Autonews
Статьи Алина Распопова

В России стало меньше машин, пробок и аварий. Что дальше?

На дорогах стало свободнее после перехода многих компаний на удаленный режим работы и добровольную самоизоляцию россиян. Пробки исчезли даже в Москве и Санкт-Петербурге
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Новому вирусу удалось сделать то, чего годами безуспешно добивались власти многих российских городов: победить пробки. Из-за перехода большинства компаний на удаленный режим работы, введения карантина для приехавших из-за границы россиян, а также добровольной самоизоляции и призывов оставаться дома автомобили оказались практически не нужны. Как результат — если не пустые, то заметно поредевшие магистрали крупнейших российских городов. Поскольку следующая неделя в России объявлена нерабочей, ожидается, что количество машин на дорогах упадет еще сильнее.

Москва: каршеринг теряет клиентов

В московском Департаменте транспорта рассказали, что количество личных автомобилей на дорогах плавно снижается — их уже на 4-5% меньше (на 170–172 тыс.), чем обычно. В стандартном режиме в городе ежедневно перемещается порядка 3,5 млн личных автомобилей. Всего же в Москве, по данным ведомства, зарегистрировано более 8 млн личных автомобилей.

Коронавирус против автопрома 19 марта Как коронавирус изменил жизнь автомобилистов. Главное
Коронавирус против автопрома 22 марта Как защититься от коронавируса в автомобиле. 6 простых правил

Также в городе снизилось количество поездок на такси и каршеринге. К примеру, только 25 марта количество поездок на такси по сравнению с 26 февраля упало на 23%, а на каршеринге — на 26%. При этом количество машин, следующих из области в Москву, выросло на 4%, а количество ДТП в этот день упало на 27%.

В целом же в марте интерес к поездкам на такси и каршеринге упал на 10–15%. Меньше просели поездки по городу, а максимальное снижение зафиксировано по таким направлениям, как аэропорты и крупные офисные кластеры, например, как на ул. Тимура Фрунзе, где расположен офис «Яндекса», ул. Вавилова (там находится офис «Сбербанка») и Москва-Сити, куда переехало большинство госструктур и чиновников. Жители Москвы стали ездить чаще в торговые центры, а такси начали использовать как курьерские службы.

При этом утренний пик разгрузился больше, чем вечерний, а машин из Московской области стало приезжать больше. Общее же количество ДТП в марте снизилось на данный момент примерно на 9%.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

А вот парковочных сессий, как уверяют московские власти, стало ненамного меньше. Их количество упало на 10% по сравнению со второй половиной февраля. «Это объясняется тем, что многие жители перешли на удаленную работу или самоизолировались и на дорогах стало меньше автомобилей, что, я думаю, все заметили», — сказал замгендиректора ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Андрей Головатюк.

В Департаменте транспорта Москвы и мэрии не ответили на запрос Autonews.ru об общем количестве автомобилей, которые сейчас выезжают на улицы столицы. Но учитывая, что в середине рабочих дней сервис «Яндекс.Пробки» оценивает уровень заторов на дорогах на четыре балла, а в традиционный час пик прогнозирует всего трехбалльные пробки, очевидно, что общее количество легковых машин и транспорта на дорогах упало в разы.

Санкт-Петербург: заторы остались, но стали слабее

В Санкт-Петербурге в середине рабочего дня пробки держатся на отметке три балла и поднимаются до четырех-пяти к вечеру. Такая ситуация для города непривычна, обычно заторы выше этих отметок. Пока заторы не исчезают с таких загруженных дорог, как Московское шоссе, Невский проспект и Митрофаньевское шоссе, однако пробки там стали гораздо меньше.

Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Такси: заказы падают

Опрошенные Autonews.ru таксисты и владельцы небольших таксопарков рассказывают об оттоке клиентов и жалуются на резкое снижение доходов. Усложняют работу и проверки Роспотребнадзора, грозящие штрафами за отсутствие масок и антисептиков. Тем временем крупные агрегаторы такси на запросы о количества заказов отвечают неохотно.

Например, в «Яндекс.Такси» о динамике изменений говорить не стали. В такси «Максим» рассказали, что в Екатеринбурге число заказов снизилось на 17%, в Челябинские — на 18%, в Тюмени — на 16%, в Москве и Красноярске — на 15–20%. При этом во многих средних и малых городах спрос остается на прежнем или даже повышенном уровне, потому что люди стараются избегать поездок на общественном транспорте.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

«Повышенный спрос отсутствует, поскольку люди в целом стали передвигаться меньше, соблюдая рекомендацию не выходить из дома без особой необходимости, — рассказали в пресс-службе такси «Максим». — Снижение есть по отдельным городам, где подтверждены случаи заболевания коронавирусом. Проявляется снижение в основном в часы пик, а также в пятницу вечером и в субботу, когда обычно наблюдался максимальный спрос. Дневное количество поездок практически не изменилось, а в некоторых городах оно даже увеличивается».

Также клиенты стали заказывать поездки на такси по междугородним маршрутам и доставку продуктов с помощью такси: водитель, выполняющий заказ, берет деньги на покупку товара, а после доставки предъявляет чек.

Что касается возможного повышения цен, то в компании заверили, что оно не планируется. «Более того, из-за снижения количества поездок в часы пик коэффициент спроса уже не влияет на цену, она остается на уровне дневной. Для пассажиров это хорошо», — отметили в такси «Максим».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В такси Gett, которое больше ориентировано на корпоративный сектор, рассказали, что в связи с переводом компаний на удаленную работу спрос на поездки умеренно снизился. «Наша основная аудитория — это топ-менеджеры и сотрудники компаний: мы видим спад их активности примерно на 20–40% в поездках, а также отмечаем общее снижение поездок в аэропорты, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе Gett. — Сами маршруты стали длиннее. При этом сократилась доля коротких поездок, характерных для перемещений «дом — метро/работа» и назад. Одновременно с этим мы наблюдаем рост спроса в три-четыре раза на доставку».

В Gett также рассказали, что повышения цен стоит ожидать только в случае введения более строгих мер. Например, если водители будут допускаться к управлению автомобилем только после сдачи анализов и т. п. Если этого не произойдет, текущая рыночная цена сохранится.

Нарушителей карантина поймают и в машине

Тем, кто должен находиться на карантине из-за пандемии коронавируса, но решит прокатиться по свободным дорогам, в автомобиле укрыться не получится. В Департаменте транспорта Москвы рассказали, что полиция уже начала задерживать водителей, нарушивших режим карантина, введенного для прибывших из стран из группы риска. Их транспортные средства будут отправлять на специализированную стоянку и изолировать от других машин. А самим нарушителям придется разбираться с сотрудниками правоохранительных органов — о первом таком задержании в Дептрансе рассказали во вторник, 24 марта.