Autonews
Статьи Алина Распопова

Скорость, разметка, обочина. Российских автомобилистов отучат нарушать

Новые машины в России обяжут распознавать дорожные объекты и предупреждать водителей о каждом нарушении, а информация об опасных маневрах будет уходить в ГИБДД автоматически
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Современные автомобили российского производства скоро научатся распознавать дорожную обстановку, предупреждать водителей при помощи разных сигналов о нарушениях ПДД и даже передавать данные о превышении скоростного режима и опасных маневрах прямо в ГИБДД. Autonews.ru разбирался, к каким изменениям готовиться водителям.

Новый ГОСТ заработает в октябре

В октябре 2020 года в России заработает новый ГОСТ, который позволит устанавливать на транспортные средства системы предупреждения о нарушениях ПДД. Речь идет о машинах категорий M и N (пассажирские ТС и грузовики) с уровнями автоматизации 0-2, уже оборудованных системами распознавания объектов инфраструктуры. Уровень 0 означает отсутствие беспилотных систем, 1 — наличие круиз-контроля или системы автоматической парковки, 2 — частичная автономность с возможностью мгновенной коррекции водителем.

Статьи 27 февраля Новые штрафы и опасное вождение: что готовят для автомобилистов
Статьи 21 февраля Водителей разделят на плохих и хороших

Стандарт под названием «Автомобильные транспортные средства. Системы распознавания объектов инфраструктуры» содержит требования и методы испытаний корректности работы новых систем безопасности. Имеются в виду помощники, предупреждающие автомобилистов о дорожных знаках, сигналах светофоров, линиях дорожной разметки. Сейчас требования к точности и особенностям работы таких систем определяют сами автопроизводители, а создание ГОСТа позволит регулировать этот вопрос и оценивать эффективность систем уже на законодательном уровне. Как сообщали ранее «Известия», разработчиком нового ГОСТа стало ФГУП «НАМИ».

Системы-помощники: что они должны уметь

Новый ГОСТ утверждает, что система распознавания объектов инфраструктуры не освобождает водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения в любом случае несет водитель, говорится в тексте документа.

Состав системы распознавания объектов инфраструктуры должен включать как минимум функции считывания дорожных знаков, сигналов светофора и знаков дорожных работ. Предлагается в обязательном порядке дать водителям выбор настройки «чувствительности» системы — от активного режима, в котором машина будет постоянно давать водителю руководства к действию и предупреждать о нарушениях ПДД, до более спокойного информирующего.

К примеру, при выборе стандартного режима система будет информировать водителя об обнаруженных объектах инфраструктуры. Также система предупредит об опасности, если поймет, что водитель превышает скорость, допускает другие нарушения ПДД либо едет на высокой скорости, когда впереди горит красный сигнал светофора или установлены запрещающие дорожные знаки.

Предупреждения водителя могут быть визуальными, звуковыми или тактильными. В первом случае машина будет привлекать внимание водителей при помощи знаков на приборной панели или текстовых сообщений, во втором — сможет транслировать аудиосообщения определенного тона, в третьем — включать вибрацию на рулевом колесе, водительском сиденье, педалях.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

«В зависимости от степени приоритетности объектов инфраструктуры целесообразно реализовать несколько уровней интенсивности оповещений, — говорится в тексте ГОСТа. — Предупреждения первого, младшего уровня должны подаваться только визуальным путем. К ним относятся предупреждения о небольшом превышении скорости (за пределами населенных пунктов — от 10 до 40 км/ч, в населенных пунктах — от 5 до 20 км/ч), предупреждение о возможном нарушении направления движения в рамках полос движения попутного направления, предупреждение о пересечении правой сплошной линии при выезде на обочину, предупреждение о необходимости снижения скорости при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу или перед выездом на главную дорогу со второстепенной».

