Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Государство продлит пошлины на иномарки
Государство продлит пошлины на иномарки
Статьи 18 августа 2009
Статьи 18 августа 2009
Государство продлит пошлины на иномарки
Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ продлит истекающий 11 сентября срок действия 30%-ных пошлин на ввоз в Россию новых иномарок. Российский автопром будет существовать вне конкуренции...
Государство продлит пошлины на иномарки 
12 января 2009 года вступило в силу Постановление правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 943 “О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования”. В данном постановлении речь идет об увеличении таможенных пошлин на все ввозимые частными или юридическими лицами автомобили, в том числе и о временном (на девять месяцев) увеличении пошлин с 25% до 30% для новых легковушек.

Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ продлит истекающий 11 сентября срок действия 30%-ных пошлин на ввоз в Россию новых иномарок.

Изменение ставок таможенных пошлин на автомобили
до трех лет с бензиновым двигателем,
ввозимые юридическими лицами с января 2009 года




По данным министерства, введенные пошлины положительно сказываются на российской автопромышленности. Производство машин внутри России теперь преобладает над импортом, число работающих в автопроме сокращается, но планомерно. Завод “ИжАвто” обанкротился, ТагАЗ уволил несколько тысяч сотрудников и практически остановился, АвтоВАЗ “проел” все государственные дотации и понес за первое полугодие убытки в размере 14,1 млрд рублей. То есть, по мнению министерства, это все есть положительное влияние высоких пошлин.

Если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% продаж, то в июне – уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин в стране стал преобладать над их импортом: в январе было импортировано 31,2 тысячи новых иномарок при объеме сборки в России на уровне 18,2 тысячи машин. В июне, наоборот, импорт новых иномарок составил 37,2 тысячи автомобилей, а объем внутреннего производства – 58,8 тысячи.

Только российская автомобильная продукция как была в своей массе допотопной техникой, так и осталась. АвтоВАЗ выпускает модели рождения 1980 года – “классика”, 1984-го – семейство “Самара”, 1995-го – “десятки” и “Приоры” и 2004-го – “Калина” (Lada Kalina показали еще на МИМС-2000 и потом еще четыре года пытались наладить серийное производство). Когда весь авторынок за первые полгода упал на 49%, продажи АвтоВАЗа также значительно снизились и упали на 41%. Однако АвтоВАЗ, который в этом году планирует выпустить около 350 тыс. автомобилей при мощности завода в 750 тыс. автомобилей, нарастил свою долю на рынке с 25,5 до 30%.


Высокие показатели российской автопромышленности достигаются не за счет хорошего качества и других конкурентных преимуществ, а за счет искусственного наращивания разрыва в ценах между автомобилями, производимыми в стране, и импортом. Пытаясь создать для отечественной промышленности сверхкомфортные условия без реальной конкуренции, мы придем к ситуации, когда можно задирать цены, производить и продавать небольшое количество автомобилей с высокой прибылью и иметь еще очередь из страждущих покупателей на пять лет вперед. При таком раскладе создавать что-то новое абсолютно не имеет смысла, и Focus на российском конвейере можно будет продержать хоть двадцать лет (как это делают с моделями “Жигулей”).

Как ключевой аргумент в пользу продления высоких пошлин министерство называет увеличение доходов бюджета за счет сборов от импорта новых иномарок. При более чем двукратном его падении бюджет все равно получил больше поступлений, чем в прошлом году. За истекший период 2009 года пошлин от ввоза легковых автомобилей было собрано на 2,7 млрд рублей ($83 млн) больше, чем в 2008 году.

Обладая некоторыми статистическими данными, можно подсчитать в первом приближении доходы государства от таможенных пошлин. Средняя цена иномарки в России в 2008 году была на уровне $22 000. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в 2008 году в Россию, повысилась примерно на 10% и составила около $15 000. В первом полугодии 2008 года было продано 1 486 953 автомобиля, из них не менее 900 000 иномарок было импортировано в Россию. При средней таможенной цене в $15 000 и таможенной пошлине в 25% это дало сборы минимум в 3,3 млрд долл.

В декабре 2008 года ожидалось, что 2009 год станет для страны куда более тяжелым, и продажи автомобилей будут идти ни шатко ни валко. Прогнозы специалистов называли цифры падения продаж новых автомобилей от 20 до 30%. Не последнюю роль в спаде потребления автомобилей сыграют и новые таможенные пошлины. Причем спад произойдет главным образом за счет подорожавших импортируемых иномарок. Таким образом, количество новых иномарок, пересекающих границу, составит в 2009 году около 1 050 000 – 1 200 000 штук. Средняя цена продаваемых на нашем рынке иномарок упадет до $20 000.

На самом деле продажи сократились не на 20-30%, как предполагалось в декабре, а в два раза (на 49%) – до 763 926 автомобилей за первую половину 2009 года. Из этого небольшого количества проданных иномарок не более 345 000 автомобилей прошли новую 30%-ную “растаможку”. Хотя и эта цифра оптимистична, так как импортеры предпочли завезти огромные партии автомобилей в конце 2008 года и первую половину 2009-го торговали в основном прошлогодними автомобилями. Тем не менее, даже если считать по оптимистичным цифрам, то при той же средней таможенной цене авто $15 000 в этом году таможенникам удалось собрать не более $1,5 млрд пошлин на новые легковые автомобили.

Кирилл Орлов
Комментарии