Autonews
Нарушители, которым не приходят штрафы: в ГИБДД придумали наказание
Фото: РБК
Статьи
Алина Распопова
Статьи 20 марта
Алина Распопова
Нарушители, которым не приходят штрафы: в ГИБДД придумали наказание
Власти разработали новые способы по борьбе с иностранными водителями, которые не платят штрафы. Пока зарубежные лихачи не получают «писем счастья» с камер, а постановления, выписанные инспекторами вручную, игнорируют

Новый законопроект, который сделает неизбежной оплату штрафа ГИБДД для водителей-иностранцев, должен заработать в ближайшее время. Нововведение предполагает задержание транспортного средства при прохождении границы вплоть до погашения задолженности, а также возможность отправлять «письма счастья» за границу. Речь идет об автомобилях, принадлежащих как частным лицам, так и перевозчикам. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу Госавтоинспекции России Михаила Черникова. По его словам, на данный момент разработка соответствующего законопроекта уже ведется.

Информированный источник Autonews.ru в МВД России уточнил, что международное соглашение, позволяющее обмениваться данными о водителях полицейским из разных стран, также находится на «высокой стадии готовности».

Официально в ведомстве в ответ на запрос подтвердили, что МВД совместно с ФТС и Министерством транспорта «прорабатывают вопросы по контролю уплаты штрафов за нарушения ПДД, совершенные на транспортных средствах, принадлежащих иностранным перевозчикам». Информацию о том, что ведомства разрабатывают соответствующую «дорожную карту», Autonews.ru подтвердили и в Федеральной таможенной службе. В Минтрансе на уточнения о законопроекте не ответили.

Камеры нарушителей видят, но штрафы отправлять некуда

Из более чем 142,1 млн выписанных в 2019 г. штрафных постановлений за нарушения ПДД только 900,6 тыс. пришлось на иностранных граждан. Такие данные предоставили Autonews.ru в МВД России. В целом все выявленные нарушители обязаны были пополнить бюджет на 106,5 млрд рублей, но из этой суммы водители заплатили только 68 млрд рублей.

По теме:

Что касается иностранцев, их вклад в эту сумму составил 1,3 млрд рублей, из которых они оплатили 458,6 млн руб. (35,3%). То есть из 580,4 тыс. разосланных постановлений закрыли их только 64,4% получателей. Кроме того, в ГИБДД лишили прав 12 тыс. иностранцев.

«В 73 субъектах организована работа сотрудников Госавтоинспекции по привлечению к административной ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, за административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме», — рассказали в МВД.

Однако, как рассказывают источники в ведомстве, низкая собираемость штрафов не единственная проблема. Так, иностранцы ежегодно должны получать и оплачивать в разы больше извещений. Если бы все сфотографированные иностранцы получили бы все предназначенные им «письма счастья», сумма выписанных штрафов могла бы быть в несколько раз больше.

Дело в том, что большинство нарушений ПДД на дорогах фиксируют дорожные камеры: оперативно и точно получить данные о каждом владельце иностранного транспортного средства исключительно по госномеру автомобиля у ГИБДД нет. Поэтому основной массив нарушений хоть и фиксируется камерами, но в итоге просто отбраковывается и не входит в общую статистику. То, что все современные дорожные камеры способны считывать и распознавать иностранные госномера, Autonews.ru не раз подтверждал и представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Посмотрите, те же белорусы до границы с Россией едут спокойно, а как только пересекают границу, сразу разгоняются минимум до 130 км/час, — говорит источник. — От водителей-иностранцев в Смоленской области просто воют, такой прирост аварийности на дорогах дают эти товарищи», — рассказывает источник в полиции.

По его словам, сейчас уже разработана «дорожная карта» и подготовлен законопроект, который предусматривает остановку транспортных средств до уплаты всех штрафов ГИБДД, — недоплативших штрафы будут задерживать прямо на границе.

«По похожей схеме сейчас работает ГАИ в Беларуси. Она могла бы быть и еще эффективнее, чем сейчас, но впечатление на поведение людей в любом случае оказывает. Также на высокой степени готовности находится международное соглашение, которое позволит сделать так, чтобы штрафы за нарушения ПДД приходили водителям прямо за границу, а также более оперативно обмениваться данными по иностранным водительским удостоверениям и транспортным средствам», — делится источник.

