Autonews
«Инспектор мне не верил». Автомобилистов обвиняют в чужих ДТП
Фото: Олег Лозовой / РБК
Статьи
Алина Распопова
Статьи 27 февраля
Алина Распопова
«Инспектор мне не верил». Автомобилистов обвиняют в чужих ДТП
Из-за утечки данных из каршеринговых сервисов пострадали десятки водителей. Им предъявили обвинения в совершении ДТП и оставлении места аварии, что грозит штрафами и лишением прав

Утечки данных о пользователях из небольших каршеринговых сервисов привели к серии ложных обвинений в адрес порядочных автомобилистов. Используя паспорта и удостоверения реальных водителей, мошенники получили доступ к автомобилям из парков крупных компаний, в том числе «Делимобиля». Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в самом «Делимобиле», а также источники в полиции, работающие с заявлениями от пострадавших из-за действий мошенников.

Сейчас известно не менее чем о десяти эпизодах. Информация о мошенничестве, как правило, вскрывается только после того, как пользователи фальшивых аккаунтов устраивают аварии. Чтобы избежать ответственности и переложить все подозрения на владельца данных, эти водители при любой возможности сбегают с места ДТП. Разбираться приходится реальным автомобилистам, которым за мнимый побег с места ДТП грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет, а также крупный штраф в соответствии с договором оператора и необходимость полностью покрыть стоимость ремонта машины.

Врезались в забор, протаранили машину, насобирали штрафов

Об одном из подобных случаев Autonews.ru писал совсем недавно — жертвой новой волны так называемых фейковых аккаунтов стал менеджер из Москвы, который никогда не пользовался услугами «Делимобиля».

По теме:

Так, 31 января водителю поступил звонок от инспектора ГИБДД из Санкт-Петербурга. Из разговора он узнал, что его обвиняют в совершении ДТП, которое произошло в этом городе в ночь на 16 января. Инспектор сообщил, что, согласно заявлению из «Делимобиля», автомобилист всю ночь гонял на седане BMW 320i, а в конце врезался в забор и сбежал.

За длительную аренду, опасную езду и совершенную аварию водитель оказался должен «Делимобилю» 250 тыс. рублей. Кроме того, согласно договору, компания при признании автомобилиста виновником ДТП имеет право требовать с водителя покрытия всех расходов, поскольку тот нарушил установленные сервисом правила. Чтобы доказать свою непричастность, водителю пришлось взять отпуск и съездить в отделение ГИБДД в Санкт-Петербурге.

Теперь он надеется не только аннулировать финансовые претензии, но и компенсировать все понесенные затраты на оплату проезда, услуги защитника и вынужденное отсутствие на работе. По словам адвоката водителя Александра Леманна, они уже направили в компанию досудебную претензию, в которой указали все понесенные расходы и приложили чеки, но пока ответа не последовало.

Фото: Александр Леманн

После огласки этого случая в Autonews.ru обратилась еще одна автомобилистка, которая попала в схожую ситуацию в Москве. Под ее именем мошенники успели совершить около 15 безаварийных поездок. Последняя оказалась неудачной — на Рязанском проспекте водитель, выезжая задом, задел проезжающий мимо автомобиль. По словам свидетелей, сразу после аварии из машины выбежали пять человек и скрылись.

«В «Делимобиле» я никогда не регистрировалась и в целом каршерингом не пользовалась, — рассказала Autonews.ru Анастасия Петрова (имя изменено). — Пришлось ехать в отделение ГИБДД и писать объяснительную. Сначала инспектор мне не верил, показывал распечатку от каршеринга, согласно которой я довольно часто ездила за рулем. Но когда он выслушал мои аргументы и понял, что в момент ДТП я была на работе, то не стал возбуждать в отношении меня дело. Сейчас я прохожу как свидетель — мне посоветовали узнать, как продвигается расследование через пару месяцев».

Данные украдены из других сервисов

В списке документов, которые Петрова якобы отправила в «Делимобиль», она узнала свою фотографию с паспортом, которую делала около полутора лет назад, чтобы получить аккаунт в сервисе Car4you. Только он давал возможность садиться за руль новичкам без опыта. Петрова успела отправить данные, но потом купила собственный автомобиль и о регистрации забыла. Сам сервис закрылся в декабре 2019 года. Но, как говорят источники на рынке каршеринга, именно этот сервис допустил слив данных части пользователей.

