branding imagebranding image
Autonews
Статьи Сергей Иванов
Подписаться на Telegram-канал

Пять китайских автомобилей, за которые брендам теперь стыдно. Список

Как изменились китайские автомобили с момента прихода в Россию
Китайские автобренды в начале 2000-х годов ругали за низкое качество и странный дизайн. С тех пор у китайцев кардинально изменился имидж: в России некоторые модели уже заменили Mercedes. С чего они начинали
Фото: JAC
Фото: JAC

В 2023 году китайские автомобили в России почти полностью заняли нишу, которая ранее принадлежала иномаркам традиционных брендов. Цены на самые доступные модели стартуют примерно с 2 млн руб., а топовые модели могут стоить свыше 10 млн руб. При этом совсем недавно большинство машин из Китая в России были максимально бюджетными. Об этом свидетельствует и недавнее исследование, показавшее, что средняя стоимость подержанных китайских автомобилей с 2021 года выросла в пять раз. Тем интереснее вспомнить, с чего начинали популярные сейчас китайские бренды покорение российского рынка.

Chery Amulet

Chery Amulet
Chery Amulet (Фото: Chery)

Бренд Chery пришел в Россию с бюджетным хетчбэком Amulet, который представлял из себя копию испанского Seat Toledo образца 1991 года с двигателем, сделанным по лицензии Mitsubishi.

Chery Amulet
Chery Amulet (Фото: Chery)

Автомобиль появился на рынке в середине 2000-х и предлагался дилерами даже дешевле отечественного аналога — ВАЗ 2110, а позже пришедшей ему на замену Lada Priora. Amulet ценили за просторный салон и багажник, но ругали за все остальное. Например, на одной из презентаций марки журналисты спросили у приехавших из Китая представителей Chery о странной управляемости Amulet и пришли к выводу, что такое слово, как «управляемость», в КНР слышат впервые.

Chery Amulet
Chery Amulet (Фото: Chery)

Автомобиль прошел краш-тест в России и показал один из худших результатов, оказавшись опаснее не только европейских иномарок, но и тогдашних отечественных машин. Но с годами Amulet доказал, что при всех недостатках он является надежной машиной: сейчас можно найти объявления о продаже таких автомобилей с пробегом более 300 тыс. км. Просят за такие лифтбеки, которым более 15 лет, около 100 тыс. руб.

Chery сейчас

Chery Tiggo 4
Chery Tiggo 4 (Фото: АвтоГЕРМЕС Chery)

Марка отказалась от конкуренции с АвтоВАЗом и перешла в более высокий ценовой сегмент. Ее самая доступная модель Tiggo 4 стоит более 2 млн руб., а цена топового гибридного кроссовера Tiggo 8 Pro e+ перешла за 4 млн. Кроме того, концерн представлен на российском рынке и премиальной маркой Exeed, цены на модели которой доходят до 5 млн руб.

Geely Otaka

Geely Otaka
Geely Otaka (Фото: auto.ru)

Самый первый автомобиль Geely появился еще в 1990-х и представлял из себя Audi 100, которую сделали похожей на Mercedes E-класса в кузове W210. Правда, та машина не пошла в серию и государственное разрешение на производство автомобилей компания получила только в 2002 году.

В Россию Geely пришла с седаном CK, который специально для местного рынка переименовали в Otaka. Это была копия Toyota Corolla шестого поколения образца 1987 года с современными фарами, опять же напоминавшими Mercedes. Зато Geely получила от Toyota лицензию на производство моторов, а модель CK стала первым автомобилем в мире с автоматической коробкой китайского производства.

Geely Otaka
Geely Otaka (Фото: auto.ru)

Как и в случае с Chery Amulet, седан Geely провалил все краш-тесты, в которых он участвовал. Из-за этого машину не пустили на рынок Северной Америки, хотя марка даже показала там модель на автосалоне в Детройте.

Geely Otaka
Geely Otaka (Фото: auto.ru)

В России Geely Otaka не только продавался, но и выпускался в городе Новоуральск. Однако недолго: в 2008 году дилерский холдинг «Инком-Авто», бывший дистрибьютором бренда, не пережил кризис и прекратил свою деятельность.

Geely сейчас

Geely Monjaro
Geely Monjaro (Фото: Geely)

В 2009 году компания Geely купила у Ford легковое подразделение Volvo и вместе с ним получила доступ к шведским технологиям. Результатом такого сотрудничества является, например, кроссовер Geely Monjaro, который построен на базе Volvo XC60 и продается в России минимум за 4,5 млн руб.

Покупкой Volvo глобальная экспансия китайского концерна не закончилась. Ему уже принадлежат малайзийская марка Proton и британская Lotus. В мае 2023 года стало известно, что Geely стала третьим по величине акционером Aston Martin. А кроме того, Geely — один из крупных акционеров Mercedes, скупающий акции немецкого концерна на открытых торгах.

JAC Rein

JAC Rein
JAC Rein (Фото: JAC)

Кроссовер Rein стал первой легковой моделью JAC на российском рынке в годы, когда эту марку больше знали по небольшим грузовичкам, и не добился какой-либо существенной популярности.

