branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Каршеринг начали угонять: кто, как и зачем это делает

Незавершенная поездка на каршеринге может обернуться угоном, привести к лишению прав и огромному штрафу для пользователя
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

В историю, которая грозит серьезными штрафами и лишением прав, попали пользователи каршерингового сервиса «Делимобиль». Как рассказала москвичка Милана Кравцова, 25 января ее спутник арендовал Volkswagen Polo. Как утверждает Кравцова, доехав до нужного адреса на западе Москвы, молодой человек завершил аренду со своего телефона. После чего пара уехала из города.

В 4:44 утра 26 января пользователю пришло сообщение о том, что автомобиль слишком долго находится в аренде. В 5:30 поступил звонок от службы поддержки, но в ночное время мобильный телефон был в беззвучном режиме. Проснувшись, водитель обнаружил электронное письмо от «Делимобиля», в котором было указано, что за 20 часов аренды с него спишут 9000 рублей — по данным сервиса, водитель пользовался машиной с 12:00 до 8:00 следующих суток. В дальнейшем пришел штраф еще на 10 000 рублей. А 30 января — еще один штраф уже на 100 000 рублей.

Согласно сообщению сервиса, в 7:00 26 января находившийся за рулем водитель допустил грубое нарушение ПДД и правил сервиса. «Опасное вождение, дрифт, вождение, которое может повредить транспортному средству, а также третьим лицам наказывается штрафом 100 000 рублей», — говорилось в сообщении.

Фото: Вячеслав Крылов Статьи 28 января 2020 «Выбирают, кто меньше пил»: как накажут, если передал каршеринг другому
«Им на все плевать». Галерея самых одиозных парковок каршеринга Фото 31 января 2020 «Им на все плевать». Галерея самых одиозных парковок каршеринга

По условиям договора, который подписывают все пользователи, клиент должен иметь на банковской карте достаточно средств, чтобы оплатить услуги сервиса. Однако 119 000 рублей на счету пользователя не было, и сервис каждый день пытался списать нужную сумму.

Дальше события развивались так. 31 января спутника Кравцовой вызвали в отделение ГИБДД в западном административном округе Москвы. Оказалось, что в то время, когда автомобиль якобы находился в его пользовании, неизвестный водитель за рулем этого самого Polo успел попасть в ДТП. Неизвестный доехал до Новозаводской улицы, разбил машину об ограждение городского парка, вытащил магнитолу и сбежал.

«В этот же день мы отправляемся на собственное расследование. Сначала едем на место ДТП по адресу Новозаводская, 27, — рассказала Кравцова. — Это припарковая зона, возле которой стоит будка с охраной. Нам повезло, так как мы застали там охранника, дежурившего в ту ночь. Он подтвердил факт аварии. А также рассказал, что на парковку перед ДК Горбунова постоянно приезжает молодежь на старых «Жигулях» и устраивает дрифт. В ту ночь эта компания находилась там с ранее арендованным нами автомобилем».

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

По словам охранника, он услышал хлопок, а когда вышел на улицу, увидел висящую на заборе машину, после чего сразу вызвал сотрудников ГИБДД. В момент обнаружения автомобиля в нем уже никого не было, как и той компании, которая там проводила время.

Выяснив эти подробности, автомобилисты отправились на место, где был припаркован Polo. Точный адрес в беседе с Autonews.ru Кравцова называть не стала, только объяснила, что это была большая парковка возле одного из торговых центров. Оказалось, что она находится под наблюдением видеокамер. В это время, как утверждает автомобилистка, она увидела подозрительную картину.

«На эту стоянку подъехал автомобиль из каршеринга Belka Car, из нее вышел водитель, завершил аренду и ушел. Сразу после этого вышли два молодых человека лет 15–18, подошли к этой машине и дернули ручку», — рассказала Кравцова. Дверь не открылась, парни скрылись в подъездах близлежащих домов.

