branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Авто в розетке: учимся экономить

На самом деле мне электромобиль обошелся бы очень дешево, потому что тариф на электроэнергию в моем доме в ночное время равен 61 коп/кВт·ч. То есть в год я бы выплатил на зарядку авто 3280 рублей, что в 16 раз меньше, чем плачу за бензин сейчас...
Авто в розетке: учимся экономить
Авто в розетке: учимся экономить
Весь цивилизованный мир пересаживается на гибриды и электромобили. Пока потихоньку, но процесс явно носит лавинообразный характер, и в скором времени эта лавина обещает накрыть весь автопром с головой. Первые Honda Insight 1999 года и Toyota Prius 1997 года продавались чуть ли не поштучно. Сегодня эти модели стали массовыми, и даже новичок сегмента Chevrolet Volt заходит на рынок с планами продать в 2011 году 10 000 автомобилей и 45 000 уже в 2012-м. И это не считая продаж своего европейского двойника Opel Ampera.

Chevrolet Volt вообще общеамериканская надежда на возрождение доморощенного автопрома. Новинка привлекает всеобщее внимание, и главный вопрос, которым интересуются будущие клиенты, – насколько дешевле эксплуатировать гибридный Chevrolet Volt по сравнению с его бензиновыми собратьями.

Производство Volt уже началось, и экспертам достались первые экземпляры этого автомобиля. Volt успел получить ряд наград, в том числе Green Car 2011 («Зеленый автомобиль года»). Но все награды ничего не стоят, если экономия владения автомобилем не подтвердится на практике.

Определением самых экономичных и дешевых в эксплуатации автомобилей в США занимается государство. Агентство охраны окружающей среды, входящее в состав Министерства энергетики США, регулярно составляет рейтинги самых экономичных автомобилей и тестирует все новинки рынка. По замерам экспертов, новый Chevrolet Volt, если его использовать только на электричестве, станет самым экономичным и дешевым в эксплуатации автомобилем.

Если Volt эксплуатировать только как электромобиль, то в пересчете стоимости электричества на стоимость бензина получится, что на Volt будет потрачена сумма, эквивалентная расходу топлива 2,5 л/100 км. Но эксперты считают для электромобилей и расход емкости батареи. Для Volt эта характеристика равняется 22,4 кВт·ч/100 км. Если на автомобиле будет работать исключительно бензиновый двигатель, то расход составит 6,4 л/100 км. Эксплуатация Volt на комбинации электричества и бензина даст эквивалент расхода топлива 3,9 л/100 км.

Правда, для того чтобы эксплуатировать Volt только на электричестве, придется проезжать не более 56 км, а потом заряжать батарею 4 часа от розетки с питанием 240 вольт. Но ясно, чем больше используется электричество и меньше подключается к работе бензиновый двигатель, тем экономичнее будет эксплуатация Volt.

На зарядку электрического Volt владелец потратит в год 601 доллар. Если эксплуатировать тот же Volt как обычную машину и для движения использовать его 1,4-литровый двигатель, то владелец автомобиля потратит на заправку машины 1302 доллара в год. Таким образом получается, что одну и ту же машину эксплуатировать на электроприводе в два раза выгоднее, чем на бензиновом моторе. Сейчас самый дешевый в эксплуатации автомобиль на рынке США — это японский гибрид Toyota Prius, чей владелец тратит в год 864 доллара.

Министерство энергетики рассчитывает эти цифры исходя из следующих характеристик пробега среднестатистического американского автомобиля: годовой пробег 24 000 километров, из которых 45% приходится на загородные дороги, а 55% на передвижение по городу. Расчет проводился по ценам, которые сегодня в США составляют 11 центов за кВт·ч и 85 центов за литр ($3,2 за галлон) бензина, что в переводе на рубли по сегодняшнему курсу составляет 3,44 рубля и 26,6 рубля соответственно.

Как ни странно, но сегодня цены на электричество и на бензин на противоположных сторонах земного шара одинаковые. Как сообщает Мосэнерго, «однотарифный учет с применением одноставочного тарифа для населения города Москвы, для домов с газовыми плитами составляет 3,45 рубля за кВт·ч». Цены на заправках тоже стремительно приближаются к американским: сегодня в Москве заправки торгуют 95-м бензином по 25,70 руб. за литр. Так что эти же американские расчеты применимы и к России. Если эксплуатировать Volt в Москве, то затраты составят те же 601 долл. (18 800 руб.) за эксплуатацию автомобиля только на электричестве и 1302 долл. (40 730 руб.) за эксплуатацию только на бензине.

Для сравнения: Министерство энергетики США оценивает расходы на топливо для Ford Focus 2,0 литра на «механике» в 1542 доллара в год, что эквивалентно 48 240 рублей. Моя личная машина с мотором 1,6 на «автомате», расходующая в среднем 8,7 л/100 км, обходится мне в Москве при годовом пробеге 24 000 км в 53 245 руб., что примерно соответствует американским показателям. Таким образом, если пересесть в Москве на электромобиль, то на его зарядку можно тратить сумму в три раза меньше, чем на топливо для бензинового авто.

На самом деле лично мне электрический автомобиль обошелся бы еще дешевле, потому что тариф на электроэнергию в моем доме в ночное время равен 61 коп/кВт·ч. То есть в год я бы выплатил на зарядку авто 3280 рублей, что в 16 раз меньше, чем я плачу за бензин сейчас. Вот только если поделить 24 000 км, проезжаемых за год, на 365 дней, то получится 65 км ежедневного пробега, а Chevy Volt может проехать на электричестве всего 56 км, так что придется чуточку доплатить и за бензин. Но вот дотянуть провод зарядки автомобиля до моего 20-го этажа совсем нереально.

Главная проблема развития электротранспорта и подзаряжаемых гибридов, коим является Chevy Volt, взятый для примера, это отсутствие достаточного количества зарядных станций. Их не хватает даже в Японии. Поэтому сейчас крупные компании активно вкладываются в постройку таких станций. В США в создание станций подзарядки вкладываются... нефтяные компании. Например, Exxon Mobil собирается инвестировать в подобный проект около миллиарда долларов. В Китае есть даже государственная программа развития промышленности на альтернативной энергетике, в рамках которой частная нефтяная China National Offshore Oil также собирается построить сеть станций зарядки. Параллельно China National Offshore Oil уже инвестирует 732 миллиона долларов в компанию по производству литиево-ионных батарей для автомобилей. Как раз эти батареи впоследствии и будут заряжаться на китайских станциях.

Мы остаемся на обочине и можем представить электрический автомобиль в Москве лишь гипотетически.

В скором времени появится машина, которая будет еще экономичнее, чем Chevrolet Volt. Министерство энергетики протестировало электромобиль Nissan Leaf, который появится в продаже на рынке США в декабре. В Европе эту модель ждут в начале следующего года. Показатель экономичности для Nissan Leaf оказался эквивалентен расходу топлива в 2,4 л/100 км. Nissan Leaf совсем не использует бензин и масло, в нем нет двигателя внутреннего сгорания и топливного бака – ломаться там просто нечему. Nissan заявил, что его электромобиль сможет проходить на одной зарядке уже довольно приличное расстояние – до 160 км. Однако эксперты Министерства энергетики при тестировании автомобиля смогли проехать только 117 км.

Кирилл Орлов