branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европа и Америка пострадали от нашествия азиатских авто

Если раньше в автомобильном мире существовало довольно четкое разделение на Америку, Европу и Японию, то сегодня эти границы начинают стираться...
Европа и Америка пострадали от нашествия азиатских авто
Европа и Америка пострадали от нашествия азиатских авто
Если раньше в автомобильном мире существовало довольно четкое разделение на Америку, Европу и Японию, то сегодня эти границы начинают стираться. Связующим звеном между всеми ними выступает... Китай.

Минувший год стал если не триумфальным для азиатских автопроизводителей, то на порядок приблизил их к статусу триумфаторов. Японские и корейские автомобильные компании продолжают покорять американский, европейский (в том числе российский) рынки. По-настоящему переломным стал этот год и для китайских автопроизводителей.

Если еще в 2004 году на китайских “выскочек” никто не обращал внимания, то в 2005-м к захватническим угрозам начали осторожно прислушиваться. В 2006 году в Америке и Европе началось настоящее противостояние китайской экспансии.

Сегодня уже никто не отрицает, что у Китая на самом деле неплохие перспективы на внешних рынках – стоит только немного поработать над безопасностью автомобилей. 2006 год не прошел для “китайцев” даром – весь мир обошли снимки, сделанные немецким клубом ADAC при крэш-тесте китайского внедорожника LandWind.

Машина превратилась в железное крошево, набрав всего 1 балл из 16 возможных. Результаты этого крэш-теста должны положительно сказаться на качестве китайских автомобилей в будущем. Потенциальные захватчики решили пересмотреть качество экспортных автомобилей, чтобы ситуации, аналогичные казусу с LandWind, больше не повторялись. Весь год “китайцы” потратили на доработку своих моделей, а также разработку новых автомобилей, предназначенных на экспорт в 2007 году. Производители обещают, что в следующем году китайские машины будут соответствовать всем европейским нормам безопасности и экологическим требованиям “Евро-4”.

Более того, не отступаясь от идеи экспортировать свои автомобили на рынки США и Европы, “китайцы” уже объявили о создании своих заводов за пределами Китая. Пока это сделала лишь компания Chery, но, учитывая настырность “китайцев”, можно предположить, что вслед за “пионеркой” последуют и другие. Успехи китайской автопромышленности и дешевизна рабочей силы вдохновили ведущих мировых автопроизводителей: заложить свои заводы в Китае в этом году поспешили такие компании, как Ford, Mazda, VW, General Motors, PSA Peugeot Citroen.

Торжеством “китайцев” стал помпезный автосалон в Пекине, который до недавнего времени мало интересовал как журналистов, так и конкурентов. В 2006 году Пекинский автосалон стал важным пунктом обязательной годовой “программы”, куда пожаловали ведущие автопроизводители, чтобы посмотреть, чем же Китай будет “бомбить” рынок в ближайшее время. И, надо сказать, по количеству интересных концептов из Китая мероприятие едва ли не переплюнуло ведущие мировые автосалоны: Женеву, Париж, Франкфурт и др.

Увы, не для всех минувший год стал столь успешным. Кризис американских автопроизводителей продолжается: General Motors, Ford и DaimlerChrysler заканчивают год с колоссальными убытками в сотни миллиардов долларов. Скрывать их уже не представляется возможным – Ford прямо объявил, что находится на грани между жизнью и смертью. А, к примеру, крупнейший частный акционер GM, миллиардер Кирк Керкорян предпочел избавиться от своего пакета акций – от греха подальше.

За 11 месяцев 2006 года рыночная доля GM снизилась до 24,8% против 26,3% годом ранее, доля Ford сократилась до 17,4% против 18,4%, Chrysler упал с 13,7% до 12,9%. Американские автомобили проигрывают “японцам” и “корейцам” треть американского рынка. Первое место в Америке по продажам сегодня принадлежит Toyota. Цена на бензин в Америке достигла рекордных пределов, поэтому вместо традиционных полноразмерных американских внедорожников, потребляющих много топлива, покупатели стремятся выбрать что-то более экономичное. Еще одна причина, прямо влияющая на цену авто, – относительная дороговизна рабочей силы в Америке. Убытки автогигантов усугубляются тем, что, будучи вынуждены увольнять тысячи людей, они тащат на себе огромные долги по пенсиям и социальным выплатам. Еще одним ударом для американских компаний стали публичные упреки правительства в том, что выхлопы от их автомобилей прямо влияют на экологию и провоцируют глобальное потепление. (Вот, оказывается, кто виноват в том, что мы добрую половину зимы провели без снега!)

Сами же американские автопроизводители считают, что кризис, которые продолжается уже не первый год, вызван недобросовестной конкуренцией со стороны азиатских автопроизводителей, якобы они искусственно занижают курс национальной валюты – иены, что и делает их продукцию дешевле. Крупнейшие “американцы” были вынуждены объявить о катастрофическом положении и пойти на реструктуризацию бизнеса. Сейчас “усеченным” на порядок GM, Ford и Chrysler требуется срочно предложить рынку новые экономичные модели и пересмотреть ценовую политику. Но это дело небыстрое, поэтому в следующем году убытки, скорее всего, продолжатся.

Европейские автопроизводители хоть пока и не разоряются, но также страдают от нашествия “азиатов”. Хуже всех обстоят дела в Англии: MG Rover обанкротился (его выкупили те же “китайцы”, которые начнут там производить китайские легковушки), Lotus – хрен редьки не слаще – был выкуплен малайзийским Proton, TVR, купленный русскими, на грани банкротства, Aston Martin и Jaguar выставлены на продажу. В Англии – самая дорогая рабочая сила, качеством же английские автомобили никогда не славились. К тому же профсоюзы, которые в Европе являют собой довольно мощную социальную ячейку, постоянно требуют повышения зарплаты. Все это приводит к тому, что английский автопром в чистом виде практически вымирает.

На фоне мировых тенденций Россия только зарабатывает очки. Активная интеграция русских персон в мировой автопром не может не радовать. Россияне активно инвестируют в автопроизводство, в том числе и западное, размещаются на LSE (The London Stock Exchange), активно развивают экспортные программы. Российские компании сейчас воспринимаются как адекватные, равные игроки, которые вполне себе могут позволить прикупить какой-нибудь завод. Например, группа “ГАЗ” в этом году купила английскую автокомпанию LDV Holding. Ходили слухи и о том, что Олег Дерипаска выкупил себе пакет акций GM – правда, подтверждения им так и не нашли. Были довольно амбициозные планы по возрождению производства в Британии также и у владельца британского завода TVR Николая Смоленского. Эксперты не исключают, что другие захиревающие английские марки – Jaguar или Aston Martin – также отойдут в руки именно русским. Пока их никто больше не берет…

Елена Костякова