Новый законопроект, который сделает неизбежной оплату штрафа ГИБДД для водителей-иностранцев, должен заработать в ближайшее время. Нововведение предполагает задержание транспортного средства при прохождении границы вплоть до погашения задолженности, а также возможность отправлять «письма счастья» за границу. Речь идет об автомобилях, принадлежащих как частным лицам, так и перевозчикам. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу Госавтоинспекции России Михаила Черникова. По его словам, на данный момент разработка соответствующего законопроекта уже ведется.
Информированный источник Autonews.ru в МВД России уточнил, что международное соглашение, позволяющее обмениваться данными о водителях полицейским из разных стран, также находится на «высокой стадии готовности».
Официально в ведомстве в ответ на запрос подтвердили, что МВД совместно с ФТС и Министерством транспорта «прорабатывают вопросы по контролю уплаты штрафов за нарушения ПДД, совершенные на транспортных средствах, принадлежащих иностранным перевозчикам». Информацию о том, что ведомства разрабатывают соответствующую «дорожную карту», Autonews.ru подтвердили и в Федеральной таможенной службе. В Минтрансе на уточнения о законопроекте не ответили.
Из более чем 142,1 млн выписанных в 2019 г. штрафных постановлений за нарушения ПДД только 900,6 тыс. пришлось на иностранных граждан. Такие данные предоставили Autonews.ru в МВД России. В целом все выявленные нарушители обязаны были пополнить бюджет на 106,5 млрд рублей, но из этой суммы водители заплатили только 68 млрд рублей.
Что касается иностранцев, их вклад в эту сумму составил 1,3 млрд рублей, из которых они оплатили 458,6 млн руб. (35,3%). То есть из 580,4 тыс. разосланных постановлений закрыли их только 64,4% получателей. Кроме того, в ГИБДД лишили прав 12 тыс. иностранцев.
«В 73 субъектах организована работа сотрудников Госавтоинспекции по привлечению к административной ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, за административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме», — рассказали в МВД.
Однако, как рассказывают источники в ведомстве, низкая собираемость штрафов не единственная проблема. Так, иностранцы ежегодно должны получать и оплачивать в разы больше извещений. Если бы все сфотографированные иностранцы получили бы все предназначенные им «письма счастья», сумма выписанных штрафов могла бы быть в несколько раз больше.
Дело в том, что большинство нарушений ПДД на дорогах фиксируют дорожные камеры: оперативно и точно получить данные о каждом владельце иностранного транспортного средства исключительно по госномеру автомобиля у ГИБДД нет. Поэтому основной массив нарушений хоть и фиксируется камерами, но в итоге просто отбраковывается и не входит в общую статистику. То, что все современные дорожные камеры способны считывать и распознавать иностранные госномера, Autonews.ru не раз подтверждал и представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов.
![Фото: Олег Лозовой / РБК](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/34/755846975671346.jpg)
«Посмотрите, те же белорусы до границы с Россией едут спокойно, а как только пересекают границу, сразу разгоняются минимум до 130 км/час, — говорит источник. — От водителей-иностранцев в Смоленской области просто воют, такой прирост аварийности на дорогах дают эти товарищи», — рассказывает источник в полиции.
По его словам, сейчас уже разработана «дорожная карта» и подготовлен законопроект, который предусматривает остановку транспортных средств до уплаты всех штрафов ГИБДД, — недоплативших штрафы будут задерживать прямо на границе.
«По похожей схеме сейчас работает ГАИ в Беларуси. Она могла бы быть и еще эффективнее, чем сейчас, но впечатление на поведение людей в любом случае оказывает. Также на высокой степени готовности находится международное соглашение, которое позволит сделать так, чтобы штрафы за нарушения ПДД приходили водителям прямо за границу, а также более оперативно обмениваться данными по иностранным водительским удостоверениям и транспортным средствам», — делится источник.
В ГК «Автодор» ранее уже жаловались на проблему с нарушителями-иностранцами. Там считают, что практика других стран, когда при выезде с территории государства нарушителей останавливают и просят на границе заплатить штраф, помогла бы обеспечить неотвратимость наказания для иностранцев.
