branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу

Что делать клиентам московского каршеринга, уже разбившим арендованные автомобили, и тем, кому это только предстоит…
На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу
На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу
Пользователи запущенного при поддержке московской мэрии каршеринга «Делимобиль», попавшие в ДТП по своей вине, столкнулись с требованиями крупных выплат со стороны компании. Автомобили не имеют страховки каско, при этом с виновников аварии сервис требует не только компенсацию ремонта в полном объеме, но и штраф, сумма которого достигает 20% от стоимости работ, а также различные неустойки. Руководство «Делимобиля» утверждает, что условия использования прозрачны и четко описаны в договоре, а клиенты ссылаются на двусмысленные формулировки в разделе FAQ мобильного приложения. Конфликт пока не решен, но новый тариф «Делимобиль» уже ввел.

Наиболее широкий резонанс получило дело автомобилиста Александра Семенова, который получил от «Делимобиля» требование выплатить 588 377 руб. за разбитый им автомобиль. Эта сумма включала стоимость восстановительного ремонта в размере 395 231 руб., штраф в размере 82 046 руб., 5500 руб. за проведение экспертизы и 750 руб. почтовых расходов. Кроме того, в договоре «Делимобиля» написано, что компания имеет право взыскать недополученную выгоду, которая рассчитывается, исходя из времени простоя машины по тарифу ожидания (2 руб. в минуту). При этом стоимость нового Hyundai Solaris с мотором 1,6 л и автоматической коробкой в средней комплектации у официального дилера составляет 720 тыс. рублей.

Завышенная стоимость ремонта стала еще одной претензией Семенова к «Делимобилю». Автомобилист утверждал, что на экспертизу и оценку его не вызывали, и никаких документов он не подписывал. В «Делимобиле» заверили, что размер ущерба определяется независимой экспертизой в присутствии клиента, либо калькуляция предоставляется ему по запросу, а обжалование предложили вести в судебном порядке. Юристы, в свою очередь, советовали провести независимую экспертизу, чтобы понять, что именно входит в сумму, и относятся ли описанные повреждения именно к этому автомобилю. Либо попросить компанию предоставить хотя бы акт осмотра или заказ-наряд на ремонт.

На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу


В итоге пользователи соцсетей стали активно обсуждать нюансы договора «Делимобиля» и призывать к бойкотированию сервиса. Представители сервиса, в свою очередь, называли претензии заказными и надуманными, а потом даже обвинили клиента в шантаже. В конце концов, в сети появился сайт самого Александра Семенова, где он подробно описывает свои злоключения.

Реальных случаев возмещения упущенной прибыли не было, утверждает генеральный директор компании «Делимобиль» Станислав Грошов. «Несмотря на то, что компания несет потери при простое автомобиля из-за ДТП, никому из наших клиентов стоимость упущенной прибыли выставлена не была и не будет. Это многофакторное и оспоримое понятие, с непрозрачной для клиентов системой оценки. При аварии клиенту с нашей стороны полагается выставить штраф (финансовая ответственность) и стоимость ущерба, определенного независимой экспертизой в присутствии клиента, а также с учетом его мнения. Плюс к этому администрирование процесса (например, эвакуация автомобиля)», - говорит руководитель каршеринга.

Судя по большинству комментариев в социальных сетях, клиентов могла ввести в заблуждение формулировка в разделе «Вопросы и ответы» мобильного приложения сервиса. Ответственность клиента при ДТП по его вине описана следующим образом: «Предусмотрена финансовая ответственность в случае причинения ущерба (повреждения) ТС в результате ДТП, произошедшего по вине клиента: 15 тыс. рублей - при цене ущерба до 100 тыс. рублей; 20% от стоимости причиненного ущерба при размере ущерба свыше 100 тыс. рублей». Многие клиенты решили, что речь не о дополнительном штрафе плюс к стоимости ремонта, а лишь о частичной компенсации, помимо которой ничего платить не придется.


Грошов парирует упреки пользователей тем, что в самом договоре, который подписывают все клиенты сервиса, условия описаны четко. «Пункт 5.5 детально и прозрачно описывает возмещение. Мы понимаем, что наши клиенты имеют разную юридическую подготовку, поэтому с готовностью отвечаем на эти и иные вопросы по договору в ходе телефонных консультаций», - заявил гендиректор «Делимобиля» корреспонденту Autonews.ru.


Корректность договора подтвердил и руководитель «Главстрахконтроля» Николай Тюрников. «Понятно, что 20% – это штраф, который клиент обязан уплатить в дополнение компенсации ущерба. Понятно, что страхуется только по ОСАГО», – считает юрист. А для того, чтобы разобраться, не вводит ли в заблуждение клиента текст, размещенный в мобильном приложении, он рекомендовал провести лингвистическую экспертизу, результаты которой могут стать дополнительным аргументом в суде.

«Все подобные разночтения, тем более в договоре присоединения, трактуются в пользу потребителя», – пояснил Тюрников. Эксперт уточнил, что договором присоединения считается документ, в котором одна из сторон не может внести изменения.

