branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россияне хотят, но не могут купить автомобиль

Автопарк в России вырос, потенциальных покупателей все еще очень и очень много, но купить новый автомобиль стало тяжелее: люди просто не представляют, где взять деньги...
Для того чтобы узнать о покупательной способности россиян в разгар кризиса, надо подойти к людям и просто спросить их. Этим занимается Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), специалисты которого 21-22 февраля 2009 г. опросили 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

Если сравнивать результаты исследования 2009 года с результатами подобного исследования, проведенного тремя годами ранее, то можно сделать два основных вывода: семей, обладающих автомобилями, стало за три года чуть больше, но в 2009 году мало кто собирается приобретать новый автомобиль .

Последние три года у нас наблюдался заметный автомобильный бум, и то, что большее количество россиян пересели с общественного транспорта на собственные колеса, совсем неудивительно. Кроме того, за эти три года изменился и состав парка российского автотранспорта. Новые и подержанные автомобили отечественных марок уступили место новым и подержанным иномаркам.

В 2006 году 34% российских семей имели автомобиль и еще 3% – два или несколько автомобилей. В 2009 году доля семей с автомобилем выросла до 37%, а доля семей с двумя и более автомобилями осталась примерно на том же уровне (с учетом погрешности исследования). В автопарке страны количество новых и подержанных отечественных марок сократилось с 16% и 59% до 14% и 49% соответственно. Снижение по российским подержанным автомобилям стоит признать существенным, но тем не менее половина семей в России владеет именно российскими подержанными автомобилями – машинами самого низшего ценового класса. За те же три года доля подержанных иномарок выросла с 19% в 2006 году до 27% в 2009 году, а доля новых иномарок – с 8% до 14%. Если подвести итоги автомобилизации страны, то за последние три года (а именно в течение этого срока автомобиль считается новым) около 11% российских семей приобрели новый или подержанный отечественный автомобиль.

С другой стороны, те семьи, которые не имеют сегодня автомобиля, а это 60%, не могут материально или не собираются приобретать легковой автомобиль в 2009 году. Только 3% семей из этих 60% выразили желание купить автомобиль (неважно, новый или подержанный) в 2009 году. Еще 8% российских семей планируют приобрести автомобиль в 2010-2011 годах, а остальные не собираются покупать автомобиль совсем. И главной причиной их отказа от покупки автомобиля является отсутствие материальных средств (47%). Еще 31% семей считают, что автомобиль им не нужен. Таким образом, автомобильный рынок обладает в 2009 году примерно миллионом потенциальных покупателей из числа ранее не имевших автомобиля. При этом остается еще огромная армия потенциальных покупателей, которые стремятся поменять свой старый автомобиль на новый. Таким образом, видно, что желающих купить автомобиль в 2009 году все так же много, но позволят ли населению приобретать автомобили новые экономические условия?

Из тех, кто решился в ближайшее время сделать такую крупную покупку, как автомобиль, большинство называет в качестве причины удобство передвижения на личном транспорте (51%) и желание поменять старый автомобиль на новый (20%). Примечательно, что за последние три года эти основные причины покупки автомобиля стали менее значимыми. В 2006 году за удобство передвижения голосовали 55% респондентов и 24% стремились поменять старый частный автомобиль. Значимость этих причин теряется в связи с ростом пробок и чрезвычайным затруднением дорожного движения в городах, а прошедший автомобильный бум уже позволил многим автовладельцам обзавестись новым транспортом.

В процессе опроса выяснилось, что мужчины и женщины покупают автомобили по разным причинам. Так, мужчины чаще планируют покупку автомобиля в связи с желанием поменять старую машину на новую (26% против 11% среди женщин) и необходимостью для работы (19% против 11%). Женщины более склонны в качестве причин указывать удобство передвижения (58% против 46% у мужчин).

В 2009 году стало заметно, что потенциальные покупатели не уверены, что найдут денежные средства на покупку автомобиля. Если в 2006 году большинство российских семей рассчитывали на автокредит (46%) и собственные наличные средства (44%), то в 2009 году люди просто не знают, где взять деньги. Затруднились с ответом на вопрос о средствах на приобретение автомобиля 37% респондентов, тогда как в 2006 году таких было только 10%. На автокредит сегодня рассчитывают только 30% российских семей, на собственные средства – 27%.