Autonews
Техосмотр Алина Распопова

Водителям рассказали, что нужно снять с машины перед техосмотром

Неправильно установленные крепления для гаджетов в машине — повод в отказе пройти техосмотр. По правилам устройства не должны мешать обзору и висеть слишком близко к водителю и пассажиру
Фото: Shutterstock

О частой ошибке при прохождении техосмотра предупредили автомобилистов эксперты и сотрудники аккредитованных станций. Многие водители до реформы 2021 года проходили процедуру удаленно и не знали даже о мелких ошибках, которые могут привести к отказу в выдаче диагностической карты. Оказалось, что приезжая на техосмотр, водители нередко забывают снять крепления для гаджетов на лобовом стекле, а также оставляют в «держалках» сами устройства: телефоны, планшеты и видеорегистраторы. Однако размещение любого такого устройства на лобовом стекле запрещено, и неважно, где оно находится: со стороны водителя или же перед лицом переднего пассажира. Если на пункте техосмотра не пойдут навстречу, придется проходить процедуру заново и платить за услугу повторно: в среднем 800-1500 рублей.

Навигаторы и регистраторы вне закона

«Все требования к состоянию автомобиля для прохождения техосмотра прописаны в техническом регламенте, и мастера при проверке просто следуют по каждому из пунктов, — объяснил в беседе с Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев. — В нормативных документах четко указано, что на всей поверхности лобового стекла в принципе запрещено размещение любых предметов. Единственное исключение — зеркало заднего вида. Никаких приспособлений и радаров, планшетов на стекле и креплений для них быть не должно».

Техосмотр 9 марта 16 неисправностей, из-за которых вы не пройдете техосмотр. Карточки
Статьи 1 марта Как мы проходили техосмотр по новым правилам. И не прошли

Эксперт объяснил это требование тем, что устройства ухудшают обзорность с места водителя. Автомобилист может не заметить из-за такой помехи яму на дороге или даже пешехода. При этом на пунктах техосмотра признают, что контролировать на дорогах такое нарушение практически некому.

«Разные предметы, будь то гаджеты, ароматизаторы и флакончики на лобовом стекле снижают обзорность. Иногда приезжают водители, например, таксисты, у которых на стекле висит по нескольку планшетов, телефоны. Салон у них становится похож на кабину самолета. Так, конечно, быть не должно. А есть ситуации, когда автомобилисты просто крепят таким образом навигаторы, потому что им так удобно. Перед техосмотром они снимают гаджеты, а потом возвращают все на место. Контролировать это на дорогах некому. Не будут же инспекторы ГИБДД заглядывать в каждую машину», — объяснил Рогачев.

Фото: mobilereviews-eh.ca

Чаще всего сотрудники станций техосмотра стараются предупреждать приехавших на испытание автовладельцев и уже на месте перед началом процедуры предлагают снять со стекла все лишнее. Однако опрошенные представители отрасли признают, что навстречу идут не все мастера. И на это есть свои причины: начиная от принципиальности самого мастера, заканчивая серьезными штрафами, которые заработали вместе с переходом на новую систему проведения техосмотра.

«Рисковать хотят не все. Сейчас прохождение техосмотра строго контролируют, посмотреть на что-то сквозь пальцы уже не получится, — сказал Рогачев. — Конечно, часть норм существует только на бумаге, их и проверять некому, да и сама жизнь уже настолько поменялась, что без того же регистратора многие просто боятся выехать на дорогу. И по нормам получается, что возможности удобно и при этом без нарушений закрепить гаджет в машине просто нет. На приборную панель ведь регистратор устанавливать бессмысленно. Многие выходят из положения так: крепят регистраторы на самой верхней точке: в правом верхнем или левом верхнем углах. Тогда даже принципиальные инспекторы ГИБДД вряд ли будут к этому придираться».

Список неисправностей пора обновить

На переднем ряду в пространстве перед водителем и пассажиром и лобовым стеклом вообще не должно находиться ничего лишнего на расстоянии ближе, чем 400 мм. Об этом Autonews.ru напомнил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.

«Есть такое понятие, как исходная зона: так вот в ней ничего не может находиться при движении транспортного средства. Дальше чем 40 см — да, но не ближе. Это требование можно понять. Например, если кронштейн будет висеть слишком близко и произойдет ДТП, удариться о такую конструкцию очень просто».

Фото: Shutterstock

Тем не менее эксперт считает, что требования по прохождению техосмотра пора менять. Текущие нормы, по его оценке, уже нежизнеспособны: даже после получения диагностических карт многие гаджеты возвращают обратно. По словам участника рынка техосмотра, большинство требований действительно напрямую влияют на безопасность. Однако есть и абсолютно устаревшие.

«Согласно техническому регламенту получается, что удобные гаджеты для крепления регистраторов оказываются формально запрещены. И с одной стороны это кажется глупостью, а с другой стороны бывали ситуации, когда такие ошибки приводили к серьезным авариям. Вот и получается, что закон написан формально, а эксперты на пунктах техосмотра выполняют все требования буквально. Ведь огромные штрафы платить никто не хочет. Но после выезда из пунктов техосмотра большинство автомобилистов вернет все, как было. Поэтому логично было бы эти требования актуализировать и где-то даже ослабить», — предложил Пархоменко.

В свою очередь руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов напомнил, что сейчас возможность пользоваться различными гаджетами при помощи удерживающих устройств давно стала обязательной. Иначе есть риск получить штраф: например, чтобы автомобилисту не пришел штраф за разговоры по телефону, устройство должно быть закреплено в машине. А для проезда по платным трассам нужен транспондер.

«Автомобилистам нужно дать выбор в прохождении техосмотра, — предложил Шкуматов. — Например, для физлиц нужно сделать прохождение техосмотра добровольным. Одновременно можно дать возможность страховым компаниям самостоятельно оценить риск участия в дорожном движении автомобиля без диагностической карты. Например, с картой полис ОСАГО будет стоить дешевле, и водитель сам может решить, что ему выгоднее. Раз страховая компания покрывает ущерб, то пусть и оценивает риски. И можно пойти вторым путем. Сейчас большинство водителей пользуются услугами официальных СТО. Там проводят полную диагностику, проверяют тормоза — почему бы этому не придать официальный статус?».

Фото: Autonews.ru

Штрафы за отсутствие техосмотра и подложную карту

За езду без техосмотра автомобилистов теперь могут оштрафовать на 2000 рублей. С апреля 2022 года такое нарушение должны начать фиксировать дорожные камеры. Если же выяснится, что диагностическую карту оформили без проведения осмотра или с нарушениями, ее аннулируют, а оператора технической станции оштрафуют на сумму от 5 до 10 тыс. руб. Штраф для должностного лица составляет от 30 до 50 тыс. руб., а для организации — от 200 до 300 тыс. рублей. При повторном нарушении должна будет применяться уже дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для фирмы.