Autonews
Статьи Алина Распопова

Народный каршеринг: личный автомобиль предлагают сдавать в аренду

Водители получат возможность сдавать в каршеринг личные автомобили: московские власти ведут для этого разработку нового приложения. Эксперты назвали возможные риски
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Проработку нового сервиса для автомобилистов под названием «Народный каршеринг» ведут в правительстве Москвы. Приложение позволит жителям города сдавать свои автомобили в краткосрочную аренду. О работе над проектом написал глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов в Telegram-канале ведомства. Разбираемся в перспективах новой услуги.

Как это будет работать?

Московские власти планируют организовать весь процесс при помощи регистрации в отельном приложении. Собственник сданного в каршеринг автомобиля сможет самостоятельно выбирать, кому можно доверить свою машину, исходя из возраста, опыта и других данных об арендаторе, а также определять адреса, где нужно будет завернуться аренду.

Статьи 15 сентября «Должна 85 тысяч за чужое ДТП». Странная история с угоном каршеринга
Новости 12 августа В Подмосковье у 30 автомобилей каршеринга прокололи колеса

«Вы сможете сдать свой автомобиль в сервис краткосрочной аренды, когда им не пользуетесь. По статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения. Ваша машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги. Приложение будет собственностью правительства Москвы, и мы будем внимательно смотреть профили пользователей — на наличие опыта вождения и стажа управления транспортным средством», — сообщил о планах Ликсутов.

Будет ли спрос на «Народный каршеринг»?

Спрос на автомобили из «Народного каршеринга» появится только в случае, если цена на услугу окажется ниже по сравнению с предложениями основных игроков на рынке — таких, как «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», «BelkaCar» YouDrive и других. Так считает компетентный источник Autonews.ru, близкий к одной из каршеринговых компаний.

«На рынке уже есть несколько сильных игроков с огромными бюджетами, которые они вкладывают в увеличение автопарка и рекламу, — рассуждает источник. — Если московские власти, как это обсуждается, отменят возможность бесплатной парковки для каршеринга, то стоимость услуги поднимется примерно в два раза — до 15 руб.-16 руб. за минуту аренеды. И если стоимость минуты у «Народного каршеринга» будет ниже, то, конечно, им будут пользоваться.

Фото: Максим Денисов / Mos.ru

Также важную роль, по словам источника, должны сыграть доступность автомобилей и удобство их парковки после завершения поездки. «Если взять «Яндекс.Драйв», «Делимобиль» — это около 18 тыс. и 10-11 тыс. автомобилей в Москве соответственно, плюс добавляем менее крупных игроков, это еще несколько тысяч машин и их можно найти в каждом дворе, — приводит данные источник. — Заходить на такой насыщенный рынок нужно с парком не менее 1 тыс. автомобилей. Если машин будет мало, то люди просто не будут открывать приложение».

С точки зрения пользователей источник обратил внимание на вопрос брендирования личного автомобиля в символику «Народного каршеринга» и компенсации за бензин.

Как быть с ОСАГО?

Для автомобилей, которые планируется сдать в каршеринг, необходимо будет оформлять полис ОСАГО для неограниченного круга лиц. Согласно указанию Центробанка, для физических лиц этот коэффициент составляет 1,94, уточнили в Российском союзе автостраховщиков (РСА) в беседе с корреспондентом Autonews.ru. Там также объяснили, что стоимость полиса будет зависеть и от типа автомобиля.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

«Частотность ДТП по каршеринговым автомобилям выше, чем по автомобилям такси, — рассказал Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. — Хотя у такси километраж пробега обычно выше, в отличие от пользователей каршеринга, там все-таки чаще всего работают профессиональные водители. По каршернигу аварийность очень высокая. И если система «Народный каршеринг» будет запущена, за оформление ОСАГО придется платить больше, чем по стандартному автомобилю. Потому что при страховании одного водителя, страховая компания знает всю его историю. А при оформлении неограниченного допуска лиц к управлению автомобилем есть повышающий коэффициент. Также тариф будет зависеть от того, какой именно автомобиль владелец хочет сдать в каршеринг — одно дело это спортивный мощный спорткар и другой дело — семейный минивэн. Потому что пользоваться им будут совершенно разные люди и для разных целей».

Кто ответит за ДТП?

