branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Тест-драйв Lifan Smily: между «Жигулями» и MINI

Lifan Smily поразительно напоминает шарж на легендарный MINI. А есть ли еще что-то общее между этими двумя машинами? Протестировав китайский хэтчбек, мы были удивлены...
LIFAN Smily
LIFAN Smily
Lifan Smily с 2008 года продается в Китае, где за внешнее сходство его называют «китайским MINI». С 2009-го экспорт эрзац-MINI налажен в следующие страны: Украину, Вьетнам, Иран, Алжир, Нигерию, Германию, Францию, Испанию, Бразилию, Колумбию и Азербайджан, где модель именуется Lifan 320. «Улыбчивым» он стал только в России, когда Lifan 320 решили производить на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии. Собственно говоря, решение было принято еще в середине прошлого года, в сентябре началась сертификация и чуть позже – поставка оборудования в Черкесск. Основную финансовую нагрузку взял на себя «Дервейс», китайцы только предоставляют отсрочку платежа за поставленные машинокомплекты. Собирают Smily по полному циклу, со сваркой и окраской.

Сейчас в производстве находятся две модификации Smily ценой в 260 000 и 290 000 рублей. В более богатой комплектации присутствуют кондиционер, парктроник, сигнализация с центральным замком, задние электростеклоподъемники, литые диски и ABS. В списке нет креплений Isofix, но на реальных машинах они есть.

Презентация Smily прошла 28 марта, в апреле начались продажи. За месяц успели реализовать 195 машин преимущественно в дорогой комплектации, что совсем неплохо для дебюта китайской малолитражки. Производственные планы даже на фоне успешного старта выглядят немного нескромно – 16 000 автомобилей до конца 2011 года. Это ровно половина всех «Лифанов», которые планируется собрать в Черкесске .

По агрегатно-компоновочным решениям Lifan Smily примерно соответствует европейским автомобилям конца 1980-х годов. Прежде всего, конечно, обращает на себя компоновка а-ля классический Mini, которая в свое время произвела революцию в плане использования внутреннего пространства. Конструкторы Smily умело использовали находки Алека Иссигониса: максимально расставленные колеса, позволяющие при малой длине обеспечить относительно длинную базу с соответствующими комфортом и плавностью хода; посадку, близкую к вертикальной, с хорошим запасом места над головой. Именно к таким машинам относится расхожее выражение: внутри больше, чем снаружи.

Двигатель у Smily достаточно форсированный – с 1,3 литра рабочего объема снимают 89 л.с., во многом благодаря двухвальной 16-клапанной головке. Такая конструкция вынудила расположить свечи в глубоких колодцах, менять их будет непросто (особенно если продувать по правилам). Момент заявлен в 115 Н·м в диапазоне до 4500 оборотов, и это похоже на правду. А вот что на правду не похоже, так это данные по расходу топлива. Среднее значение указано такое – 6,3 л/100 км. У меня получилось заметно больше: при активной езде с почти постоянно включенным кондиционером Smily за 799 тестовых километров израсходовал 70 литров, что эквивалентно 8,7 литра «на сотню».

В салоне отсутствуют неприятно-химические запахи и царит жесткий и грубоватый пластик, вместо скрытых пистонов закрепленный на нескрытых саморезах и винтах. Элегантности салону это не добавляет, но с точки зрения прочности это безусловное благо. Винтовые крепления более прочны и долговечны, соответственно, расшатавшийся пластик не будет досаждать скрипами и похрустываниями на стыках. Все, кроме накладки на переднюю панель, сделано светло-кремовым (напольный ковер тоже!), что никуда не годится по соображениям практичности. «Лифановцы» деликатно отвечают: «Пока вопрос о темной обшивке салона никто не поднимал. Если подобные запросы будут поступать, то, конечно, мы будем готовы предоставить такую опцию».

Кресла обшиты маркой и визуально непрочной тканью. Посадка неплоха, если учитывать нерегулируемость рулевой колонки. Нет упора для левой ноги, хотя сама площадка на арке позволяет разметить такой упор. На заднем сиденье подголовников два, а ремней безопасности три, причем средний – полноценный трехточечный. Интересно, зачем, если двое взрослых помещаются сзади с трудом?

Оформление интерьера своеобразно, но в целом терпимо. «Приборка» имеет затейливый дизайн, оставаясь при этом вполне функциональной. Немного непривычно распределять внимание между стрелочным тахометром и цифровым спидометром, но показания считываются отменно. Отсутствие цифровых шкал на индикаторах температуры и запаса топлива тоже волне удобно. Но чудовищная синяя подсветка скрадывает львиную долю хороших впечатлений – на «приборку» без особой необходимости смотреть совсем не хочется... Аудиосистема здесь прогрессивная – без проигрывателя компакт-дисков, только с аналоговым входом (3,5 мм AUX) и USB-разъемом. Только вот управлять ею не очень удобно – кнопки пресетов расположены не по окружности, а по «линеечкам». Больше того: регулятор громкости находится в «слепой» зоне и вынуждает сильно отвлекаться от дороги.