По словам автомобилистки, ее спутник не признал своей вины и пока проходит по делу об аварии и оставлении места ДТП (согласно ч. 2. ст. 12.27 КоАП это влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет).

Все это время пользователи пытались связаться с сотрудниками «Делимобиля» напрямую, но там заявили, что не могут разъяснить ситуацию по телефону, а приезжать в офис также бесполезно. Все общение там предложили вести через электронную почту.

Фото: tlg.name/carsharingrussia
Фото: tlg.name/carsharingrussia

В соцсетях автомобилисты предположили, что водитель просто не обратил внимания на то, что по какой-то причине аренду завершить не удалось. В таких ситуациях приложение предлагает пользователям сначала закрыть дверь и заново попробовать завершить аренду. Если аренду не получается закончить из-за низкого качества сигнала связи, сервис, как правило, предлагает попробовать еще раз или же просит переставить машину — в таком случае лишние расходы, как правило, компенсируют.

В беседе с корреспондентом Autonews.ru Кравцова не смогла ответить на вопрос, был ли получен чек по итогам поездки от 25 января, она заявила, что сможет давать любые объяснения только после консультации с адвокатом. Однако в приложенных скриншотах отчета по поездке видно, что предыдущие поездки от 22 и 24 января были завершены, а следующей законченной поездки в этом списке уже нет — только штраф.

Каршеринг начали угонять: кто, как и зачем это делает

Тем не менее в компании уже отреагировали на жалобу автомобилистки и 5 февраля сообщили ей, что также провели собственное расследование.

«Мы собрали рабочую группу для обсуждения вашего вопроса и запросили все имеющиеся материалы от источников. После расследования и детального анализа ситуации мы обнаружили ряд моментов, которые требуют дополнительной проверки и проработки. В связи с этим было принято решение отменить штраф. Мы берем ответственность за выяснение деталей обстоятельств и дальнейшего урегулирования ущерба на себя», — говорится в сообщении «Делимобиля».

Также в компании попросили всех водителей внимательно следить за закрытием двери после завершения аренды, чтобы минимизировать риски, связанные с проникновением третьих лиц в автомобиль. Там пообещали разобраться в ситуации и привлечь виновных к ответственности.

Как уточнили в пресс-службе «Делимобиля», каждый пользователь несет ответственность за автомобиль до окончания аренды, даже если машина находится в режиме ожидания. «Это не такси, нельзя выйти из автомобиля, не проверив, завершил ты аренду или нет, не удостоверившись, что поездка завершена и двери закрылись, — сказали в пресс-службе каршеринга. — До этого момента за все, что происходит с машиной, отвечает пользователь».

Фото: Mos.ru
Фото: Mos.ru

В «Делимобиле» также рассказали, что стараются идти навстречу, когда видят, что автомобилисты не имели умысла нарушить правила, но каждый случай рассматривается индивидуально. Так, если бы в ДТП были пострадавшие, то решение могло быть совсем другим. «Угонщики могут совершить серьезную аварию, могут пострадать люди, поэтому оставлять машины открытыми недопустимо. Основные вопросы к водителям, у которых угнали такие автомобили, будут в первую очередь со стороны правоохранительных органов. В этой же ситуации мы постараемся найти настоящих виновников и будем взыскивать ущерб с них», — рассказали в пресс-службе.

В свою очередь, адвокат Александр Леманн в беседе с Autonews.ru объяснил, что любой водитель, который сел за руль автомобиля без разрешения от собственника, может считаться угонщиком и понести уголовную ответственность.

«Что касается отношений между сервисом каршеринга и пользователем, то условия договора предполагают обязанность закрыть двери и завершить поездку, — говорит эксперт. — Поэтому претензии сервиса к водителям, которые этого не сделали, совершенно обоснованны. Это неосмотрительность, за которую полагаются штрафные санкции». По его словам, если человек не закрывает двери и оставляет автомобиль в доступе, он должен нести за это ответственность.