Autonews
Новый эксперимент над водителями: в патрульных машинах установят камеры
Фото: Алина Распопова / РБК
Статьи
Алина Распопова
Статьи 26 ноября
Алина Распопова
Новый эксперимент над водителями: в патрульных машинах установят камеры
Московские власти и столичная ГИБДД начнут тестировать новые мобильные камеры, установленные в салонах автомобилей. Они могут фиксировать не только превышение скорости

В следующем году столичный департамент транспорта совместно с ГИБДД Москвы начнет тестировать совершенно новые мобильные комплексы фиксации превышения скорости, выяснил Autonews.ru. Речь идет об устройствах под названием «Оракул», которые устанавливают прямо в салоне автомобилей. Такие компактные приборы получили широкую известность после того, как глава Госавтоинспекции Михаил Черников предложил заменить ими стационарные треноги, вызывающие раздражение у российских автомобилистов.

Производителем камер является компания «Ольвия» из Санкт-Петербурга. Как рассказали Autonews.ru в организации, в настоящее время они получают необходимые сертификаты на устройства и проходят процесс регистрации в федеральном реестре средств измерений. Там планируют получить документы до конца 2019 г., после чего компания передаст камеры на тестирование в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Также мобильными камерами нового формата заинтересовались и в ГИБДД Москвы — в «Ольвии» заявили, что успешно презентовали новый продукт и этому ведомству.

Какие нарушения могут определять камеры

Главное отличие новых камер фотовидеофиксации в том, что они будут работать прямо из салона патрульных автомобилей и смогут замерять скорость транспортных средств прямо в движении. Камера «бьет» как по попутным транспортным средствам, так и по тем, которые едут по встречным полосам.

«Раньше такие устройства были одноцелевыми, то есть могли фиксировать только одно транспортное средство, один объект, — рассказали Autonews.ru представители компании «Ольвия». — Затем стали появляться стационарные многоцелевые приборы, а теперь мы разработали их мобильную версию».

Фото: Алина Распопова / РБК

Новые камеры пока умеют фиксировать только нарушение скоростного режима — основное нарушение, по причине которого, как не раз заявляли в ГИБДД, происходит большинство ДТП. Однако при необходимости функционал можно будет расширять в зависимости от пожеланий заказчика. Как уверяют разработчики, можно научить камеры определять нарушения правил проезда перекрестков или непропуск пешехода. «Все будет зависеть от потребностей рынка. Но небольшой вес и возможность работать в движении делает именно фиксацию скорости основной специализацией камеры», — уточнили в компании.

Как работают новые камеры

В основе работы мобильных «Оракулов» заложен эффект Доплера. Разработчикам было важно научить камеру правильно определять собственную скорость и скорость автомобилей, которые попадают в объектив. «Машины разгоняются, тормозят, поворачивают, поэтому технологии GPS тут неприменимы, — объяснили разработчики. — GPS-приемник инертен. Он хорошо работает, когда ты едешь прямо. Но как только начинаются маневры, то с определением скорости возникают проблемы. К примеру, вы ехали 60 км/час, разогнались до 80 км/час, но GPS думает, что вы увеличили скорость лишь спустя несколько секунд. Мы используем радарный метод определения скорости».

Фото: stroi.mos.ru

Эксперт компании объясняет, что такой прием позволяет камере понимать собственную скорость, с которой она движется относительно дорожного полотна. Погрешность в таком случае не превышает 0,5 км/час. Доплеровский радар, по словам специалиста, не обмануть — он показывает то, что видит, а инертности у него нет. Что касается поверки, то приборы должны проходить ее каждые два года.

ЦОДД и ГИБДД протестируют новинку

Изначально, как рассказали разработчики, для ЦОДД они продемонстрировали версию устройства, которое крепится на крышу автомобилей. Камера городские власти устроила, однако ее попросили доработать.

