branding imagebranding image
Autonews
Карантин Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

«Плачу за лишнее время». Как ездить в такси с пропуском

Водителей такси обязали проверять цифровой пропуск у всех пассажиров — мы выяснили, на что жалуются такси и чем недовольны пассажиры
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Неделю назад в Москве заработала система проверки электронных пропусков, предназначенных для выхода из дома. Нарушить режим самоизоляции разрешают только тем, у кого при себе специальный буквенно-цифровой код, который генерирует столичный департамент транспорта. Получать этот код должны все граждане города при выходе из дома, исключением не стали даже пассажиры такси. Причем водители должны самостоятельно проверять у пассажиров коды до начала поездки. Мы узнали, как работает система проверки и что об этом думают сами водители и пассажиры.

Как проверяют пропуска

Согласно установленной городскими властями процедуре, таксисты должны зарегистрироваться в приложении «Помощник Москвы» с помощью переданных им логинов и паролей. В приложении нужно ввести код, который таксисту передаст пассажир. Если он действителен, поездку можно начинать.

Как рассказала Autonews.ru директор по коммуникациям компании Gett Екатерина Шумова, за неделю работы режима пропусков поездки в классах «эконом» и «комфорт» снизились на 8–10% по сравнению с тем же периодом неделей ранее.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press Новости 24 апреля 2020 В Москве таксист избил пассажирку из-за нечитаемого кода на пропуске
Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва» Карантин 14 апреля 2020 «Думаем, как заработать, а потом — о вирусе». Что будет с такси

«Каждому водителю, кто работает с Gett, мы выдали логины и пароли для «Помощника Москвы». Мы позаботились о том, чтобы свести к минимуму контакт пассажира и водителя и возможные сложности с проверкой пропусков, добавили в приложение поле ввода электронного кода пропуска. Просим пассажиров ввести код еще до вызова машины. Водитель получает эту информацию как комментарий к заказу и заранее проверяет, все ли в порядке. Если код неверен, водитель связывается с пассажиром и просит ввести код заново», — рассказала Шумова.

По словам собеседницы, дополнительно для водителей работает круглосуточная служба поддержки, которая помогает принять решение в сложных случаях.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

В компании «Ситимобил» также рассказали о небольшом снижении спроса на поездки в такси после введения обязательных цифровых пропусков. «Водители, подключенные к «Ситимобил», проверяют у пассажиров наличие цифрового или служебного пропуска для передвижения по Москве и Московского области. Мы передали партнерам персональные логины и пароли для авторизации каждого водителя в приложении. Начиная с 15 апреля при посадке в такси водитель просит пассажира предъявить цифровой (код или QR-код пропуска) или служебный пропуск. Проверка действительности кода проводится водителем через приложение «Помощник Москвы», которое все водители установили на свой смартфон. Мы также отправили пуш-уведомления всем клиентам в Москве и Московской области о том, что пропуска необходимы для поездок в такси», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе «Ситимобил».

Что говорят пассажиры

Мы связались с теми, кто пользовался услугами автомобильных перевозок в Москве и области за минувшую неделю. Некоторые подтвердили проверку пропусков в такси, другие рассказали о том, что не делали пропуск и водитель такси все равно согласился на поездку.

«Ездила на днях в такси. Выезжала часа в два ночи и вернулась в полдень. Оба раза водители проверяли пропуска. Открывали приложение и вводили туда буквенно-цифровой код. Один водитель справился быстро, а у второго явно были трудности, в итоге он не смог ввести данные в программу. При этом пока водитель проверяет код, деньги за поездку уже начисляются, то есть я плачу за лишнее время. Пропуск я не смогла сделать через «Госуслуги», получилось только через SMS. Водители говорили, что не берут пассажиров без пропуска и уже отменяли поездки из-за этого. Оба водителя были в масках. По поводу самой системы электронных пропусков: я считаю, что это ограничение моих прав и от вируса никак не защищает. Мне не нравится тот факт, что я могу выехать по своим нуждам только два раза в неделю», — поделилась москвичка Дарья Фуркад.

Еще одна собеседница Autonews.ru по имени Анастасия сделала себе пропуск и вбила его в приложение вызова такси еще до заказа машины. «Сделала все заранее, и в дороге уже никто ничего не проверял. Таксист был вежливы, обсуждали финансовые потери — у всех сильно упали зарплаты. Но без жалоб», — рассказала Анастасия.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Ездил в такси в пятницу вечером, это был третий день работы пропускной системы. Ехал из Королёва в Москву. Пропуск не оформлял. Когда таксист приехал, сразу сказал ему, что я без пропуска. Сам таксист был без маски и без перчаток и сказал, что ему все равно, есть ли у меня пропуск, и повез. Так что кому надо, везут и без кода», — объяснил собеседник по имени Иван.

Что говорят таксисты

Отказов водителей работать из-за введения пропусков зафиксировано не было, рассказали в компании Gett. «У нас строгие критерии отбора: к сервису подключают только тех, кто подтвердил свои профессиональные качества. Водители понимают, что пропуска — необходимая мера для борьбы с эпидемией, и ответственно относятся к своей роли. Негативных отзывов от пассажиров мы не получали. Наоборот, наших водителей хвалят за то, что они тщательно следуют предписаниям», — пояснили в компании.

Представитель «Ситимобил» рассказал, что водители и пассажиры по-разному реагируют на данную пропускную систему. «Мы получили некоторое количество негативных обращений, связанных с непониманием работы и неудобством этой меры. Однако мы понимаем, что данное решение оптимально в условиях дефицита времени и динамики распространения вируса по региону», — сообщили в пресс-службе агрегатора.

Несмотря на то что работа с проверкой электронных пропусков в такси за неделю более-менее наладилась, московский профсоюз таксистов обратился к главе департамента транспорта Максимум Ликсутову и попросил освободить водителей от проверки пропусков у пассажиров. Как заявил председатель профсоюза Николай Кодолов, процедура проверки через приложение «Помощник Москвы» работает нестабильно, а при предъявлении распечатанного пропуска с QR-кодом у таксистов нет реальной возможности проверить его подлинность.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

«Водители в отличие от полиции и сотрудников Росгвардии не уполномочены по закону проверять какие-либо документы пассажиров. Пассажиры нередко отказываются предоставлять пропуск. Профсоюз такси просит у департамента транспорта либо дать четкие инструкции, как проводить проверку пропусков, либо не накладывать на водителей такси дополнительных санкций», — говорится в письме профсоюза.

Позиция города

С 15 апреля в Москве действует пропускной режим. Граждане, которые передвигаются по городу в общественном транспорте, на такси или личных автомобилях, должны получать электронные пропуска через сайт mos.ru. Обязанность проверять пропуска у пассажиров такси лежит на водителях. В противном случае власти пообещали отключать водителей от агрегаторов для подбора пассажиров.

С первого дня работы системы таксисты начали жаловаться на сбои в приложении «Помощник Москвы». В столичном департаменте транспорта опровергли неисправности в работе программы и сообщили, что приложение установили уже более 10 тыс. таксистов и сейчас программа работает стабильно.

«Таксисты должны проверять пропуска у пассажиров в том числе и для собственной безопасности. Пренебрежение такой проверкой — риск для самого водителя, мы не можем этого допустить», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press