Autonews
Доллар — 75, евро — 84. Машины подорожают в апреле
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru
Статьи
Алина Распопова
Статьи 13 марта
Алина Распопова
Доллар — 75, евро — 84. Машины подорожают в апреле
Новые автомобили в России при закреплении нынешнего курса рубля подорожают на 15–20%, прогнозируют эксперты. Автокомпании назвали критическую отметку, на которой начнется рост цен

Постепенное подорожание новых автомобилей на 15–20% по итогам 2020 года прогнозируют автомобильные эксперты и аналитики из-за резкого падения курса рубля и снижения цен на нефть. Сами производители признают, что коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Autonews.ru поговорил о возможном изменении цен с участниками рынка и экспертами после того, как первая волна паники после «черного понедельника» спала.

Подорожание начнется в апреле

Один из самых пессимистичных выводов сделал директор крупного автомобильного агрегатора онлайн-продаж Autospot.ru Дмитрий Андреев — он уверен, что автомобили к концу года прибавят в цене до 20%. По его прогнозу, первые изменения будут заметны в апреле — тогда возможен рост цен до 5%. Начиная с апреля рост станет более плавным и к концу года постепенно приведет к дополнительному подорожанию автомобилей на 10–15%.

По теме:

По оценкам эксперта, глубина локализации производства автомобилей в России составляет не более 50%, то есть «как минимум половина стоимости автомобиля привязана к валюте». В качестве примера пересчета цен представитель сервиса назвал Hyundai Creta, одна из модификаций которой с учетом скидок и с оплатой без помощи кредитных средств продается за 998 000 рублей. «Можно предположить, что если доля локализации модели составляет около 40%, то при росте курса доллара на 10% цена такой версии вырастет на 4% и составит 1 037 920 рублей. Так что, если вы планировали покупку нового автомобиля, не стоит тянуть, начиная с апреля цены могут вырасти в любой момент», — уверен эксперт.

Сильнее всего, по оценкам представителя сервиса, подорожают нелокализованные в России модели. В их числе Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Toyota Corolla, Kia Picanto, Volkswagen Amarok, Volkswagen Passat, Suzuki SX4, Suzuki Vitara, Skoda Superb, Mitsubishi Pajero Sport, Mazda 3. А меньше всего ситуация с падением рубля, по оценке Андреева, затронет отечественные марки Lada и УАЗ. Снижение объема продаж новых автомобилей по итогам 2020 года в России, по мнению эксперта, составит 6–9%.

Ранее глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru говорил о повышении цен на новые машины в России до 15% по итогам года — в первую очередь этот тренд, по его оценке, должен затронуть импортные нелокализованные модели.

Фото: Liu Debin / ZUMA Press / Global Look Press

Автокомпании ждут стабильного курса

В Suzuki в ответ на подобные расчеты в беседе с корреспондентом Autonews.ru заявили, что ценообразование автомобилей бренда зависит не только от курса валют, а от многих факторов. В их числе ценовое позиционирование конкурентов, уровень складов, планы продаж и так далее. «Таким образом, говорить о «сильном повышении» на данном этапе не приходится. В любом случае мы будем стараться держать максимально комфортный уровень цен для желающих приобрести Suzuki в 2020 году», — сказала операционный директор «Сузуки Моторс Рус» Ирина Зеленцова.

В свою очередь, в компании «Киа Моторс Россия и СНГ» заявили, что не комментируют возможное изменение цен на автомобили марки Kia. Но подчеркнули, что говорить о пересмотре конъюнктуры рынка в настоящий момент преждевременно. «Опираясь на опыт 2015 года, можно предположить, что постепенное изменение цен может произойти при долгосрочном сохранении курса выше отметки 70 руб. за доллар США.

«Существует много факторов, влияющих на цены, кроме курса валют, поэтому дать какую-либо оценку не представляется возможным, — сказали Autonews.ru в российском представительстве марки. — В настоящий момент текущий прогноз АЕБ — 1,7 млн проданных автомобилей — остается актуальным».

В российском офисе Mercedes отметили, что не намерены принимать быстрых решений. «На данный момент мы наблюдаем за ситуацией на рынке. В случае сохранения тенденции по ослаблению рубля на более продолжительный период мы вынуждены будем пересматривать ценовое позиционирование», — сообщили в пресс-службе Mercedes-Benz.

В Haval уточнили, что внимательно следят за развитием ситуации и потенциальным негативным воздействием на автомобильную промышленность в целом и марку в частности.

