сети, включая проверку разметки и дорожных знаков на предмет их соответствия дорожной обстановке, федеральным законам и ПДД, обоснованность ограничений скоростного режима и расстановку камер.

К сожалению, в России стало нормой устанавливать ничем не обоснованные ограничения скоростного режима в паре с камерами не там, где это необходимо для обеспечения безопасности и профилактики нарушений, а там, где легче собрать штрафные деньги. Это самые настоящие ловушки для водителей. Нередко из ниоткуда появляются знаки с ограничением скорости 40 км в час. А до этого, представьте, водители ехали с разрешенной скоростью 90–110 км в час. При этом камера фиксирует автомобиль сразу с точки установки камеры, а не через, например, 200 метров. Эти «кормушки» надо убирать.

Далее необходимо поднять скоростной режим там, где он не соответствует категории дороги. Сейчас в России он значительно занижен. На Кутузовском проспекте в Москве скорость ограничена 80 км/ч, но сейчас благодаря поправке +20 км/ч по нему можно ехать более-менее прилично. А власти еще хотят снизить порог до 60 км в час.

А почему я должен ехать по добротному Минскому шоссе до Белоруссии 90 км/ч, а уже за границей по такой же дороге могу законно передвигаться со скоростью 120 км/ч плюс 10 км в час? Если у нас снизить до +10 км/ч, мы по такой же дороге сможем ехать только со скоростью 100 км в час. Почему мы должны ездить медленнее на 30 км/ч, чем водители в соседней стране на трассах того же качества? Что за издевательство? Я считаю, что на трассе М-9 водителей специально провоцируют, чтобы они нарушали. Там хорошая дорога, гаишников мало, камер тоже негусто. Люди позволяют себе немного поднажать.

А еще на некоторых участках стоит система «Автодория» родом из Татарстана, которая незаконно измеряет среднюю скорость — камеры стоят при въезде и при выезде с участка в 30–50 километров. И люди получают штрафы, хотя в законодательстве нет понятия «средняя скорость». Есть нарушение скоростного режима с конкретными цифрами: 20–40 км/ч, 40–60, 60–80 и свыше 80 км в час. Кроме всего прочего, у нас есть и перевозчики, которые несут убытки из-за того, что суточный пробег в России у них в два раза меньше, чем по Европе.

Фото: ГК «Автодор»

Есть и еще одно необходимое изменение. Необходимо вернуть Госавтоинспекции полномочия по согласованию планов и проектов организации дорожного движения. Сейчас организацией дорожного движения занимаются органы исполнительной власти регионов — это местные департаменты и министерства транспорта. И получается, что чиновники на местах сами расставляют знаки, наносят разметку, ставят камеры, сами собирают деньги и при этом сами себя же контролируют. Это недопустимо!

Раньше ГИБДД могла проводить независимую оценку планов организации дорожного движения. Сейчас же государственная контрольно-надзорная вертикаль в лице МВД разрушается, министерство готово охотно передать свои полномочия регионам (читай: людям с улицы), и это крайне опасно. Ведь нередко организация дорожного движения во многих субъектах противоречит существующим нормам. Это происходит потому, что власти в этих субъектах заинтересованы в максимальном сборе штрафных денег. То есть главной целью ставится не организация дорожного движения и дорожная безопасность, а сбор денег с автомобилистов всеми возможными путями.

По теме:

Например, в Москве множество мест, где стоянка или остановка автомобиля не создает помех другим участникам дорожного движения, но стоянка или остановка там запрещены. И наоборот, там, где стоянка или остановка прямо запрещены ПДД, устроена платная парковка. Этот подход, который я называю тотальной коммерциализацией, недопустим. Он создает социальное напряжение в обществе, озлобляет людей, формирует правовой нигилизм. Это нагрев социального котла.

Поэтому сначала надо решить все вышеописанные проблемы и только потом ставить вопрос о возможном снижении нештрафуемого порога скорости. Во фракции «Единая Россия» придерживаются именно такой точки зрения, такой последовательности приоритетов. Если всего перечисленного сделано не будет, Госдума, уверен, снижение нештрафуемого порога не поддержит.

Сейчас правительство РФ готовит новую редакцию КоАПа с обновленным текстом, измененными санкциями и нормами — это дело небыстрое. Черновой вариант будет готов в лучшем случае в конце следующего года. После чего его будут дорабатывать. На принятие Госдумой тоже понадобится время. В целом, по моему прогнозу, новый КоАП появится не ранее чем через пару лет. У всех нас есть время, чтобы подготовиться.

Комментарии