branding imagebranding image
Autonews
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

Транспортный налог — 2020: скидки, льготы и другие способы сэкономить

Где старые автомобили обходятся дешевле, почему на Камчатке ввели льготы на внедорожники и в каких регионах нужно тщательно смотреть на мощность двигателя
Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»
Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Законодательное собрание Камчатского края приняло ряд послаблений для автомобилистов в региональный налоговый кодекс. Многие автовладельцы получили налоговые преференции, а некоторые теперь вообще не будут платить пошлину. Вспоминаем, кому еще в России положены налоговые льготы, и в каких регионах они действуют.

Старые автомобили

Одним из послаблений для жителей Камчатки стало снижение налога на частный транспорт старше 10 лет, который составляет 80% парка региона. В среднем налог для таких машин снижен на 30%, а самую большую льготу получат владельцы немолодых внедорожников мощностью 200 и более лошадиных сил — автомобилей, без которых по Камчатке почти невозможно передвигаться. Если раньше сумма налога на такие машины превышала 50 тыс. руб. в год, то теперь придется платить на треть меньше.

Фото: mos.ru Статьи 22 июля 2020 Реформа транспортного налога: предлагают дать скидки, но не всем
В Госдуме предложили изменить правила расчета транспортного налога Новости 20 июля 2020 В Госдуме предложили изменить правила расчета транспортного налога

В нескольких регионах такие послабления действовали и раньше. Например, в Новосибирской области налог в категории от 150 до 200 л.с. варьируется от 30 руб. для машин возрастом до 5 лет до 15 руб. для 10-летних и старше. А в Приморском крае ставки во всех категориях меняются, если машине до 3 лет, от 3 до 10 лет и больше 10 лет: новый 150-сильный автомобиль посчитают по ставке 19 руб., а 10-летний — по ставке 15,7 рублей. В Саратове к машине такой же мощности применят ставку 32 руб., либо 30 руб., если ей больше трех лет. А в Приморье не слишком накладно владеть автомобилем мощностью 250 л.с., которому исполнилось 10 лет, так как его считают по ставке 45 руб. за лошадиную силу.

Электромобили и газомоторный транспорт

Еще одной льготой для жителей Камчатского края стала отмена транспортного налога на электромобили, причем ранее в регионе такие машины уже облагались 50-процентным налогом. Пошлины на любые электрокары также отменены в Москве и области. Не платят владельцы электрокаров в Калужской, Кемеровской, Липецкой, Амурской, Иркутской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Санкт-Петербурге, Калининградской и Тюменской областях, но уже при условии, что их мощность менее 150 или 200 лошадиных сил.

Фото: Jan Woitas / ZB / Global Look Press
Фото: Jan Woitas / ZB / Global Look Press

Преференции в некоторых регионах имеют владельцы газовой техники. В Ростовской области освободили от налога владельцев техники на природном газе, в Белгородской, Свердловской, Иркутской областях, Коми и Камчатском крае транспортный налог для машин на метане снизили в два раза.

Маломощные автомобили

Стандартная налоговая градация предусматривает пять уровней ставок: на машины мощностью до 100 л.с., от 100 до 150 л.с., от 150 до 200 л.с., от 200 до 250 л.с. и более 250 сил. Но регионы вправе вводить более детальную сетку мощностей, что в ряде случаев позволяет экономить на налогах, вплоть до отмены платежа. Нулевая ставка сейчас действует только в Оренбургской области на единственный автомобиль мощностью менее 100 лошадиных сил.

В Москве действуют восемь ставок с разбивкой по каждым 25 л.с. (например, налог на 120-сильный автомобиль будет на треть меньше, чем на 130-сильный). Помимо Москвы дополнительные ставки ввели Самарская, Калужская области, Еврейская автономная область и другие, причем более лояльные условия чаще предоставляют владельцам автомобилей малой мощности, например, 70 или 80 лошадиных сил. Встречается и экзотика: в Кировской области младшая категория делится на машины мощностью до 45, 85 и 110 л.с. (от 15 до 20 руб. за силу), в Коми налог отдельно считают для 70, 85 и 100 л.с. (от 10 до 20 руб. за силу).

