Autonews
Статьи Алина Распопова

«Ищем замену поставщикам». Коронавирус затронет российские автозаводы

Автокомпании прогнозируют перебои с поставками и снижение объемов производства. Разбираемся, как коронавирус повлияет на планы российских автопредприятий и цены на рынке
Фото: Renault

Проблема с распространением коронавируса из Китая в Южную Корею и ряд европейских стран не обошла и российских автопроизводителей. Большинство локализованных предприятий ограничились созданием оперативных штабов для более плотного контакта с поставщиками. Но некоторые не исключили, что последствия для них будут гораздо сложнее. Мы узнали у автокомпаний и дилеров, к чему готовиться покупателям и что будет с ценами на фоне высокой волатильности рынка.

«Автотор»: возможно снижение объемов производства

На Калининградском предприятии «Автотор» Autonews.ru сообщили, что в связи с остановкой заводов в Южной Корее возможны перебои с поставками комплектующих. Следствием этого может стать снижение объемов производства. На заводе собирают модели марок KIA, Hyundai, BMW и Genesis. «В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости корректировки режима работы завода. О принятых решениях будет сообщено дополнительно», — заявили в компании.

Фото: Автотор

KIA и Hyundai: запасных частей хватает

В компании «Киа Моторс Россия и СНГ» Autonews.ru сообщили, что не наблюдают недостатка запасных частей или перебоев в поставках. «Весь модельный ряд KIA, представленный на российском рынке, собирается в России на производственных мощностях «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и «Автотора». В настоящий момент нет ограничений в их деятельности», — сказали в компании.

Новости 28 февраля Женевский автосалон отменен из-за эпидемии коронавируса
Новости 28 февраля Крупнейший в мире автозавод остановлен из-за проникновения коронавируса

Там подтвердили, что в феврале 2020 года из-за вспышки коронавируса на несколько дней были остановлены производственные линии части предприятий KIA Motors в Корее, но заверили, что после перераспределения цепи поставок сборка возобновилась в прежнем объеме. «Период остановки производственных линий был не таким значительным, чтобы заметно повлиять на спрос», — добавили представители марки.

В свою очередь, в Hyundai на запрос Autonews.ru ответили, что модели марки в России производят без сбоев и планы продаж в компании не пересматривали. «Hyundai делает все для обеспечения безопасности. Планов по изменению графика работы, объемов производства в России нет», — сказали в пресс-службе.

«АвтоВАЗ»: проработан ряд сценариев

Российский «АвтоВАЗ», чьи производственные мощности базируются в Тольятти и Ижевске, сообщил, что на предприятии создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками оценивает потенциальные риски поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации. «Пока поставки отдельных компонентов под контролем. Завод работает по графику», — заявили Autonews.ru в пресс-службе предприятия.

Фото: АвтоВАЗ

Nissan: работа в одну смену

В компании Nissan, которая одной из первых сообщала о возможных перебоях, сейчас заявили, что работают в штатном режиме, поскольку китайские заводы возобновили поставки вовремя. Предприятие марки находится в Санкт-Петербурге, там по полному циклу ведется производство моделей X-Trail, Qashqai и Murano.

«На заводе в Санкт-Петербурге не ожидается приостановок работы», — сказали в пресс-службе. Одновременно с этим марка приняла решение перейти на работу в одну смену. Но причиной такого шага стала не эпидемия коронавируса, а общее падение спроса на автомобили, подчеркнули в компании. Там пообещали перейти на обычный график, как только ситуация со спросом нормализуется.

Фото: Nissan

Renault: завод работает без перебоев

В России у марки Renault действуют два производства: в Москве и Тольятти. В компании Autonews.ru рассказали, что у нее существует пул глобальных поставщиков, которые в том числе завозят некоторые компоненты из Китая. Но заверили, что перебоев с поставками нет.

«В настоящее время мы имеем необходимый запас деталей, обеспечивающий бесперебойную работу завода, — рассказали в пресс-службе. — «Renault Россия» совместно с поставщиками различного уровня, включая локальных, работающих с китайскими партнерами, внимательно анализирует ситуацию и прорабатывает различные сценарии развития ситуации с вирусом на ближайшие недели».

Haval: каждый день измеряют температуру

У китайской марки Haval российское предприятие расположено в Тульской области. Там рассказали, что, несмотря на сложившуюся в Китае ситуацию с распространением коронавируса, она не повлияет на работу российского завода. В компании уточнили, что завод имеет высокий уровень локализации и риски для его функционирования в связи с ограничением въезда в страну граждан Китая минимальны.

Фото: Haval

«На заводе работает более 1000 российских сотрудников, а функционал китайского персонала в данный момент заключается в основном в информационной поддержке и решении чрезвычайных ситуаций. Завод может полноценно функционировать без посещения его китайскими представителями», — рассказали в пресс-службе.

Учитывая обстоятельства, бренд кардинально пересмотрел планы командировок в Россию для большинства китайских сотрудников. После Нового года в страну их въехало менее 20. В данный момент все они находятся в карантинной зоне, в специализированных общежитиях, где будут пребывать не менее чем 14 дней для комплексного наблюдения.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

В Haval также рассказали, что тесно сотрудничают с администрацией Тулы и городским Министерством здравоохранения, чтобы гарантировать безопасность сотрудников и жителей. Муниципальное руководство направило на завод бригаду врачей для проверки выполнения всех необходимых мер безопасности и предотвращения распространения вируса. На заводе ежедневно проводятся измерения температуры у всего персонала — местного и китайского.

