Локализация, экспорт и льготы: что будет с российским автопромом
Локализация, экспорт и льготы: что будет с российским автопромом
Фото: Global Look Press, Lada.ru
Статьи 5 марта
Иван Ананьев
Статьи 5 марта
Иван Ананьев
Локализация, экспорт и льготы: что будет с российским автопромом
Объемы выпуска локализованных моделей возрастут, экспорт станет приоритетным, производители будут иметь общие платформы, а электромобили пустят на выделенные полосы

Дмитрий Медведев провел совещание с министрами и чиновниками, где обсуждалась стратегия развития российской автопромышленности до 2025 года. Премьер добавил, что спад в автопроме, произошедший в результате экономического кризиса, удалось, наконец, преодолеть, что не в последнюю очередь произошло благодаря поддержке государства. «По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов», — отметил Медведев.

Проект Стратегии — это 70-страничный документ, который описывает задачи отрасли на ближайшие годы и методы достижения обозначенных целей. Согласно проекту, к 2025 г. в стране будет существенно увеличена доля местных производителей, расширятся программы экспорта автомобилей и запчастей, начнется выпуск высокотехнологичных компонентов, появится инфраструктура для электромобилей и «умных» технологий.

Рынок легковых автомобилей вернется к докризисному уровню

По оценкам Минэкономразвития и Росстата, восстановление рынка легковых машин к докризисным показателям будет идти медленно и исключительно за счет роста доли локального производства при сохранении прежнего уровня импорта. Базовый сценарий рассчитывает на 1,6 млн проданных автомобилей в 2020 г., а к 2025 г. в стране будет продаваться 2,2 млн машин, из которых минимум 1,9 млн будут изготовлены на территории России. При более оптимистичном развитии событий к 2025 г. объем рынка составит 2,5 млн машин, что все равно меньше рекордного 2012 г., когда было продано 2,8 млн штук.

Государство продолжит субсидировать автопром

В самый тяжелый период 2014-2016 гг. на госпрограммы обновления парка, льготного кредитования, автолизинга и закупки техники за счет бюджета было потрачено 113 млрд рублей. Стратегия предусматривает сохранение объемов господдержки на уровне 2017 г. на весь период, однако к 2020 г. государство прекратит поддерживать сам рынок и направит субсидии только на создание новых продуктов, в том числе электромобилей, систем автономного вождения, газомоторной техники, а также организацию инфраструктуры для их обслуживания. Поддержка внутреннего спроса, отмечается в документе, в нынешней ситуации не окажет существенного воздействия на рынок.

Локальные производители займут 80% рынка

Уже сегодня автомобили локального производства занимают большую часть рынка новых автомобилей, а к 2025 г. их доля должна достигнуть 80–85%. Сегодня доля локализованных моделей превышает 60%, и это только автомобили с уровнем локализации не менее 50%. При этом отмечается, что простые сборочные производства сильно зависят от импорта и не помогают развитию отрасли, поскольку не дают возможности развивать новые технологии. Поэтому государство намерено увеличить степень локализации и развивать местное производство компонентов.

По теме:

Средний уровень локализации к 2025 г. будет увеличен с нынешних 35-50% до 70–75%, что позволит лучше защититься от инфляционных процессов и скачков курсов валют, а также сделает более выгодным экспорт автокомпонентов.

Появится больше соплатформенных автомобилей

Авторы Стратегии отмечают, что степень концентрации производства, то есть объемов выпуска на одну платформу, является критически важной для устойчивости всей отрасли. В России этот показатель в разы ниже, чем в развивающихся странах вроде Индии и Мексики, и многократно ниже, чем в развитых странах. Нынешние объемы выпуска в России зачастую недостаточны для организации безубыточного производства, поэтому государство выступает не только за увеличение локализации, но и за рост производства соплатформенных моделей.

В документе содержится расчет, согласно которому безубыточный выпуск достигается на уровне не менее 100-150 тыс. автомобилей на одну платформу в год. А вот для местных автопроизводителей со своими собственными платформами безубыточным является объем не менее 370-500 тыс. автомобилей в год, поскольку в этом случае учитываются затраты на разработку собственного продукта. Поэтому к 2025 г. в России будет 6–8 новых платформ, на каждой из которых будет выпускаться по 200 тыс. легковых автомобилей, причем со значительной долей российского инжиниринга.

Объемы экспорта вырастут

Увеличение объемов экспорта — одна из главных статей Стратегии. К 2025 г. от 12 до 14% автомобилей российского производства должны продаваться за границей, то же касается и автокомпонентов. Сейчас основными внешними рынками являются страны СНГ, на которые приходится до половины экспорта в денежном выражении и до 65% — в натуральном. Рост зарубежных поставок возможен только в страны дальнего зарубежья, и в качестве приоритетных для российских марок Стратегия называет рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Помимо исконно российских предприятий, экспорт должны начать и сборочные производства иностранных марок, причем в этом случае государству интересны рынки Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, а также отдельные страны Африки. Наконец, компоненты можно будет поставлять почти во все страны, обладающие крупными сборочными производствами.

К 2025 г. объем экспорта автомобилей должен достигнуть 240 тыс. машин на сумму около 3,3 млрд. долларов плюс автокомпоненты на 1,6 млрд. долларов. В более оптимистичном вариант общие объемы экспорта могут достигнуть 7,8 млрд. долларов и 400 тыс. автомобилей в год.

Появится инфраструктура и льготы для электромобилей

Стратегия предусматривает два сценария развития рынка электрокаров в России. Согласно первому, отставание от мировых трендов в ближайшие годы составит 4-5 лет, а доля электромобилей на рынке к 2020 г. достигнет 1–1,5%, что составляет 15–25 тыс. машин. В следующие пять лет благодаря снижению стоимости батарей начнутся продажи в массовом сегменте, что позволит достичь доли 4-5% (85–100 тыс. автомобилей). В пессимистичном сценарии доля электромобилей не превысит 4%.

Для стимулирования рынка государство предложит меры поддержки: бесплатную парковку, доступ на автобусные полосы, налоговые льготы, бесплатную зарядку, скидки на ОСАГО, скидки на платных дорогах. Одновременно льготы получат производители компонентов электромобилей, которые смогут организовать в России производство элементов питания и батарейных блоков.

Наконец, будет простимулировано строительство зарядных станций: девелоперов обяжут оснащать зарядками новые объекты строительства, будет принят упрощенный порядок документооборота, а операторы зарядных станций смогут оформить концессию с госкомпаниями, получить налоговые льготы и скидки на электроэнергию.

Беспилотники легализуют

Телематические системы будут внедряться в страховые области, на рынки пассажирских и грузовых перевозок, устанавливаться на технику ЖКХ и машины аварийных служб. Телематика позволит использовать транспорт на 25–50% эффективнее, снизит количество ДТП до 60%. Уже в нынешнем году в законодательстве появится понятие автомобиля с интеллектуальной системой, а в 2019 г. будет утвержден перечень необходимых технологий дорожного строительства.

Как и в случае с электромобилями, отставание прогнозируется на 4-5 лет, и к 2025 г. в России доля машин с частичной автономностью может достигнуть 1–2% (20–40 тыс. автомобилей в год). К 2030 г. доля увеличится до 10%. Впрочем, о полностью автономных машинах речь пока не идет — документ предполагает, что беспилотники третьего уровня массово появятся в России не раньше 2035 г., когда будет хотя бы отчасти готова дорожная инфраструктура.

Комментарии