branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Сухой закон начинается с 0,3 промилле»

Одобренная в Думе допустимая норма алкоголя решает проблему «сухого закона»...
«Сухой закон начинается с 0,3 промилле»
«Сухой закон начинается с 0,3 промилле»
Четырехлетняя тяжба о промилле близится к завершению – итогом жарких споров, политического противостояния и научных изысканий в этой области стали поправки депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, одобренные профильным комитетом по конституционному законодательству и госстроительству. Предложенная им норма – 16 миллиграммов алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, что равно 0,32 промилле – должна придать действующему автомобильному «сухому закону» человеческое лицо, но сам депутат говорит об этом с осторожностью и рекомендует журналистам позабыть опальный термин «промилле».

 
«Битва будет выиграна, когда под поправками поставит подпись президент. Нужно быть очень самонадеянным человеком, чтобы сейчас сказать, что все – вот она, победа здравого смысла. На следующей неделе состоится второе чтение, и, я надеюсь, сразу третье. Если все будет в порядке, поправки вступят в силу с 1 сентября нынешнего года. После этого можно будет говорить об усилении административной, а затем – после доработки законопроекта Яровой – и уголовной ответственности за пьяное вождение.

И я прошу журналистов отказаться от использования термина «промилле» - он некорректен и несет за собой дурной шлейф разнообразных высчитывании того, сколько можно выпить. Арифметика простая: если выпил хотя бы даже бокал сухого вина, не садись за руль весь день. Если хорошо посидел в серьезной компании – не садись за руль сутки. Все. Сухой закон наступил».

                    Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы
                    по конституционному законодательству и госстроительству.


Хроника сухого закона:

В России впервые устанавливается норма допустимого содержания алкоголя в крови водителей – 0,3 промилле (0,15 мг. на литр выдыхаемого воздуха). В Кодексе об административных правонарушениях появляется статья 27.12, вводящая понятие «состояние алкогольного опьянения». До этого момента действовала норма Минздрава – 0,5 промилле, но распространялась она только на водителей, находящихся без сознания после ДТП. «Сознательные» автомобилисты проходили полную процедуру медицинского освидетельствования, принятую еще в СССР.

Президент России Дмитрий Медведев заявил о намерении внести в законодательство поправки, которые, по его мнению, полностью запретят употребление алкоголя за рулем. Действующую норму 0,3 промилле он расценил, как разрешение водителям немного выпить перед поездкой, и предложил ввести «сухой закон» - пресловутые 0 промилле. Что примечательно, статистика «пьяных» аварий в 2008 и 2009 годах неуклонно снижалась (до -12,7% по сравнению с 2007 годом), поэтому категорическое требование Медведева «обнулить» промилле вызвало недоумение.

В силу вступает Федеральный закон, отменяющий норму содержания алкоголя в крови водителей в пределах 0,3 промилле. В России устанавливается «нулевое промилле» (такая же норма действует, например, в Афганистане, Ираке, Ливии и Экваториальной Гвинее). По мнению ряда экспертов, «абсолютный ноль» в человеческом организме недостижим - естественный эндогенный алкоголь может «фонить» в пределах от 0,08 до 0,4 промилле. Кроме того, некоторые продукты (кефир, бананы, квас) также могут «показать» промилле. По словам эсера Антона Белякова, каждый 10 водитель, лишенный прав «за пьянку» после принятия «нулевого» закона, пострадал незаслуженно.

В Москве на Минской улице происходит трагическая авария: 29-летний Александр Максимов врезается в остановку, где дожидаются автобуса дети-инвалиды. В аварии погибают три девушки и двое юношей в возрасте от 14 до 16 лет, а также молодые супруги-воспитатели. Медицинское освидетельствование устанавливает, что Максимов в момент ДТП был сильно пьян (2,78 промилле). Это вызывает широкий общественный резонанс - президент Владимир Путин заявляет, что «есть вещи, за которые нужно просто карать».