КамАЗ: обеспечены запчастями до конца апреля

В компании КамАЗ, которая выпускает транспортные средства в Набережных Челнах, в конце января рассказывали, что производство на февраль обеспечено комплектующими в полном объеме. Однако там не исключили, что при продолжении распространения коронавируса и введении глобальных ограничительных мер могут возникнуть риски корректировки производственных планов с марта. Но сейчас, как выяснил Autonews.ru, на прошедшем накануне совещании компания приняла решение нарастить объемы производства.

Фото: КамАЗ

«Мы обеспечены комплектующими вплоть до конца апреля, производственный план в связи с ростом спроса увеличен со 160 до 170 автомобилей в сутки, — рассказали в пресс-службе КамАЗа. — Мы плотно работаем со всеми поставщиками. Из общего количества поставщиков у нас всего 10% из Китая, и с каждым из них мы нашли решение. Вопросы сейчас возникают не с ними, а с европейскими и иными компаниями, потому что в их продукции тоже используются китайские комплектующие. Мы всем разослали письма с просьбой подтвердить готовность обеспечить прописанные в контрактах обязательства. Большинство нам это подтвердило, другим же мы ищем замену».

Groupe PSA: ждут возобновления производства в Китае

На заводе «ПСМА Рус» в Калужской области выпускаются такие модели, как Peugeot Traveller, Peugeot Expert, Citroen SpaceTourer и Citroen Jumpy, Opel Zafira Life. Представители группы заявили, что специалисты по глобальным поставкам Groupe PSA работают над оптимальным решением, которое позволит не допустить остановки заводов во всем мире.

«В Китае — очаге распространения вируса — производство было приостановлено. Команды в Китае ждут возобновления работы, при этом их вынужденный отпуск оплачивается партнерами из компании Dongfeng. Возобновление деятельности будет зависеть от решений китайских властей. Прогнозируется, что это произойдет 11 марта», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе.

Фото: Zhou Mu / Xinhua / Global Look Press

Там добавили, что на Китай приходится только 3% мировых продаж PSA. «Наши производственные мощности позволят наверстать негативное воздействие на местный рынок до конца этого года. Глобально для Groupe PSA на сегодняшний день все хорошо», — сказали в пресс-службе.

Также на предприятии в Калуге производят автомобили марки Mitsubishi. Официальный дистрибьютор компания «ММС Рус» сообщила Autonews.ru, что марка не наблюдает какого-либо влияния на производственные планы. «Все заводы марки за пределами Китая работают в обычном режиме. Заводы и предприятия в Китае продлили китайский новогодний перерыв, но некоторые возобновили свою работу. На «ММС Рус» это никак не повлияло», — сказали в пресс-службе.

Дилеры и эксперты: дефицита не будет, цены не вырастут

Опрошенные представители дилерского сообщества сошлись во мнении, что на мировом автопроме приостановка производства автомобилей на заводах в Китае и Южной Корее скажется отрицательно. Но влияние это будет незначительным, поскольку производство автомобилей не ограничено этими странами, заводы расположены во всем мире. Внезапного роста цен дилеры также не прогнозируют.

Фото: Wenjun Chen / dpa / Global Look Press

«Проблема коронавируса не такого масштаба, чтобы вызвать дефицит автомобилей в России, — сказал Autonews.ru генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. — У нас нет проблем с пополнением складов, запас автомобилей есть. По прогнозам экспертов, в апреле ситуация пойдет на спад, и мы не ожидаем, что все это как-то значительно может отразиться на продажах. Покупатели автомобилей не ощутят на себе влияние от коронавируса, им не стоит опасаться дефицита моделей». В компании «Рольф» добавили, что все автомобили получают от дистрибьюторов в срок.

Что будет с ценами

На фоне ситуации с коронавирусом курс рубля за последние дни резко ослаб. В понедельник, 2 марта, американская валюта дорожала в течение дня выше 67 рублей. Курс европейской валюты превысил отметку 75 руб., но потом опустился чуть ниже 74 рублей. Курс доллара на 4 марта составил 66,5 рубля.

Тем не менее генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что ждать внепланового роста цен покупателям не стоит. В свою очередь, аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что в свете стагнации рынка автокомпании воздержатся от резкого повышения стоимости автомобилей, а некоторые даже согласятся на потерю маржи ради поддержки общего объема продаж. Но когда станет понятно, что курс стабилизировался, автокомпании вынуждены будут отреагировать.

«Решения о повышении цен будут приниматься не за один день, а тогда, когда придет понимание, что сложился устойчивый характер курса. Цены начнут меняться в зависимости от уровня локализации, стран происхождения поставщиков комплектующих», — прогнозирует Беспалов.

Тем временем международное агентство Moody`s уже спрогнозировало снижение объемов продаж новых автомобилей в России на 4%. Это в два раза хуже прогноза Ассоциации европейского бизнеса, где в начале года заявили о падении российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей на 2,1%. О планах по обновлению прогноза из-за коронавируса в АЕБ на запрос Autonews.ru не ответили.