Autonews
Статьи Дмитрий Александров

Найден способ победить угоны. Новые машины будут маркировать

В России появился новый противоугонный идентификатор, который уже в скором времени может сделать хищения автомобилей бесполезными
Фото: Toyota

Ежегодно автопроизводители тратят колоссальные средства на разработку и внедрение различных противоугонных систем для своих машин. Иммобилайзеры, сигнализации, датчики наклона, буксировки и разбития стекол — далеко не полный перечень технических новшеств, которые должны обезопасить транспортное средство. Однако искоренить проблему пока не получается. По подсчетам МВД, ежегодный теневой оборот угонщиков в России превышает 16 млрд рублей.

Компания Toyota предложила еще одно техническое средство, которое может сделать работу угонщиков бессмысленной и в перспективе поможет ликвидировать вторичный рынок сбыта угнанных автомобилей. Речь о защитной системе T-Mark, с которой мы познакомились в ходе специального мероприятия.

Какие автомобили угоняют в России

В России, по статистике ГИБДД, в 2010–2019 годах чаще других угоняли автомобили Kia, Hyundai и Toyota. Так, на японский бренд приходится 16% от всех хищений за это время. Помимо убытков для клиента это несет серьезные репутационные и финансовые потери для автомобильных компаний. Так, один из представителей японского бренда признался, что уже несколько раз сталкивался со случаями, когда потенциальный покупатель отказывался от приобретения автомобиля из-за слишком дорогой страховки.

Новости 30 января В полиции назвали самые распространенные способы угона автомобилей
Статьи 7 июня 2019 «Открывают зубочистками». Что и как угоняют в России

Сама система кражи и дальнейшей реализации машины достаточно проста: непосредственно похищение, перегон в специальный гараж, подготовка необходимых документов, замена VIN-номера и «легализация» машины, а потом продажа на вторичном рынке.

Автопроизводители признают: несмотря на наличие проверенных и новых технологий безопасности, в мире нет ни одного автомобиля, который был бы защищен от злоумышленников на 100%. Поэтому Toyota предлагает механизм, который полностью бы исключил возможность продажи ворованной машины на вторичном рынке. Для этого японцы разработали уникальный противоугонный идентификатор для своих автомобилей под названием T-Mark. Именно эта технология, по мнению японцев, должна ликвидировать экономическую привлекательность этого вида преступной деятельности и сделать кражу машины практически бессмысленной.

Как работает маркировка

На кузов и узлы автомобиля в 30 секретных местах наносится до 10 000 микроточек, выполненных из пленки. Распознать их можно только с помощью ультрафиолета. Причем точная карта их размещения известна только автопроизводителю и меняется каждые полгода. Сами базы данных хранятся в европейском подразделении компании, и доступ к ним имеет весьма ограниченный круг лиц. Микроточки уникальны для каждого автомобиля и содержат индивидуальный 14-значный PIN-код, привязанный к VIN-номеру.

Прочитать эти цифры можно только при 60-кратном увеличении — например, с помощью портативного микроскопа. Такие устройства часто используют для проверки денег на кассах и в обменных пунктах. Зная комбинацию цифр, на специальном сайте любой желающий сможет узнать всю информацию об автомобиле: оригинальный VIN, комплектацию, цвет кузова, дату производства, а также характеристики двигателя и трансмиссии. Таким образом, злоумышленникам не удастся скрыть истинную историю и параметры похищенного автомобиля, что сильно затруднит его сбыт.

Микроточки наносятся на автомобиль вместе со специальным клеем из баллонов с пульверизатором. Емкости с остатками потом утилизируются так, что получить к ним доступ будет невозможно. Прочность клея проверяли при температуре от -60 до +45 градусов. Также в компании уверяют, что ему не страшна полировка и многочисленные мойки. Маркеры держатся на автомобиле примерно 15 лет — считается, что этого достаточно, так как угонщиков не интересуют машины старше шести лет.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Противоугонные идентификаторы наносятся на автомобили уже на российских заводах. Импортированные машины обзаводятся маркерами в портах прибытия. При этом представители компании подчеркнули, что внедрение новой технологии на стоимость машины никак не повлияло.

Toyota уже использует противоугонные идентификаторы в некоторых странах Европы. Среди них — Германия и Польша. Однако наиболее востребованной эта технология стала в ЮАР, где маркировка для машин Toyota и Lexus была введена еще в 2008 году. После того как власти признали эту практику удачной, система распространилась на все машины в стране. В результате количество угонов в ЮАР сократилась на 80% и через несколько лет практически сошло на нет.

Какие машины маркируют в России

В России с декабря 2019 года идентификатором T-Mark оснащаются Toyota Camry и RAV4, которые собираются на заводе в Санкт-Петербурге. Все автомобили марки Lexus маркируются с января 2020 года. В планах японской компании — оснащать все свои новые автомобили уже с июля нынешнего года. Страховщики о нововведении знают, и некоторые компании готовы предоставить клиентам 10-процентную скидку на машины с противоугонными метками.

В самой Toyota заявили, что готовы делиться новой технологией с другими компаниями. Правда, информации о том, с какими брендами ведутся переговоры, пока нет. Известно, что маркировкой активно интересуются в правоохранительных органах.