«Основной поток автомобилей с иностранными номерами на сети ГК «Автодор» наблюдается на трассе М-1 «Беларусь» в Смоленской области, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе. — За 2018 г. доля ДТП с участием таких ТС составила почти 50%, количество погибших — 60%, раненых — 56% от общего числа из статистики аварийности. Всего в области дорожные камеры зафиксировали 1 115 000 нарушений скоростного режима. Из них — 601 тыс. допустили россияне, а 514 тыс. — иностранцы». При этом речь идет именно о зафиксированных, а не оформленных административных проступках.
В свою очередь глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов рассказывал в 2019 г., что Госавтоинспекция выносит всего 1% штрафов от всех зафиксированных правонарушений.
![Фото: Global Look Press](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/34/755846976305343.jpg)
Обычные инспекторы ГИБДД, анонимно опрошенные Autonews.ru, поделились, что сейчас иностранцы оплачивают только те штрафы, которые им лично выписывают инспекторы. «Камеры должны понимать, кто владелец автомобиля, этой информации обычно в базах нет, — уточняют инспекторы. — При личных проверках оказывается, что за каждым из них числится много неоплаченных штрафов. Мы составляем постановления по ст. 20.25. КоАП «уклонение от исполнения административного наказания» и направляем данные в Федеральную миграционную службу для оформления запрета на выезд».
Впрочем, даже если штраф и доходит до адресатов, статистика оплат со стороны иностранцев остается плачевной. Не помогают даже судебные приставы. Так, в МВД России уточнили, что всего в 2019 г. с помощью межведомственного электронного документооборота они направили на отработку судебным приставам 163,2 тыс. вторых экземпляров постановлений, вынесенных в отношении иностранных граждан. Из них приставы смогли закрыть только 32,7 тыс. постановлений, или 20%. При этом, как сообщили Autonews.ru в пресс-службе ФССП России, всего в 2019 году им на исполнение направили 25,4 млн постановлений по штрафам ГИБДД на сумму 20,6 млрд руб.
Исключением, когда штрафы все-таки доходят до адресата, можно считать ситуации, в которых водители при переходе через границу оформляют временный ввоз своих транспортных средств. Тогда в базе ФТС оказываются нужные для ГИБДД данные для оформления штрафа. Например, адрес владельца автомобиля.
Как уточнили в ФТС, речь идет только о тех временно ввезенных иностранных транспортных средствах для личного пользования, которые подлежат таможенному декларированию. К ним относятся все автомобили, не зарегистрированные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас в ЕАЭС помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. Получается, что транспортные средства из этих стран могут заезжать в Россию по упрощенному режиму без оформления временного ввоза, и в случае нарушения ПДД в базе данных ФТС сведений о владельце такого автомобиля не появится.
«В настоящее время информационное взаимодействие ФТС и МВД организовано через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), — уточнили в ФТС по запросу Autonews.ru. — Сведения о владельцах временно ввезенных в Россию иностранных транспортных средств для личного пользования сотрудники Госавтоинспекции могут получить по запросу. Скорость ответа в большинстве случаев не превышает трех секунд».
Там добавили, что для обеспечения неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков за нарушение законодательства России о безопасности дорожного движения ФТС России подготовлены и направлены предложения в проект «дорожной карты», и подчеркнули, что именно в МВД ответственны за разработку карты. Что именно это за уточнения и предложения, в ФТС отвечать отказались.
![Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/60/755846978157607.jpg)
Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков назвал машины с нечитаемыми иностранными номерами большой проблемой для транзитных областей, особенно для Краснодарского края и Ставрополья.
«Раньше там лихачей могли хотя бы ловить вручную, теперь вместо инспекторов ДПС там камеры, а на них нарушители просто плюют, — сказал Лысков. — Нам много раз говорили, что вот-вот и будет закон, но ничего не изменилось. Нет единой базы, нет никаких межправительственных соглашений. Нововведения переносились по разным причинам. Теперь у нас новое правительство, не думаю, что там сейчас есть понимание того, как координировать все задействованные ведомства и процессы. Я не верю, что система заработает в ближайшее время».