branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

10 причин, почему не работают новые штрафы

С 1 июля в России значительно увеличились штрафы за многие нарушения ПДД. Однако водители, похоже, не обращают на это никакого внимания. Мы попытались разобраться, в чем же дело...
Со дня введения новых штрафов прошло уже больше недели. Если 1 июля напуганные водители смиренно признавали право общественного транспорта пользоваться выделенной полосой, снимали тонировку по первому требованию (некоторые так просто ногой стекла выбивали), не парковались в неположенных местах и вообще представляли собой образец цивилизованного европейского гражданина, то теперь ситуация стремительно возвращается в привычное для России русло. Впрочем, это не удивительно. Мы нашли 10 причин того, почему новые штрафы не испугали водителей и не решили львиной части проблем на наших дорогах.

Причина первая: романтика нарушений

Нарушали, нарушаем и будем нарушать! Упрямство большей части водителей не поддается объяснению: на работу не опаздываем, денег лишних нет, но это нас не остановит. В стране, где шансон превратился в песни о тюрьмах и ворах, а каждый второй татуированный человек не может объяснить значение рисунка, покрывающего его тело, нарушения ПДД, возможно, позволяют почувствовать себя «реальным» бандитом. Отказываться от такой псевдоворовской романтики, пугаясь гипотетического штрафа, люди не готовы.

Причина вторая: зависть

Среднестатистический российский водитель даже мечтать не может о том, что когда-нибудь сможет приблизиться по уровню жизни к власть имеющим. Но сладкая жизнь манит. Мигалки, освобожденные специально для тебя полосы, большие деньги – это недостижимо, но можно же повторять хоть какие-то поступки этих людей, становясь таким образом хоть на миллиметр, но ближе к ним. Подсознательно руководствуясь такими размышлениями, часть водителей нарушает ПДД, несмотря ни на какие штрафы.

Причина третья: отсутствие парковок

Высокие штрафы за парковку в неположенном месте никак не решают проблему того, что водителям просто негде оставлять машины. В Москве, например, по предварительной информации, на 4,5 млн автомобилей приходится лишь 1 млн легальных парковочных мест. Даже самый сознательный гражданин, приехав на своем автомобиле на важную встречу и потратив 30-40 минут на поиск правильного места, за которое он готов заплатить, плюнет на все и бросит машину, как только увидит свободное пространство. Да и цены на платных стоянках порой такие, что люди предпочитают рискнуть и нарваться на штраф, но не отдавать свои деньги за голый кусок земли, который кто-то вовремя присвоил себе.

Причина четвертая: неверная строительная политика

Очень тесно связанная с предыдущей причина. Построить новые стоянки не так просто. В своем интервью корреспонденту AutoNews.ru первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат от «Единой России» Вячеслав Иванович Лысаков отметил, что дела на дорогах наладить очень сложно, ведь последние 20 лет в городе только и думали о том, как больше построить. В итоге были заняты все площади, зарезервированные в том числе и под паркинги. Пока вопрос с площадями не решен – люди будут парковаться где попало.

Причина пятая: общественный транспорт

Казалось бы, ну, негде парковаться – можно же поехать на общественном транспорте. Удобно, комфортно, быстро. Одна беда – все эти описания не про наши метро/трамваи/троллейбусы/автобусы. Зимой здесь холодно, летом – дышать нечем. В час пик транспорт забивается под завязку, кругом агрессия и прочие не самые приятные атрибуты путешествия. Это в Лондоне, например, можно взять билет в первый класс даже на метро. У нас же социальное разделение считается неправильным: все должны ездить в одинаковых условиях. Все бы ничего, если бы условия эти были хорошими. На данный момент ситуация такова, что все больше людей уверены, что никакие штрафы и рост стоимости топлива не заставят их пересесть на общественный транспорт, пусть он действительно стал быстрее (спасибо выделенным полосам). Чтобы большая часть водителей начала всерьез рассматривать, например, метро в качестве альтернативы собственному автомобилю, там должно стать гораздо комфортней.

Причина шестая: безнаказанность

Еще давно, когда в России только установили первые камеры, один знакомый сотрудник ГИБДД рассказывал, что «письма счастья» ежемесячно получают около тысячи водителей из каждого округа. Именно на столько марок хватает денег, которые выделяют в каждом отделении ГИБДД. Не уверен в правдивости истории, но среди моих знакомых квитанции с фото получали считанные единицы. Знают об этом практически все водители. Имея большие шансы избежать наказания, люди не боятся нарушать правила прямо перед камерами. Здесь, правда, ситуация может измениться в ближайшее время. На днях появилась информация о том, что столичная мэрия готова потратить почти 820 млн рублей на рассылку штрафов. Это в 25 раз больше, чем в первом полугодии 2012. После того как каждый водитель получит 5-6 штрафов за несколько месяцев, менталитет, заставляющий не нарушать, только если в поле видимости находится инспектор ГИБДД, возможно, изменится.

Причина седьмая: иностранные номера

Владельцам автомобилей с иностранными номерами (белорусскими, украинскими и т.д.) так и вовсе бояться нечего. Кроме инспектора, с которым, как считается, всегда можно договориться, никто за нарушения не накажет. Скорее всего, камеры в России в принципе не настроены ни на один формат номеров, кроме отечественного. Даже если это не так, куда отправлять уведомление и квитанцию – непонятно. Казалось бы, случай слишком частный, однако если вы обратите внимание на количество автомобилей с белорусскими, молдавскими или украинскими номерами, то поймете, что это приличная часть от общего количества машин.

Причина восьмая: недоверие к власти

Укреплению веры в заботу власти о гражданах России новые штрафы послужат едва ли. Люди в большинстве своем как думали, что государство любой ценой пытается вытрясти из них деньги, так и продолжают думать. Соответственно, повышение штрафов гражданами не воспринимается как шаг к решению вопроса пробок. А если так, то и вести себя по-другому не нужно, благо наказания можно избежать (см. причины выше).

Причина девятая: менталитет

«Стучать» – плохо. Эта истина сидит внутри любого человека, выросшего за пределами Бульварного кольца, да и в тех, кто провел детство и юность внутри него. Это европейцы готовы чуть что позвонить в полицию и рассказать о том, что их сосед припарковался на лужайке, или о подозрительном автомобиле, который только что обогнал кого-то по встречной полосе. Для наших граждан такое поведение – «западло». Объяснить российскому гражданину, что сообщив, допустим, о пьяном водителе, он может спасти кому-то жизнь – практически невозможно. А вот координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, например, считает, что создание для водителей удобного сервиса, через который они могли сообщать о нарушениях и выкладывать записи со своих видеорегистраторов, – один из главных шагов для того, чтобы ситуация на наших дорогах стала приемлемой.

Причина десятая: тонировка – сила!

С парковками и выделенными полосами разобрались. Однако есть еще одно нарушение – тонированные передние стекла. Более того, именно этот пункт вызвал наибольшее неудовольствие водителей. Российский человек настолько привык, что машина с прозрачными стеклами – это «аквариум», что я сам видел, как взрослый мужик снимал тонировку с окон со слезами на глазах. Он, впрочем, все же подчинился требованию закона. Многие же предпочитают проезжать посты с открытыми окнами или, того хлеще, устанавливать в свой автомобиль двойные стекла. Одни затонированные, другие – нет. Ради интереса забейте такой запрос в любой поисковик: мало того, что предложений подобного рода море, так еще на каждом втором форуме люди обсуждают, как сделать это самостоятельно. Причем речь идет не только о продукции компании АвтоВАЗ, но и о значительно более дорогих автомобилях, например, Volkswagen Touareg.

Николай Загвоздкин