Камеры фотовидеофиксации уже сейчас могут без проблем отслеживать нарушителей, выезжающих на дороги без полисов ОСАГО, а процент ошибок и расхождений в составленной страховщиками и переданной в МВД базе ничтожно мал. И тем не менее проект до сих пор не запущен.
Окончательное объединение баз данных и запуск системы фотовидеофиксации езды без ОСАГО в Москве должен был состояться в январе, после чего практику рассылки «писем счастья» планировали распространить и на другие регионы. Autonews.ru выяснил, почему штрафы за это нарушение все еще не приходят.
Источники издания «Коммерсантъ» связали перенос сроков запуска проекта с тем, что в базе ОСАГО все еще часто встречаются ошибки: информация по 6 млн полисов из 38 млн требует исправлений.
В РСА в ответ на запрос Autonews.ru категорически опровергли эти данные. «Информация о том, что сейчас база РСА содержит шесть миллионов ошибок, не соответствует действительности. Это всего лишь количество полисов ОСАГО, в которых отсутствуют данные о госномере автомобиля. Записей о машинах, для которых в базе РСА есть полис ОСАГО, а в базе ГИБДД сведений о них нет, менее 1%», — объяснили в пресс-службе.
Страховщики уточнили, что такие расхождения обусловлены рядом особенностей заключения договоров ОСАГО. Например, можно застраховать новый автомобиль прямо в дилерском центре еще до получения госномера и постановки машины на учет в ГИБДД. После чего автомобилисты, хотя и обязаны сообщать эту информацию в страховые компании, часто об этом забывают. Поскольку за непредставление такой информации не предусмотрено никакой ответственности, чаще всего страховые компании получают эти сведения уже спустя год, когда водитель приезжает продлевать договор.
![Штрафы за езду без ОСАГО: когда камеры начнут фиксировать нарушение](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/09/755499533048093.jpg)
«Но проверить информацию о том, оформлен ли на автомобиль полис ОСАГО, можно не только по госномеру, но и по VIN, номерам шасси и кузова — то есть по четырем параметрам одновременно, никакой дополнительной нагрузки на базу и лишних действий это не требует, — добавили в РСА. — Это не ошибка, а необходимость просто проверить еще одну цепочку. Конечно, ошибок из-за человеческого фактора в целом не избежать — их могут допустить операторы при вводе цифр госномера или VIN-номера в страховую базу. Но представить, что ошибки будут по всем четырем параметрам, довольно сложно».
Страховщики пообещали, что достаточная чистота баз для запуска штрафов с камер за отсутствие ОСАГО будет обеспечена к 1 марта — к этой дате показатель отклонений будет оцениваться в десятые доли процента. Однако отвечать на вопрос о том, означает ли это, что уже в марте водители начнут получать штрафы за езду без ОСАГО, в РСА отказались.
Источник Autonews.ru, близкий к ситуации, рассказал, что сейчас продолжается обогащение базы и со стороны ГИБДД. По его словам, с самого появления идеи о фиксации таких нарушений с помощью видеокамер в МВД всячески пытались отстраниться от процесса, а сейчас затягивают внедрение идеи.
«Изначально в Москве проект планировалось реализовать, используя исключительно мощности Центра организации дорожного движения (ЦОДД), однако из-за законодательных особенностей оказалось, что все должно проходить через МВД, — пояснил осведомленный источник. — Но в ведомстве не заинтересованы напрямую в развитии этого проекта: штрафы за езду без полиса ОСАГО уходят в муниципальный бюджет, МВД от этого ничего не получает, только негатив со стороны общественников. Возникает риск недовольства, а МВД этого не надо».
В департаменте транспорта Москвы, напротив, заинтересованы в проекте: вся инфраструктура у них есть, а без полисов по столице ездит немало водителей, можно быстро оценить, сколько дополнительных штрафов поступит в городской бюджет, добавил источник.
В МВД на критику предпочитают не реагировать. Там Autonews.ru сообщили, что совместно с РСА ведомство прорабатывает техническую возможность фиксации нарушений. «В частности, ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и РСА. До завершения указанных работ правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по данному составу административного правонарушения не осуществляется и будет начата по мере технической готовности информационных систем», — объяснили в МВД России.
Схема взимания штрафа в целом уже проработана. Перед тем как не оформивший полис ОСАГО водитель получит штраф, он должен будет два раза попасть в объектив камеры — с разницей в 10 дней. Именно столько времени есть у автомобилистов, согласно законодательству, на то, чтобы оформить полис ОСАГО после покупки машины или после истечения срока действия текущего документа.
![Штрафы за езду без ОСАГО: когда камеры начнут фиксировать нарушение](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/82/755499533023822.jpg)
Согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. Однако остался нерешенным вопрос о периодичности оформления протоколов. Так, ранее предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет проезжать под камерой, это будет считаться отдельным нарушением, за которое отправят квитанцию. На этом же настаивали и страховщики. Но пока окончательного решения нет — этот вопрос до сих пор прорабатывается в МВД России.
При этом проверить, как работает система фиксации на практике, невозможно из-за жестких законодательных норм. Ранее в РСА предлагали рассылать «письма счастья» в тестовом режиме, лишь предупреждая водителей о необходимости оформить полис ОСАГО. Однако оказалось, что игнорировать факт неотвратимости наказания невозможно: согласно законодательству, если подобное нарушение фиксируется, то неминуемо должен последовать административный штраф.
Тем не менее в РСА смогли оценить, что в Москве без полисов ОСАГО ездят примерно 6% водителей. В сентябре 2018 г. страховщики рассказывали, что всего по России около 4–5 млн автовладельцев не купили ОСАГО (тогда же в РСА говорили о 3% возможных ошибочных данных, которые содержатся в базе). Сейчас страховщики заявили, что их число успело снизиться до 2 миллионов.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов поддержал позицию МВД создать максимально точную базу данных. Однако он считает, что без введения тестового режима узнать, каково реальное количество ошибок, будет практически невозможно.
![Штрафы за езду без ОСАГО: когда камеры начнут фиксировать нарушение](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/29/755499535570290.jpg)
«В МВД перестраховываются, и это можно понять, — считает Шкуматов. — Так, штрафы с видеокамер у нас выписываются по принципу презумпции виновности. И вот представьте ситуацию: в Москве и области мы имеем около 7 млн автомобилей. Каждый день водитель проезжает в среднем под пятью камерами. Звучали предложения присылать штраф чуть ли не за каждый такой проезд. Представим, что в базе есть всего лишь 1% ошибок — получается 350 штрафов каждый день. Учитывая, что приходят они не сразу, то человек еще долго будет кататься и собирать «письма счастья». И когда они придут к получателям, то можно не сомневаться, что тысячи водителей хлынут в отделения ГИБДД их обжаловать».
По его словам, погрешность даже в 0,1% — это большая проблема. По оценке Шкуматова, даже если страховщики обновят базу к 1 марта, понадобится дополнительное время на синхронизацию с данными ГИБДД, соответственно, в ближайшее время запуска системы ожидать не стоит.