Предупреждения второго уровня выдаются водителю посредством визуальных или тональных сообщений. Предупреждения третьего уровня должны одновременно передаваться визуальным путем, звуковым путем и тактильным путем (опционально) посредством вибрации рулевого колеса, сиденья водителя или педального узла. Например, это могут быть предупреждения о возможности нарушения правил проезда перекрестков, выезда на встречную полосу движения, превышения скорости движения более чем на 40 км в час. Предполагается, что такие предупреждения должны выдаваться вплоть до устранения причины их срабатывания.

Помощники не должны отвлекать

При разработке требований к функциям системы разработчики прописали, что она не должна отвлекать водителей от процесса управления и должна учитывать особенности поведения автомобилистов с разным стажем.

К примеру, начинающих водителей хотят чаще предупреждать о том, что происходит на дороге. Разработчики считают, что новичкам будет полезна функция оповещения даже о незначительных нарушениях, поскольку такие водители могут чаще ошибаться, неосознанно нарушая ПДД. Опытных автомобилистов, напротив, излишнее информирование будет раздражать, а желание избавиться от назойливых предупреждений приведет к отключению системы.

Чтобы не раздражать водителей, предлагают делать такие системы максимально удобными. Так, у системы распознавания объектов инфраструктуры должен быть гибкий интерфейс, позволяющий конкретному водителю настраивать его в зависимости от своих потребностей. Однако такой путь, как признают эксперты, потребует от водителей существенных затрат времени на изучение возможностей интерфейса.

Второй вариант решения — научить систему автоматически подстраиваться под водителя. Она должна уметь анализировать стиль управления конкретного водителя, распознавать допускаемые им ошибки, подсказывать правильные решения, но при этом не отвлекать от процесса управления.

Как пояснил Autonews.ru заместитель гендиректора по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ» Денис Ендачев, новый ГОСТ примут до конца октября 2020 года. Однако при этом специалист не стал отвечать на вопрос о том, будет ли новый ГОСТ обязательным для автопроизводителей, многие из которых и без того оснащают свои модели современными системами помощи. Ендачев посоветовал обратиться за всеми дополнениями в пресс-службы ФГУП «НАМИ», где Autonews.ru заявили, что пока сказали все, что хотели, и утончения об обязательности такого ГОСТа и его необходимости смогут сообщить позже.

Опрошенные Autonews.ru автопроизводители пока затрудняются давать оценку документу. Так, остается открытым вопрос о том, будет ГОСТ носить рекомендательный или обязательный характер, а также то, где и каким образом будет проходить оценка эффективности работ подобных систем, которые уже есть в современных автомобилях.

Автомобили будут передавать ГИБДД данные о странных маневрах

Еще одна новая система, призванная оповещать ГИБДД об опасных маневрах автомобилистов, уже тестируется в России и может заработать в полную силу уже в 2022-2023 годах. Об этом Autonews.ru рассказал пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» и представитель рабочей группы НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.

По его словам, новая цифровая платформа будет аккумулировать обезличенные данные с бортов автомобилей дорожных служб, а также с обычных машин, на которых установлены соответствующие устройства передачи данных. Устройства, к примеру, будут видеть, где и как часто водители резко нажимают на тормоз или газ, где совершают опасные маневры, а также будут знать, пристегнуты ли у автомобилистов ремни безопасности. Всю информацию без указания данных о конкретных транспортных средствах и водителях поместят в отдельную базу. Когда механизм сбора и анализа данных отработают, к базе откроют доступ представителям МВД и ГИБДД. Сейчас подобные платформы «Автонет» тестирует в Самаре, Волгограде, Новосибирске, Перми и Орше.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Точность геолокации при выявлении маневра составляет около 100 метров, — уточнил Федосеев. — В ГИБДД не будут знать о том, кто именно совершает маневры, но видя, что в определенном месте водители резко оттормаживаются по 100 раз за час, будут понимать, что это место почему-то опасно и его нужно проверить. Так у них получится собирать статистические данные о загруженности и аварийности улиц».

Предполагается, что запуск новой системы позволит снизить количество аварий на 20–30% в год.

Представитель НП «ГЛОНАСС» также уточнил, что у автомобилистов в обязательном порядке будут запрашивать разрешение на сбор таких данных, но конкретный способ получения разрешений пока прорабатывается.