Автомобилистка подтвердила, что уже связалась с «Делимобилем» и ждет, когда компания сообщит в ГИБДД о том, что со стороны сервиса претензий к ней нет. «В офисе подтвердили, что знают минимум о четырех таких случаях, когда все закончилось ДТП. Но сколько еще таких водителей пока ездят по чужим документам, неизвестно. Если они помогут мне разобраться с ГИБДД, то я готова забыть о произошедшем. Просто поменяю паспорт. В противном случае придется писать на них жалобу за использование моих личных данных», — сказала Петрова.

Помимо Car4you скомпрометирован, по словам источника Autonews.ru, оказался и другой небольшой каршеринговый сервис, который по-прежнему предоставляет свои услуги в Москве. Однако на запрос Autonews.ru там не ответили.

Что касается пострадавших из-за утечки данных игроков, то одним из них, по словам источника, оказался BelkaCar. Одним из случаев стал инцидент с аккаунтом, заведенным по данным профессионального водителя. Их мужчина опубликовал в открытом доступе на сайте объявлений по поиску работы. Благодаря большому статусу вождения пользователю открыли доступ к премиальным моделям. Злоумышленники этим воспользовались и совершили длительную поездку с большим числом серьезных нарушений ПДД, включая превышение скорости и выезды на встречную полосу.

Фото: BelkaCar

Теперь штрафы за многочисленные нарушения ПДД полицейские при помощи приставов пытаются списать с водителя. Доказывать, что за рулем был не он, мужчине придется уже в суде. На запрос Autonews.ru в BelkaCar не ответили.

В свою очередь, в «Яндекс.Драйве» заявили, что об украденных данных им ничего не известно. Там уточнили, что используют различные методы оценки регистраций и «умеют распознавать и не допускать подобные попытки».

Сервисы проверят все аккаунты

В «Делимобиле» между тем заявили, что уже начали внеплановую проверку всех существующих аккаунтов. Теперь, чтобы даже зарегистрированные пользователи смогли начать поездку, им после бронирования и открытия машины придется сделать селфи. Эта функция с начала текущей недели внедряется на всех без исключения автомобилях. В компании рассчитывают проверить всю активную базу водителей в течение двух ближайших недель.

«После недавней утечки у одного нишевого оператора каршеринга с такой проблемой в сервис обратилось около 10 человек, — уточнил представитель сервиса. — Все подобные случаи разбираются индивидуально. Сервис уже начал масштабную проверку всей базы как с помощью программного обеспечения, так и с помощью выборочных звонков от операторов службы поддержки».

Информацию обо всех выявленных случаях компания планирует передать в полицию. Однако там предупреждают, что не могут написать заявления о краже персональных данных за самих граждан: такие заявления принимаются именно от тех, чьи данные были похищены. Напомним, что незаконное пользование арендованным автомобилем в такой ситуации приравнивается к угону. Согласно ч. 1 ст. 166 УК России минимальная ответственность за угон без цели хищения — штраф до 120 тыс. рублей, а максимальная — лишение свободы на срок до пяти лет.

В «Делимобиле» также объяснили, почему изначально полиция направляет все претензии к невиновным в таких ситуациях водителям и вызывает их для дачи объяснений. Так, каршеринговые сервисы не могут мгновенно определить, что в ДТП попал водитель под фейковым аккаунтом. Первыми на место аварий прибывают инспекторы ДПС и сразу запрашивают у каршеринга информацию о том, кто, по его данным, был за рулем. Отказать им сервис не имеет права. «Безусловно, мы проверяем данные аккаунта — историю поездок, историю штрафов или нарушений. Случаев, когда незарегистрированному в сервисе человеку приходят штрафы от ГИБДД, немного», — уточнили в «Делимобиле».

Фото: Олег Лозовой / РБК

Адвокат Леманн уверен, что каршеринговые компании в ситуациях, когда невиновные водители вынуждены выезжать в другие города для дачи объяснений и тратить на это свое время, должны компенсировать им эти расходы. При этом он уверен, что в более простых обстоятельствах у автомобилистов нет никаких шансов получить какие-либо компенсации, в том числе за причинение морального вреда.