Autonews
Статьи Алина Распопова

«Инспектор мне не верил». Автомобилистов обвиняют в чужих ДТП

Из-за утечки данных из каршеринговых сервисов пострадали десятки водителей. Им предъявили обвинения в совершении ДТП и оставлении места аварии, что грозит штрафами и лишением прав
Фото: Олег Лозовой / РБК

Утечки данных о пользователях из небольших каршеринговых сервисов привели к серии ложных обвинений в адрес порядочных автомобилистов. Используя паспорта и удостоверения реальных водителей, мошенники получили доступ к автомобилям из парков крупных компаний, в том числе «Делимобиля». Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в самом «Делимобиле», а также источники в полиции, работающие с заявлениями от пострадавших из-за действий мошенников.

Сейчас известно не менее чем о десяти эпизодах. Информация о мошенничестве, как правило, вскрывается только после того, как пользователи фальшивых аккаунтов устраивают аварии. Чтобы избежать ответственности и переложить все подозрения на владельца данных, эти водители при любой возможности сбегают с места ДТП. Разбираться приходится реальным автомобилистам, которым за мнимый побег с места ДТП грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет, а также крупный штраф в соответствии с договором оператора и необходимость полностью покрыть стоимость ремонта машины.

Врезались в забор, протаранили машину, насобирали штрафов

Об одном из подобных случаев Autonews.ru писал совсем недавно — жертвой новой волны так называемых фейковых аккаунтов стал менеджер из Москвы, который никогда не пользовался услугами «Делимобиля».

Статьи 20 февраля Скандал с фейковым аккаунтом: разбили каршеринг под чужим именем
Статьи 7 февраля Каршеринг начали угонять: кто, как и зачем это делает

Так, 31 января водителю поступил звонок от инспектора ГИБДД из Санкт-Петербурга. Из разговора он узнал, что его обвиняют в совершении ДТП, которое произошло в этом городе в ночь на 16 января. Инспектор сообщил, что, согласно заявлению из «Делимобиля», автомобилист всю ночь гонял на седане BMW 320i, а в конце врезался в забор и сбежал.

За длительную аренду, опасную езду и совершенную аварию водитель оказался должен «Делимобилю» 250 тыс. рублей. Кроме того, согласно договору, компания при признании автомобилиста виновником ДТП имеет право требовать с водителя покрытия всех расходов, поскольку тот нарушил установленные сервисом правила. Чтобы доказать свою непричастность, водителю пришлось взять отпуск и съездить в отделение ГИБДД в Санкт-Петербурге.

Теперь он надеется не только аннулировать финансовые претензии, но и компенсировать все понесенные затраты на оплату проезда, услуги защитника и вынужденное отсутствие на работе. По словам адвоката водителя Александра Леманна, они уже направили в компанию досудебную претензию, в которой указали все понесенные расходы и приложили чеки, но пока ответа не последовало.

Фото: Александр Леманн

После огласки этого случая в Autonews.ru обратилась еще одна автомобилистка, которая попала в схожую ситуацию в Москве. Под ее именем мошенники успели совершить около 15 безаварийных поездок. Последняя оказалась неудачной — на Рязанском проспекте водитель, выезжая задом, задел проезжающий мимо автомобиль. По словам свидетелей, сразу после аварии из машины выбежали пять человек и скрылись.

«В «Делимобиле» я никогда не регистрировалась и в целом каршерингом не пользовалась, — рассказала Autonews.ru Анастасия Петрова (имя изменено). — Пришлось ехать в отделение ГИБДД и писать объяснительную. Сначала инспектор мне не верил, показывал распечатку от каршеринга, согласно которой я довольно часто ездила за рулем. Но когда он выслушал мои аргументы и понял, что в момент ДТП я была на работе, то не стал возбуждать в отношении меня дело. Сейчас я прохожу как свидетель — мне посоветовали узнать, как продвигается расследование через пару месяцев».