В ГК «Автодор» ранее уже жаловались на проблему с нарушителями-иностранцами. Там считают, что практика других стран, когда при выезде с территории государства нарушителей останавливают и просят на границе заплатить штраф, помогла бы обеспечить неотвратимость наказания для иностранцев.

«Основной поток автомобилей с иностранными номерами на сети ГК «Автодор» наблюдается на трассе М-1 «Беларусь» в Смоленской области, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе. — За 2018 г. доля ДТП с участием таких ТС составила почти 50%, количество погибших — 60%, раненых — 56% от общего числа из статистики аварийности. Всего в области дорожные камеры зафиксировали 1 115 000 нарушений скоростного режима. Из них — 601 тыс. допустили россияне, а 514 тыс. — иностранцы». При этом речь идет именно о зафиксированных, а не оформленных административных проступках.

В свою очередь глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов рассказывал в 2019 г., что Госавтоинспекция выносит всего 1% штрафов от всех зафиксированных правонарушений.

Фото: Global Look Press

Обычные инспекторы ГИБДД, анонимно опрошенные Autonews.ru, поделились, что сейчас иностранцы оплачивают только те штрафы, которые им лично выписывают инспекторы. «Камеры должны понимать, кто владелец автомобиля, этой информации обычно в базах нет, — уточняют инспекторы. — При личных проверках оказывается, что за каждым из них числится много неоплаченных штрафов. Мы составляем постановления по ст. 20.25. КоАП «уклонение от исполнения административного наказания» и направляем данные в Федеральную миграционную службу для оформления запрета на выезд».

Впрочем, даже если штраф и доходит до адресатов, статистика оплат со стороны иностранцев остается плачевной. Не помогают даже судебные приставы. Так, в МВД России уточнили, что всего в 2019 г. с помощью межведомственного электронного документооборота они направили на отработку судебным приставам 163,2 тыс. вторых экземпляров постановлений, вынесенных в отношении иностранных граждан. Из них приставы смогли закрыть только 32,7 тыс. постановлений, или 20%. При этом, как сообщили Autonews.ru в пресс-службе ФССП России, всего в 2019 году им на исполнение направили 25,4 млн постановлений по штрафам ГИБДД на сумму 20,6 млрд руб.

Кого все-таки ловят

Исключением, когда штрафы все-таки доходят до адресата, можно считать ситуации, в которых водители при переходе через границу оформляют временный ввоз своих транспортных средств. Тогда в базе ФТС оказываются нужные для ГИБДД данные для оформления штрафа. Например, адрес владельца автомобиля.

Как уточнили в ФТС, речь идет только о тех временно ввезенных иностранных транспортных средствах для личного пользования, которые подлежат таможенному декларированию. К ним относятся все автомобили, не зарегистрированные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас в ЕАЭС помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. Получается, что транспортные средства из этих стран могут заезжать в Россию по упрощенному режиму без оформления временного ввоза, и в случае нарушения ПДД в базе данных ФТС сведений о владельце такого автомобиля не появится.

«В настоящее время информационное взаимодействие ФТС и МВД организовано через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), — уточнили в ФТС по запросу Autonews.ru. — Сведения о владельцах временно ввезенных в Россию иностранных транспортных средств для личного пользования сотрудники Госавтоинспекции могут получить по запросу. Скорость ответа в большинстве случаев не превышает трех секунд».

Там добавили, что для обеспечения неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков за нарушение законодательства России о безопасности дорожного движения ФТС России подготовлены и направлены предложения в проект «дорожной карты», и подчеркнули, что именно в МВД ответственны за разработку карты. Что именно это за уточнения и предложения, в ФТС отвечать отказались.

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

В Госдуме ждут закон несколько лет

Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков назвал машины с нечитаемыми иностранными номерами большой проблемой для транзитных областей, особенно для Краснодарского края и Ставрополья.

«Раньше там лихачей могли хотя бы ловить вручную, теперь вместо инспекторов ДПС там камеры, а на них нарушители просто плюют, — сказал Лысков. — Нам много раз говорили, что вот-вот и будет закон, но ничего не изменилось. Нет единой базы, нет никаких межправительственных соглашений. Нововведения переносились по разным причинам. Теперь у нас новое правительство, не думаю, что там сейчас есть понимание того, как координировать все задействованные ведомства и процессы. Я не верю, что система заработает в ближайшее время».