Автомобили в небогатых регионах

Местные власти самостоятельно устанавливают базовые ставки налога, и в регионах с небольшими доходами сумма транспортного налога может быть меньше, чем в богатых, в несколько раз. Самые низкие ставки действуют в Ингушетии: от 5 до 40 руб. за лошадиную силу. Маломощный автомобиль дешево обходится в Крыму и Севастополе, а также в Ханты-Мансийском автономном округе (Югра), где ставка на машины до 100 л.с. составляет 5 — 7 рублей. В Свердловской области автомобилисты платят за маломощные машины базовые 2,5 рубля.

Фото: Mos.ru
Фото: Mos.ru

Невысокие ставки на машины до 100 и 150 л.с. применяются в Магаданской области и Забайкальском крае, где ставки составляют соответственно 7 и 10 рублей. Самые низкие ставки для мощных автомобилей (более 250 л.с.) действуют в Ингушетии (40 руб.), Магадане (45 руб) и Забайкалье (65 руб.) за силу.

Машины льготных категорий граждан

Федеральное законодательство освобождает от уплаты налога автомобили инвалидов, оборудованные специальной системой управления или полученные через органы соцзащиты. Большинство регионов предоставляет аналогичную льготу на один личный автомобиль инвалида I и II групп, а иногда и III группы. Мощность такого автомобиля в разных регионах ограничивается 100, 150 или 200 л.с., а размер льготы варьируется от скидки до полной отмены налога. Те же льготы имеют родители либо опекуны детей-инвалидов.

Транспортный налог не платят ветераны и инвалиды боевых действий, герои войны, бывшие узники концлагерей, а также пострадавшие от техногенных аварий и катастроф. Налог не платят родители в многодетной семье, а в некоторых регионах от него освобождаются матери-одиночки. В той же Камчатке льготы для многодетных семей теперь выдаются вне зависимости от мощности автомобиля, как это было ранее. Прежде многодетные платили налог на машину мощностью более 250 л.с., сейчас налогом не облагается одна машина любой мощности.

Автомобили пенсионеров

В регионах на льготы могут рассчитывать пенсионеры, причем в некоторых случаях налог с них не берут вовсе. Так, в Санкт-Петербурге пенсионеры не платят налог за одну машину отечественного производства мощностью до 150 л.с., в Ленобласти — платят 80% ставки на машины до 100 сил. В большей части других регионов пенсионеры также не платят налог на одну машину мощностью до 100 или 150 л.с., либо платят только часть: от 25% во Владимирской области до 50% в Дагестане. А в Ингушетии льготы дают на машины мощностью меньше 90 л.с., но только до 1994 года выпуска.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В Иркутске действует 20-процентная скидка на налог за машины до 150 л.с., а в Карачаево-Черкессии — до 250 л.с. В Тамбовской области действуют отдельные более низкие ставки налога для пенсионеров в зависимости от мощности двигателя. А вот в Москве и Подмосковье никаких льгот для пенсионеров нет.

Автомобили в розыске

В прошлом году был принят закон, освобождающий от уплаты транспортного налога владельцев угнанных автомобилей — вплоть до их нахождения и возврата. Прежде автовладельцам требовался специальный документ из полиции, а сам факт угона необходимо было подтверждать ежегодно. Либо автомобиль приходилось снимать с учета, а после его возвращения заниматься другой бумажной волокитой. Сейчас налогом не облагаются не только находящиеся в розыске машины, но и те, следствие в отношении которых уже было прекращено.

Автомобили в гаражах

От налога могут полностью освободить автовладельцев, которые редко садятся за руль, но этот закон пока находится в стадии рассмотрения. В Госдуму недавно внесли законопроект, согласно которому налог не взимается, если автомобиль не используется более полугода подряд — например, при сезонной консервации или затянувшемся ремонте. Предполагается, что желающие сэкономить должны будут приостанавливать регистрацию автомобиля в ГИБДД и сдавать на временное хранение регистрационные знаки. А тот, кто все-таки решит выехать без номеров, получит штраф за эксплуатацию незарегистрированного транспортного средства.