На автомобилистов обрушивается целый вал разнообразных законопроектов, ужесточающих ответственность за пьяное вождение. Самые экзотичные из них предлагают пожизненное лишение прав и свободы, а также изъятие автомобиля и специальные зеленые номера для тех, кто попался подшофе. И даже – клеймить пьяных водителей. Между экспертами, чиновниками и политиками возникает дискуссия по допустимому количеству промилле – кого на самом деле считать пьяным? Так, например, по мнению главного санитарного врача Геннадия Онищенко, даже употребляющие кефир автомобилисты являются «убийцами граждан и детей».

К зиме фаворитами законодательной гонки становятся законопроекты главы думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой и первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова. Оба они предлагают усиление административной и уголовной ответственности за пьяное вождение, но занимают полярную позицию по промилле: Яровая совместно с членом фракции «Единая Россия» Александром Хинштейном отстаивает «ноль», выражая точку зрения премьера Дмитрия Медведева; Лысаков ратует за 0,2 промилле.

Полемика по промилле между Лысаковым и Яровой переходит в открытую конфронтацию, подогреваемую тем, что законопроект Яровой потерпел ряд неудач (сначала был раскритикован Верховным судом, а затем на него наложил вето Совет Госдумы). В феврале одно из заседаний Думы едва не закончилось дракой между Александром Хинштейном и Вячеславом Лысаковым.

Госдума принимает в первом чтении законопроект Ирины Яровой, самый жесткий из всех предложенных проектов, направленных на устрожение ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Раскол во фракции «Единая Россия» по вопросу промилле приобретает уже просто неприличный размах и получает широкую огласку.

Вячеслав Лысаков заявляет о подготовке им «компромиссной» поправки, которая должна примирить сторонников и противников допустимой нормы алкоголя в крови.

Госдума принимает в первом чтении законопроект Вячеслава Лысакова. Депутат «рассекречивает» цифры поправки: 16 миллиграммов алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, что равно 0,32 промилле.

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять поправки Вячеслава Лысакова, возвращающие допустимые промилле.

Как так вышло

Каким же образом можно было предложить 0,32 промилле в качестве компромиссного варианта, когда даже из-за 0,2 промилле вспыхнула политическая война? Оказалось, что Лысаков еще в марте обратился к президенту Владимиру Путину – и тот поручил ему привлечь к проблеме экспертов. Посовещавшись с учеными-метрологами и сотрудниками медицинского университета им. Сеченова, депутат объявил, что обе прежние нормы (0 и 0,2 промилле) – антинаучны.
 
С этим трудно не согласиться, если учесть, что до этого цифры были не предметом научного исследования, а заложниками политических решений: Дмитрий Медведев счел, что любое отличное от ноля значение «провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль». А предложенные экспертами 0,2 промилле были своеобразным реверансом – вроде, меньше, чем было, но все-таки не ноль.
 
«Это, наверное, первый законопроект, который мне реально захотелось поддержать. С 0,3 промилле начинается сухой закон. То есть, водитель будет нести ответственность не за то, что он пьян на какую-то величину больше допустимой, а за сам экзистенциальный факт употребление алкоголя. Все, что ниже 0,3, действительно, может быть погрешностью. Все, что выше – уже похоже на послабление».

                    Петр Шкуматов, координатор «Синих Ведерок».


Отметим, что предложенная Вячеславом Лысаковым норма меньше, чем в среднем по Европе, где допускается 0,5 промилле. Это связано с развитой в западном обществе культурой самоконтроля: например, в Германии водитель может «продуться» на 0,5 промилле и поехать дальше. Но если инспектор увидит, что он ведет себя на дороге неуверенно или если такой водитель попадет в ДТП, то ответственность за пьяное вождение для него наступит с тех же 0,3 промилле. То есть, не умеешь контролировать себя – не пей вообще. Возможно, и российское общество когда-нибудь «повзрослеет» до такой же степени ответственности – а пока что его ждет сухой закон. Или полусухой – в зависимости от предпочтений.

Алексей Сивашенков