JAC Rein
JAC Rein (Фото: JAC)

Как и многие первые автомобили из КНР, Rein в плане дизайна стал копией Hyundai Santa Fe первого поколения. Машину хвалили за богатую комплектацию, но ругали за посредственное качество сборки, дешевые материалы отделки и всего одну подушку безопасности.

Впрочем, за то же ругали и другие автомобили из Китая, однако JAC продавался значительно хуже тех же Chery Amulet или Geely Otaka.

JAC Rein
JAC Rein (Фото: JAC)

Причина была в относительно высокой цене китайского кроссовера. К тому же именно в эти годы в Таганроге наладили производство оригинального Hyundai Santa Fe Classic, и он оказался даже немного дешевле своей китайской копии. А потому существенно ее популярнее.

JAC сейчас

Машины бренда JAC до сих пор не стали бестселлерами у себя на родине, зато в России эта марка заняла весьма важную нишу. Именно с JAC начали сотрудничать сразу два отечественных автопроизводителя, которые теперь продают китайские машины под собственными брендом.

Sollers Argo
Sollers Argo (Фото: Sollers)

Во-первых, это Sollers, компания, которая до недавнего времени выпускала в Татарстане Ford Transit. Заменой для Ford стали сразу две коммерческие модели JAC, которые Sollers выпускает и производит под собственным именем.

А во-вторых, JAC — это современный «Москвич». Фактически «Москвичи» полностью состоят из китайских деталей, хотя производитель обещает повышать квалификацию. В Москве уже собирают «Москвич 3», но до конца года планируют выпустить еще две модели. Об одной уже точно известно, что это будет лифтбек на базе JAC A5 Plus.

FAW Vita

FAW Vita
FAW Vita (Фото: FAW)

Китайская компания FAW является старейшим производителем КНР, однако долгие годы она специализировалась преимущественно на грузовых автомобилях. К 2000-му у FAW уже были и легковые модели, в частности Vita, с которой и началось покорение российского рынка.

На фоне тех же Geely Otaka и Chery Amulet у Vita были чуть более скромные габариты, что, возможно, и стало причиной ограниченной популярности модели. Зато был не только седан, но и версия с кузовом хетчбэк, которой не было у других конкурентов из Китая.

FAW Vita
FAW Vita (Фото: FAW)

Сейчас на форумах владельцы FAW Vita жалуются на то, что автомобиль сильно подвержен коррозии, а также на слабую электрику, что усугубляется проблемами с доступностью запчастей. Зато все хвалят моторы — копии двигателей Toyota семейства A.

FAW сейчас

FAW Bestune B70
FAW Bestune B70 (Фото: FAW)

Концерн остается одним из лидеров китайского автопрома. Марка присутствует и в России, не являясь, впрочем, лидером продаж. Модельный ряд состоит из двух кроссоверов и лифтбека Bestune B70, который можно считать в некоторой степени наследником Vita. Правда, это куда более крупная и оснащенная машина стоимостью от 2,33 млн руб.

Но главное, что FAW всерьез занялся развитием своего премиального бренда Hongqi и уже объявил о том, что он появится в России. Официальные цены еще не объявлены, но прежде серые дилеры просили за топовые модели Hongqi более 10 млн руб.

Lifan Smily

Lifan Smily
Lifan Smily (Фото: Lifan)

Марка Lifan начинала с производства мототехники и двигателей для всякого рода бытовых устройств вроде газонокосилок или бензопил. Взявшись за производство автомобилей, она стала специализироваться на моделях, которые считались бюджетными даже в самом Китае.

Lifan Smily
Lifan Smily (Фото: Lifan)

Однако именно эта ставка на бюджетность и вывела Lifan в лидеры российского рынка среди китайских компаний. К автомобилям из КНР отечественные покупатели в целом относились с предубеждением и покупали их в основном из-за низкой цены, а Lifan в этом отношении был одним из самых привлекательных брендов.

Lifan Smily
Lifan Smily (Фото: Lifan)

К тому же хетчбэк Smily подкупал дизайном, похожим на модные автомобили MINI. Модницы и модники в регионах зачастую покупали машину именно за ее внешность, тем более что по остальным характеристикам машина не могла ничем удивить.

Lifan сейчас

Livan X3 Pro
Livan X3 Pro (Фото: Livan)

Ставка на бюджетность перестала работать из-за роста благосостояния населения Китая, где покупатели стали отдавать предпочтение более качественной и дорогой продукции. Не сумев вовремя переориентироваться, Lifan в конце 2020 года перешел под контроль концерна Geely, а в начале 2021 года покинул российский рынок.

После реструктуризации на бывших мощностях Lifan был налажен выпуск недорогих моделей Geely под новыми брендами. В частности, в Россию марка вернулась как Livan и предлагает пока единственную модель — компактный кроссовер X3 Pro. Цена на такой автомобиль уже объявлена — без учета скидок от 1,88 млн руб.