Данные украдены из других сервисов

В списке документов, которые Петрова якобы отправила в «Делимобиль», она узнала свою фотографию с паспортом, которую делала около полутора лет назад, чтобы получить аккаунт в сервисе Car4you. Только он давал возможность садиться за руль новичкам без опыта. Петрова успела отправить данные, но потом купила собственный автомобиль и о регистрации забыла. Сам сервис закрылся в декабре 2019 года. Но, как говорят источники на рынке каршеринга, именно этот сервис допустил слив данных части пользователей.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Автомобилистка подтвердила, что уже связалась с «Делимобилем» и ждет, когда компания сообщит в ГИБДД о том, что со стороны сервиса претензий к ней нет. «В офисе подтвердили, что знают минимум о четырех таких случаях, когда все закончилось ДТП. Но сколько еще таких водителей пока ездят по чужим документам, неизвестно. Если они помогут мне разобраться с ГИБДД, то я готова забыть о произошедшем. Просто поменяю паспорт. В противном случае придется писать на них жалобу за использование моих личных данных», — сказала Петрова.

Помимо Car4you скомпрометирован, по словам источника Autonews.ru, оказался и другой небольшой каршеринговый сервис, который по-прежнему предоставляет свои услуги в Москве. Однако на запрос Autonews.ru там не ответили.

Что касается пострадавших из-за утечки данных игроков, то одним из них, по словам источника, оказался BelkaCar. Одним из случаев стал инцидент с аккаунтом, заведенным по данным профессионального водителя. Их мужчина опубликовал в открытом доступе на сайте объявлений по поиску работы. Благодаря большому статусу вождения пользователю открыли доступ к премиальным моделям. Злоумышленники этим воспользовались и совершили длительную поездку с большим числом серьезных нарушений ПДД, включая превышение скорости и выезды на встречную полосу.

Фото: BelkaCar

Теперь штрафы за многочисленные нарушения ПДД полицейские при помощи приставов пытаются списать с водителя. Доказывать, что за рулем был не он, мужчине придется уже в суде. На запрос Autonews.ru в BelkaCar не ответили.

В свою очередь, в «Яндекс.Драйве» заявили, что об украденных данных им ничего не известно. Там уточнили, что используют различные методы оценки регистраций и «умеют распознавать и не допускать подобные попытки».

Сервисы проверят все аккаунты

В «Делимобиле» между тем заявили, что уже начали внеплановую проверку всех существующих аккаунтов. Теперь, чтобы даже зарегистрированные пользователи смогли начать поездку, им после бронирования и открытия машины придется сделать селфи. Эта функция с начала текущей недели внедряется на всех без исключения автомобилях. В компании рассчитывают проверить всю активную базу водителей в течение двух ближайших недель.

«После недавней утечки у одного нишевого оператора каршеринга с такой проблемой в сервис обратилось около 10 человек, — уточнил представитель сервиса. — Все подобные случаи разбираются индивидуально. Сервис уже начал масштабную проверку всей базы как с помощью программного обеспечения, так и с помощью выборочных звонков от операторов службы поддержки».

Информацию обо всех выявленных случаях компания планирует передать в полицию. Однако там предупреждают, что не могут написать заявления о краже персональных данных за самих граждан: такие заявления принимаются именно от тех, чьи данные были похищены. Напомним, что незаконное пользование арендованным автомобилем в такой ситуации приравнивается к угону. Согласно ч. 1 ст. 166 УК России минимальная ответственность за угон без цели хищения — штраф до 120 тыс. рублей, а максимальная — лишение свободы на срок до пяти лет.

В «Делимобиле» также объяснили, почему изначально полиция направляет все претензии к невиновным в таких ситуациях водителям и вызывает их для дачи объяснений. Так, каршеринговые сервисы не могут мгновенно определить, что в ДТП попал водитель под фейковым аккаунтом. Первыми на место аварий прибывают инспекторы ДПС и сразу запрашивают у каршеринга информацию о том, кто, по его данным, был за рулем. Отказать им сервис не имеет права. «Безусловно, мы проверяем данные аккаунта — историю поездок, историю штрафов или нарушений. Случаев, когда незарегистрированному в сервисе человеку приходят штрафы от ГИБДД, немного», — уточнили в «Делимобиле».

Фото: Олег Лозовой / РБК

Адвокат Леманн уверен, что каршеринговые компании в ситуациях, когда невиновные водители вынуждены выезжать в другие города для дачи объяснений и тратить на это свое время, должны компенсировать им эти расходы. При этом он уверен, что в более простых обстоятельствах у автомобилистов нет никаких шансов получить какие-либо компенсации, в том числе за причинение морального вреда.