Визуально качество сборки Smily будет получше вазовского, но одно обстоятельство перечеркнуло все мажорные впечатления. Дело в том, что в ноги правого пассажира после дождя пролился прямо-таки водопад! И потом еще долго оттуда капало, особенно в поворотах – видимо, влага где-то скопилась и порциями орошала лодыжки, резиновый коврик и напольный ковер. Выявить место протечки не удалось, однако при взгляде снизу обнаружилась тонкая дренажная трубочка, абсолютно сухая, между прочим. Видимо, дренаж где-то перекрыт.

Ездит Smily интересно. Педали имеют очень большой ход и почти нулевую информативность, особенно это характерно для сцепления. Обратная связь по рулю лучше, но и тут до идеала далеко, руль пустоват ввиду избыточной производительности гидроусилителя (точнее, избыточного давления в системе). Однако это все не очень мешает удержанию траектории – машина вполне чисто следует указаниям водителя, не требуя подруливания в попытке нащупать положение колес.

Нелинейность моментной характеристики двигателя и очевидно «экономический» подбор передаточных отношений трансмиссии делают динамику «рваной». Лучше всего держать стрелку тахометра в зоне 4-4,5 тыс. оборотов (хотя мотор крутится и до 6), для чего время разгона на каждой передаче будет сильно разным. Первые две – «короткие», последние три – избыточно «длинные». Из-за этого обгоны становятся игрой «угадай оптимальную передачу». Там, где на всех других машинах легко можно ускориться на третьей, Smily вынуждает включать вторую, что мгновенно выводит мотор из оптимального диапазона по тяге. Пасовать не надо, надо подождать 2-3 секунды, после чего уже включать третью – теперь она «подхватит».

«Переключалка» передач – практически идеальный узел! Механизм сконструирован и смоделирован настолько качественно, что легко переваривает даже «жесткие» спортивные переключения. Ходы малы, четкость включений изумительна. И все это – при тросовом приводе.

Сорвать Smily в скольжение (снос) не так уж просто – он сопротивляется, выбирая податливость подвески и кренясь до встречи передних колес с подкрылками. Сорвав же, получаешь отменно контролируемый болид, в котором неожиданно появляется понятная реакция на руле. Китайские шины тоже любят поскользить. К заносам машина не склонна вообще, даже намеренно отправить ее туда «ручником» – целая проблема. Возврат на траекторию при восстановлении сцепления с дорогой резковат, сопряжен с «кивком» передка и требует очень оперативной реакции рулем – сам он возвращается в «ноль» не очень охотно.

Амплитуда перемещения колес велика и не совсем линейна, максимум энергоемкости приходится на средний диапазон. В нем ехать наиболее комфортно. Превысив скоростной порог или возможности амортизаторов вблизи буфера отбоя, можно натолкнуться на неожиданный «пробой», причем задняя подвеска к нему склонна больше передней (при полной загрузке машины). В целом способность подвески поглощать удары немного не дотягивает до «жигулевской» и сильно превосходит «восьмерочную». Крены велики, в поворотах иногда передние колеса задевают подкрылки. Но особенно велики продольные «клевки» при торможении. Это сильно снижает драйверский градус Smily.

На пределе скорости машина точна и надежна, возможно, оттого, что сам предел недалек – чуть больше 150 км/ч. Никакого напряжения, динамический коридор минимален, колеи и неровности подвеска отрабатывает отменно.

С комфортом дело обстоит так. Шасси очень приятное, почти убаюкивающее, ямы и «лежачих полицейских» можно проезжать на довольно высокой скорости без ущерба для вестибулярного аппарата. Вибраций тоже почти нет, разве что на руле едва заметно «волнение». Ввиду вертикальной посадки и большого пространства над головой задним пассажирам удобнее, чем в «Жигулях». Но сильно мешает шум, после 100 км/ч превращающийся в вой. Воет все – мотор, трансмиссия, воздух, обтекающий кузов. Это выматывает.

Итого: машина противоречива. Она шумна, имеет изъяны в изготовлении, оформлении и логике функционирования некоторых систем. Вместе с тем она способна подарить весьма активное перемещение в городском пространстве и великолепно чувствует себя на скоростном шоссе. В принципе, для тех, у кого средств «впритык», а брать кредит неохота, Smily будет закономерным кандидатом на покупку. Нужно только иметь в виду, что запчастей на нее пока нет в продаже, нет даже аутентичных ковриков, чехлов на сиденья, самых простых расходников, сервис неразвит. Ну и руки придется приложить, не без этого.
 


Сергей Цыганов