«В апреле мы съездили в ЦОДД Москвы, привезли им большой прибор, который крепится на балку, прямо на крышу, поставили на их патрульные машины ЦОДД. Это так называемый демонстратор возможностей, по которому еще нельзя выписывать постановления. И поехали проверять, как это работает, — поделились в «Ольвии». — В ЦОДД хотят оборудовать этими приборами именно свои автомобили. Мы прокатились по Ленинградскому шоссе, показали, как он работает и замеряет скорость. Всем все понравилось. Но в ЦОДД нам сказали, что им нужны устройства поменьше».

Фото: Алина Распопова / РБК

В итоге получился более компактный вариант, который сохранил весь функционал. При этом он лучше защищен от погодных явлений, поскольку всегда находится внутри машины. А еще, в отличие от варианта, который крепят на крыше, недоступен для вандалов.

ГИБДД, как ожидают в компании, также вскоре начнет тесты новых камер. Ориентировочно это произойдет в середине 2020 г., причем начнут также со столицы. Первая презентация для Госавтоинспекции состоялась несколько лет назад на конференции ведомства в Орле, затем устройства показывали на аналогичном мероприятии в Сочи в конце 2018 года.

По теме:

«Камеры, которые можно устанавливать непосредственно на крыше автомобилей, уже сертифицированы, мы их продаем и предоставляем регионам на тесты. Разница между этими двумя устройствами — в размерах. В зависимости от принципа работы, стоят такие комплексы от 1,5 до 2 млн руб. Как ГИБДД будет закупать приборы, отдельно для каждого региона или в массовом порядке, пока решается», — уточнили в компании.

Официально власти хранят молчание

В МВД России на запрос Autonews.ru о том, когда и в каких городах начнется тестирование новых устройства, не ответили. Там лишь подтвердили уже известную информацию о том, что комплексы проходят процедуру сертификации. «Ряд производителей аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД разработали мобильные комплексы для установки на автомобили», — сказали в МВД России.

В ведомстве уточнили, что приборы представляют собой систему видеонаблюдения, состоящую из видеодатчиков, обеспечивающих фотовидеофиксацию государственных регистрационных знаков и окружающей обстановки по пути следования автомобиля, блока управления, производящего распознавание номеров и изображений, блока вывода информации, позволяющего просматривать результаты, а также управлять программным обеспечением устройства в режиме реального времени.

В свою очередь, в ЦОДД Москвы Autonews.ru заявили, что об испытаниях новых камер им ничего не известно. Там, в частности, рассказали, что оборудование не планируют устанавливать в автомобили «Дорожного патруля». Вместе с тем в организации сообщили, что в штате ЦОДД помимо стационарных и мобильных комплексов (парконов) есть передвижные — ярко-зеленого цвета фургоны с камерами на крыше, которые фиксируют все виды нарушений.

Водителям будет сложнее доказать невиновность

Эксперт по работе дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru пояснил, что с правовой точки зрения нет никакой разницы, к какому типу относится камера фотовидеофиксации: тренога ли это, стационарный комплекс или мобильное устройство. Главное — наличие свидетельства утверждения типа средства измерения.

«Такие приборы уже использовали в России, но потом они почему-то исчезли с дорог, — сказал Шухман. — У мобильных камер есть свои нюансы. Так, стационарные устройства ставят под определенным углом. В потоке машина может ехать в полосе под другим углом, в объектив будет попадать множество целей, и может возникнуть проблема присвоения скорости. То есть сложно будет понять, чью именно скорость из нескольких машин фиксирует камера. У той же «Стрелки» возможность присвоения скорости другой цели была ненулевая».

Фото: Олег Лозовой / РБК

Также эксперт обращает внимание на то, что если у водителей возникнет желание оспорить штраф, то по видеозаписи из потока будет сложнее понять, с какой скоростью двигался именно его автомобиль и какую именно цель идентифицировала камера. Потенциальные проблемы могут возникнуть и на участках, где ограничение скорости постоянно меняется: сложнее будет понять, на каком отрезке в какое время находились как сам патрульный автомобиль, так и его цели.

«У правоприменителей и водителей должны быть работающие методики выявления и исключения ошибок измерения и присвоения чужой скорости данными мобильными комплексами», — заключил эксперт.

Комментарии