Но даже если формулировки и будут признаны судом корректными, договор присоединения может быть оспорен в суде, считает эксперт. В частности, по его словам, истец может использовать аргумент о принятых стандартах рынка. Если указанный договор им не соответствует, не исключено решение суда в пользу клиента каршеринга. «Например, если у других компаний установлена предельная компенсация в 20%, то это и будет считаться обычным уровнем услуг для такого типа договора. Это может быть основанием для пересмотра судом договора, условия которого выходят за эти рамки», – объяснил Тюрников. Проблема лишь в том, уточнил эксперт, что каршеринг – новый инструмент рынка, и говорить о существующих стандартах пока нельзя.

На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу


Помимо «Делимобиля», в Москве действует еще три сервиса каршеринга, и они предлагают иные условия оплаты ремонта после аварий, произошедших по вине пользователя. Если клиент соблюдал общие правила пользования автомобилем, его ответственность в этих компаниях ограничивается определенной суммой, но о полной компенсации ущерба и дополнительных выплатах речь не идет. Например, сервис YouDrive берет с клиента сумму 50 тыс. руб. при стоимости ремонта менее 70 тыс. руб., либо 50 тыс. руб. плюс 25% суммы ущерба, превышающей 70 тыс. рублей. Сервис Anytime потребует компенсацию в размере 15 тыс. руб. при ущербе до 70 тыс. руб. или 25% стоимости ущерба, превышающей 70 тыс. рублей. Наконец, договор сервиса CAR5 предусматривает компенсацию 15 тыс. руб. при ущербе до 100 тыс. руб. или 20% суммы при более серьезном уроне. Таким образом, максимальная сумма компенсации за полностью разбитый Hyundai Solaris стоимостью около 600 тыс. руб., которые используют почти все столичные сервисы каршеринга, не должна превышать 200 тыс. рублей.

Компании, оказывающие услуги полноценного проката автомобилей, как правило, полностью страхуют свои машины с безусловной франшизой, которую приходится оплачивать клиенту, совершившему ДТП. Сумма франшизы зависит от автомобиля. Например, российский филиал компании Hertz при повреждении клиентом седана Volkswagen Polo взимает с него 10 тыс. руб. вне зависимости от суммы ущерба. Кроме того, за доплату компания предложит вариант аренды без франшизы (стоимость доплаты – 213 руб. в день), хотя в случае угона клиенту все равно придется выплатить те же 10 тыс. рублей. Возложить на клиента полную сумму ущерба компания может только в случае, если тот не оформил ДТП или не предоставил необходимые справки. Аналогичные условия предлагают и другие прокатные компании. Выдавать автомобили без страховки каско не рискуют даже самые мелкие из них.

На три рубля спокойнее: как «Делимобиль» вынудили к новому тарифу


Отказ от использования полисов каско в «Делимобиле» объясняют стремлением снизить стоимость аренды. «Мы не скрываем использование ОСАГО для наших автомобилей, и эта информация также есть в открытом доступе. В случае виновности водителя страховка полностью покрывает ущерб, нанесенный второй стороне, но не автомобилю сервиса. Каско в разы удорожает пользование сервисом», – заявил Станислав Грошов. Мощный общественный резонанс и призывы байкотировать «Делимобиль» заставили руководство компании пересмотреть тарифную сетку. С июня компания помимо стандартного тарифа 7 руб. в минуту вводит тариф 10 руб. в минуту, при котором берет риски за возможный ущерб на себя. При использовании этого тарифа, клиент не будет выплачивать в случае ДТП ни стоимость восстановительного ремонта, ни штраф – «Делимобиль» удержит со счета пользователя лишь 10 тыс. руб. вне зависимости от суммы ущерба. Списание этой суммы будет происходить с банковской карты после уведомления клиента.

«С июня мы вводим тариф 10 рублей в минуту, который предполагает финансовую ответственность в 10 тыс. рублей при наступлении неблагоприятных обстоятельств по вине клиента. Он альтернативный, то есть пользователи могут оставаться на стандартном тарифе 7 рублей, могут перейти на 10 рублей по их желанию», – заявил Станислав Грошов. Однако о том, пойдет ли «Делимобиль» на уступки клиентам, которых сервис уже обязал выплатить деньги, в компании не сказали. «Что касается судебных разбирательств, мы сейчас принимаем решение по данному вопросу. Мы услышали множество мнений и анализируем их», – рассказал корреспонденту Autonews.ru директор «Делимобиля».

Спустя сутки после того, как историю начали тиражировать СМИ, «Делимобиль» пошел на значительные уступки. В компании заявили, что максимальная сумма взысканий с клиента при ДТП по его вине ограничивается 150 тыс. рублей. Представитель оператора каршеринга уточнил, что и Семенов заплатит гораздо меньше, чем предполагалось изначально.

Иван Ананьев
Фото: Полина Авдеева, Mos.ru