Фото: РБК

Заводы ждут поддержки государства

На колебания курсов отреагировали и на АвтоВАЗе, где сообщили, что руководство компании рассматривает возможность изменения цен на свои автомобили в связи с резким снижением курса рубля. Об этом Autonews.ru заявил представитель Волжского автозавода. По его словам, в компании негативно оценивают макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в связи с падением цен на нефть, что привело к колебаниям валютных курсов и стоимости сырья.

«Сегодня АвтоВАЗ является одним из наиболее локализованных производителей в России, но все же на компанию оказывают влияние цены на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированные в евро или долларах США. Исходя из развития ситуации, компания рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию», — пояснил собеседник Autonews.ru.

В Renault также рассказали, что рассматривают возможность корректировки цен на автомобили в России. Сложившуюся макроэкономическую ситуацию в компании оценили как негативную для российской автомобильной промышленности в целом и для «Renault Россия» в частности.

«Renault внимательно следит за развитием макроэкономической ситуации — снижением цен на нефть, колебаниями курса рубля и стоимости сырья, — заявил Autonews.ru представитель компании. — Renault является высоколокализованным производителем в России, но, несмотря на это, мы подвержены влиянию цен на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированных в евро или долларах США. Исходя из развития ситуации, компания рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию».

И Renault, и АвтоВАЗ добавили, что компании приветствовали бы еще более расширенные меры поддержки автомобильного рынка со стороны российского правительства для смягчения последствий этой ситуации.

Фото: Renault

Больше продаст тот, кто сдержит цены

В том, что динамика подорожания локализованных и импортных автомобилей будет находиться примерно на одном уровне, уверен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Речь тут идет в первую очередь о бюджетных и среднеценовых сегментах.

«Большинство представленных в России производителей, за исключением премиальных брендов, имеют в модельном ряду как массовые локализованные модели, так и автомобили с низким уровнем локализации или вовсе импортируемые, — сказал Жарский Autonews.ru. — Но конкуренция в двух этих сегментах все равно остается предельно высокой. Поэтому здесь побеждает тот, кто дольше других сдерживает цены или активнее использует стимулирующие кампании».

По словам эксперта, себестоимость автомобилей с низким уровнем локализации из-за девальвации рубля будет расти более высокими темпами, но в рознице эта разница будет нивелироваться за счет перераспределения. «Если реальная стоимость импортного автомобиля по итогам года вырастет на 10%, а локализованного — на 4%, то для покупателя это будет рост на 8% и 7%, — уточнил эксперт. — Если учесть, что сейчас бестселлерами в России остаются автомобили бюджетного сегмента, то основная конкуренция за покупателя будет разворачиваться именно в нем».

Фото: Автотор

По прогнозу эксперта, поскольку удорожание марок с низким уровнем локализации стимулирует ускоренный рост цен в наиболее привлекательном для концернов бюджетном сегменте, это приведет к тому, что модельный ряд большинства представленных в России марок может в очередной раз существенно сузиться.

Цены никогда не снижаются

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов напомнил, что падение курса рубля неизбежно приводит к росту стоимости новых автомобилей, причем с «эффектом храповика»: цена почти никогда не откатываются назад даже при нормализации ситуации на валютном рынке.

«Полагаю, что сильнее всего подорожает эконом-сегмент, в который входят такие модели, как Lada Granta, седан Datsun, Renault Logan, Renault Sandero. Повышенный спрос на эти модели позволяет производителям легко поднять цены на 7–10% и игнорировать падение объема спроса за счет выросшей маржи с каждого автомобиля. В то же время Lada может себе позволить и не дорожать, опираясь на государственное субсидирование и пытаясь отвоевать себе еще большую долю рынка. Думаю, что шаг цены АвтоВАЗа будет в 1,5-2 раза меньше, чем у Renault. Машины марки Hyundai могут подорожать на 10–15%», — рассуждает аналитик.

Говоря о люксовых автомобилях стоимостью от 3 млн рублей, эксперт предположил, что, поскольку эластичность спроса по цене в таком сегменте минимальна, то автопроизводители могут поднять цену на 12–15%, не опасаясь оттока клиентов. «Думаю, BMW и Mercedes, а также топовые модели внедорожников Toyota подорожают к концу апреля примерно на такую величину», — прогнозирует эксперт. Он уверен, что пока можно успеть купить новые автомобили по прежним ценам, так как на складах дилеров они еще есть в наличии, а рост цен начнется не ранее апреля.