Autonews
Статистика продаж автомобилей Дмитрий Александров

Продажи новых автомобилей в России выросли впервые с 2018 года

Но поводов для оптимизма немного: несмотря на небольшой рост рынка (+4,3%), позитивным был только второй квартал 2021 года
Фото: Shutterstock

По данным Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2021 году было продано 1 666 780 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра на 4,3% больше показателей «черного» 2020 года, на который пришлись серьезные ограничения (в том числе закрытие автосалонов) из-за пандемии COVID-19. Такие данные были озвучены на пресс-конференции АЕБ. В последний раз до этого российский рынок выходил в плюс в 2018 году.

Как объяснили в организации, тенденции рынка 2021 г. во многом определил локдаун весны 2020 года. Например, повышенный отложенный спрос способствовал быстрому восстановлению на протяжении 8 месяцев 2021 года. Однако, несмотря на небольшой рост рынка, позитивным по сравнению с 2020 годом был только второй квартал. В июле организация даже улучшила прогноз по продажам новых автомобилей в России в 2021 году до 1,756 млн штук.

Однако позже продажи новых автомобилей начали стремительно падать. Основными причинами такого негативного тренда, как считают в АЕБ, стали сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы. В результате отечественный рынок демонстрировал падение на протяжении шести месяцев подряд. Особенно неудачным стал декабрь, когда в стране было продано 133 000 новых автомобиля. Эта цифра на 19,9% ниже показателя за аналогичный период 2020 года.

«Мы считаем, что признаков скорого улучшения ситуации нет», — подчеркнули в АЕБ.

При этом в организации считают, что нынешний год все же завершится со знаком плюс. По прогнозу АЕБ, продажи новых машин в России в 2022-м вырастут на 3,3%, до 1 722 000 автомобилей.

Новости 14 января 2021 Россия заняла четвертое место в Европе по продажам легковушек в 2020 году
Новости 14 января 2020 Продажи автомобилей в России упали по итогам 2019 года

Больше всего автомобилей в прошлом году было продано под брендом Lada — 350 714 единицы. Это на 2% больше показателей 2020 года. Тогда Lada смогла реализовать 343 512 машины. На втором месте — Kia (+2% и 205 801 проданный автомобиль).

Замыкает первую тройку Hyundai (167 331 проданная машина). Это на 3% больше показателей прошлого года, когда корейцы продали на российском рынке 163 244 автомобиля. Далее следуют Renault (131 552 автомобиля, +2%) и Toyota (97 941 машины, +7%).

Среди отдельных моделей лидером по продажам стала Lada Vesta. В 2021 году этот автомобиль разошелся тиражом в 113 698 машин. В 2020-м свой выбор на этом автомобиле остановили 107 281 клиент. На второй строчке расположилась Lada Granta (111 430 проданных машин). Первую тройку замыкает Kia Rio с показателем 82 941 проданный автомобиль.

На четвертом месте оказался Hyundai Creta. Свой выбор на этом кроссовере в прошлом году остановили 68 071 россиянин. Далее следует Hyundai Solaris c показателем 61 061 проданный автомобиль.

В премиальном сегменте сразу 9 брендов смогли продемонстрировать рост. Сadillac в прошлом году передал клиентам 2 377 машин — рост продаж составил 66,9%. Genesis продал за 12 месяцев 4 480 автомобилей, против 1 286 в прошлом году. Также за год россияне приобрели 3 756 кроссоверов Exeed (премиальный бренд Chery). Это на 1561,9% больше показателей за 2020 года. В свою очередь, Infiniti продала в 2021 г. 2 034 машины (+7,5%).

Porsche в 2021 г. реализовала на 9,6% больше автомобилей — 6 262 единицы. Audi продала за отчетный период 16 404 автомобиля, что на 7,6% больше показателя 2020 года. Продажи шведской Volvo выросли на 13,2% и составили 9 088 автомобиля. BMW передала клиентам в прошлом году 46 802 автомобиля, что на 9,6% больше показателей 2020 года. В 2021 г. россияне приобрели 43 011 машин Mercedes-Benz (+10,8%).

При этом, всего два премиальных производителя в минувшем году ушил в минус. Так, Lexus реализовал 19 362 автомобиля (-5,9%). Jaguar передал клиентам 521 машину (-45,9%).

На продажи в нынешнем году, как и в 2021-м, напрямую будет влиять нехватка машин у дилеров из-за дефицит полупроводников, который пока преодолеть не получается. Например, глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что негативный тренд сохранится в стране, как минимум, в первой половине года.

С ним согласен и вице-президент по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа» Оливье Морне. По словам топ-менеджера, «дефицит сохранится минимум до середины 2022 года». Аналогичный прогноз дает и руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.