Если автомобиль каршеринга попадет в аварию по вине водителя и ущерб превысит лимит по ОСАГО, отвечать перед потерпевшими придется не только пользователю сервиса, но и непосредственному владельцу.

«ОСАГО имеет лимит — 400 тыс. рублей по «железу» и 500 тыс. рублей за причинение вреда жизни и здоровью человека, — напомнил Уфимцев. — При превышении лимита при причинении вреда пользователем каршеринга третьим лицам ответственность будет нести непосредственный владелец автомобиля. Ведь в соответствии Гражданским кодексом, пострадавшая сторона имеет право предъявить претензии как водителю, так и непосредственному владельцу транспортного средства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а владельцы зачастую забывают, что по закону несут ответственность за все, что с ним происходит. Некоторые думают, что если за рулем находился кто-то другой, то предъявить претензии можно только водителю. Но это не так».

Уфимцев уточнил, что в дальнейшем собственник в рамках отдельного судебного разбирательства может попытаться взыскать ущерб с пользователя каршеринга. Но сначала придется покрыть ущерб потерпевшей стороне. «И если человек сдал свой автомобиль в каршеринг, а водитель за рулем протаранил 10 дорогих автомобилей ценой по 1 млн рублей, то полис ОСАГО покроет только по 400 тыс. руб. ущерба по каждому автомобилю. А разницу придется покрывать из собственных средств».

Фото: АГН «Москва»

В свою очередь источник в каршеринговой компании сомневается, что физлицо будет готово взять на себя такую ответственность. «А если окажется, что ДТП произошло из-за технической неисправности — например, не сработали тормоза и есть пострадавшие или погибшие — кто-то в таком случае должен будет ответить. И не думаю, что автовладельцы захотят брать на себя такой риск», — отметил он.

Кто оплатит штрафы, парковку и ТО?

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание на то, что ответственность за нарушения ПДД будет нести собственник автомобиля, за исключением случаев, когда он сможет доказать в ГИБДД, что передавал машину в пользование другому человеку. «Возможно, клиентам придется вносить депозит как раз для покрытия штрафов, — предположил эксперт. — Кроме того, есть предложения о конфискации автомобилей у пьяных водителей вне зависимости от того, кто собственники машины, что в дальнейшем может стать большой проблемой». При этом Шапарин сомневается, что приложение заработает и называет заявления о создании сервиса «дополнительным инструментом влияния при продавливании закона о такси».

Какие автомобили возьмут в «Народный каршеринг»

По словам источника Autonews.ru в каршеринговой компании, все сдаваемые в аренду автомобили нужно будет обязательно оснастить телематическим оборудованием. Получается, что проще всего настроить оборудование на тех моделях, которые уже есть в классических каршеринговых автопарках. Например, на Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Rapid и других. «Но даже с базой данных по конкретным моделям каждую машину все равно нужно будет испытывать в индивидуальном порядке, даже если это совершенно новый автомобиль. Дело в том, что иногда оказывается, что электроника у автомобиля совершенно не дружит с телематикой. Например, так было с Renault Kaptur — случалось, что машины начинали дымиться прямо в дороге, — делится источник. — И тогда получается, что, например, какую-нибудь Nexia это условное ООО «Народный каршеринг» просто не примет, потому что слишком трудозатратно собирать базу данных по единичным моделям.

Будут ли сдавать автомобили?

Координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что идея заслуживает проработки, однако сомневается, что она заработает в ближайшее время.

Фото: Евгений Самарин / Mos.ru

«У меня огромное количество личных и полезных в дороге вещей, и если я буду сдавать автомобиль непонятно кому — вопрос что с ними делать. — А если мне машина вдруг срочно понадобилась? — А если машина останется на платной парковке, а я не успеваю ее забрать? И есть проблема с ДТП — даже если страховка покроет весь ущерб, все равно можно остаться без машины, — рассуждает Шкуматов.

Напомним, что впервые о появлении в Москве нового типа краткосрочной аренды автомобилей заговорили в августе 2018 года, когда мэр Сергей Собянин анонсировал появление «Народного каршеринга». Тогда градоначальник подчеркнул, что в мире пока нет таких сервисов, однако отметил, что подобные эксперименты ведутся.

Вскоре после этого Максим Ликстутов заявил, что специалисты уже начали разработку необходимого программного обеспечения и москвичи смогут сдавать свои автомобили в аренду уже с 2019 года.