Autonews
«Россияне останутся без новинок». Автобренды просят о господдержке
Фото: Renault, РБК, Nissan
Статьи 12 ноября
Алина Распопова
Статьи 12 ноября
Алина Распопова
«Россияне останутся без новинок». Автобренды просят о господдержке
Крупные автопроизводители просят правительство возобновить программы поддержки авторынка. Речь идет, в частности, о субсидировании кредитов и трейд-ин. Иначе рост продаж может быстро закончиться

Несколько ведущих автопроизводителей заявили о необходимости господдержки отрасли со стороны правительства. В их числе Renault, Lada и Nissan. Поводом для беспокойства стали негативные прогнозы, связанные с падением продаж до 10% в 2019 г., а также «китайская угроза» в виде активно строящихся в Туле предприятий конкурентов.

Среди основных факторов, которые могут оказать негативное влияние на отрасль, автокомпании назвали повышение ставки НДС c 18 до 20% с 2019 г., колебание курса валют и повышение базовой банковской ставки. Кроме того, речь идет и о росте инвестиционной нагрузки на автопроизводителей в связи с новыми повышенными требованиями к локализации в условиях неопределенности мер государственной поддержки.

В беседе с корреспондентом Autonews.ru представители автокомпаний рассказали о предстоящей 13 ноября очередной встрече представителей министерств с вице-премьером Дмитрием Козаком, в преддверии которой автобренды решили представить свои позиции.

Скидки на машины до 1,5 млн рублей

Программы поддержки спроса на новые автомобили начали работать с 1 января 2018 г. Покупатели машин стоимостью до 1,5 млн руб. получали скидки по нескольким программам, в числе которых «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но субсидий кредитных ставок предусмотрено не было. Выделенных правительством 15 млрд руб. хватило только на первое полугодие — во втором предоставлять скидки перестали. 

Тем не менее, продажи во втором полугодии продолжили расти, но значительно меньшими темпами. В следующем году российский авторынок может показать уже иную динамику: от +5% до -5%. Все будет зависеть от «многих условий, в том числе и от наличия господдержки», считает старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор.

«В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что объемы автомобильного рынка могут сократиться на 5-10% в 2019 г. по сравнению с 2018 годом. Я не могу полностью поддержать такой пессимистичный прогноз, но такое опасное развитие событий реально, — объяснил Мор корреспонденту Autonews.ru. — В данной ситуации особенно важно, чтобы правительство России рассмотрело возможность повторного введения с января 2019 г. таких мер поддержки автомобильного рынка, как трейд-ин и льготное автокредитование».

По оценке Мора, только эти программы могли бы дать до 8% роста объемов рынка и перекрыть влияющие на него негативные факторы. Кроме того, по его мнению, стоит повторно запустить такие государственные программы стимулирования спроса, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», что в свою очередь дало бы дополнительные 2% к росту объемов рынка.

«Идеи этих программ — предложить доступный автомобиль молодежи и семьям с умеренным достатком. До мая 2018 г. максимальная стоимость автомобиля по ним составляла почти 1,5 млн руб. Этот уровень мог бы быть скорректирован в сторону уменьшения, чтобы обеспечить реализацию большего числа машин за тот же самый бюджет. А программы трейд-ин и льготного автокредитования могли бы распространяться и на более дорогие машины», — добавил Мор.

Незагруженные мощности оставят россиян без новых «Лад» и «Дастера»

После девальвации рубля в 2014 г. большинство брендов были вынуждены сократить свои модельные линейки. Рост продаж в 2018 г. благоприятно повлиял на выбор новых автомобилей в России: возвращать свои модели начали в том числе и массовые бренды.

Однако большинство автомобильных заводов все еще далеки от своей оптимальной загрузки существующих производственных мощностей, то есть ждать резкого расширения модельных линеек в ближайшее время точно не стоит. В том числе недозагрузка производственных мощностей относится и к предприятию Renault в Москве, а также к трем производственным линиям АвтоВАЗа в Тольятти.

«Ситуация может усугубиться, если рынок продолжит слабеть, а в то же самое время запустятся некоторые новые производства, — считает Мор. — Например, в Туле идет активное строительство завода Haval. Не исключено, что бывший завод GM в Санкт-Петербурге также могут купить китайцы. Получается, если объемы рынка останутся на уровне 1,8 млн единиц, доли локальных производителей значительно уменьшатся».

По теме:

В правительстве не раз заявляли, что помочь автобрендам в случае с недозагруженными мощностями может экспорт. Однако по мнению опрошенных автокомпаний, экспортные объемы в 2019 г. не смогут перекрыть складывающуюся негативную тенденцию на внутреннем рынке. Кроме того, автопроизводители объясняют: чтобы планировать следующий инвестиционный цикл после 2019 г., им необходимо видеть стабильный и предсказуемый рост на российском автомобильном рынке, а также четко понимать, по каким правилам им придется работать.

Об этом не раз корреспонденту Autonews.ru говорили глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович и глава Mazda Йорг Шрайбер. Речь идет, к примеру, о таких минимальных условиях, как рост общих объемов рынка до 2,45 млн единиц к 2025 г., предусмотренный в «Стратегии развития автомобильной промышленности». Однако из-за совершенно разных позиций Минпромторга и Минэка, условия работы в России для автокомпаний становятся только более запутанными — в итоге автобренды уже сейчас заявляют о готовности отказа от запуска новых инвестиционных проектов.

«В связи с отсутствием понимания новой схемы режима нам, возможно, придется замораживать принятие решения по некоторым новым проектам, — заявил Мор. — В частности, возможно, будет заморожен проект нового Duster, появление которого ожидалось в ближайшие пару лет. Точно так же это касается новых моделей Lada. Это означает, что штат инженеров, который мы набираем в Тольятти и в Москве, останется без работы. Поставщики не будут получать новые заказы, чтобы планировать свои собственные инвестиционные проекты. Не получат новые модели и российские потребители».

По данным Autonews.ru, такое решение не затронет планы по выводу на российский в 2019 г. новой модели Renault Arkana.

Как предлагают доработать программы господдержки

В компании Nissan корреспонденту Autonews.ru также заявили, что важным инструментом стимулирования автомобильного рынка, по их мнению, может стать государственная поддержка. При этом, по словам официального представителя Nissan, ряд критериев привычных программ стоит изменить.

Речь идет, например, о возобновлении программы обновления парка колесных транспортных средств — согласно ей, при сдаче автомобиля в трейд-ин автомобилист получает от дилера скидку на покупку нового автомобиля. Сейчас эту скидку продавцу компенсирует производитель из собственных средств. В Nissan просят государство возмещать автокомпаниям эти расходы — до 40 тыс. руб. за переднеприводные автомобили и до 75 тыс. руб. за полноприводные машины старше трех лет. При этом приобретаемый автомобиль должен быть локальной сборки и стоить не дороже 1,6 млн рублей.

Также в числе предложений Nissan — субсидирование ставки в рамках программы автокредитования для всех сегментов автомобилей локальной сборки с рекомендованной розничной ценой до 1,6 млн рублей.

В компании предлагают изменить и условия адресных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Так, скидка на первый взнос должна быть 5% от стоимости автомобиля вместо действующих сейчас 10% для того, чтобы пролонгировать действие программы, оптимизировать бюджет и расширить аудиторию, которая может рассчитывать на дисконт.

В компании предлагают государству также рассмотреть возможность субсидировать стоимость полиса ОСАГО для автомобилей сегментов B и С-SUV локальной сборки и расширить программу автолизинга для корпоративных и частных клиентов на условиях 10-процентной скидки на первый взнос для автомобилей сегментов B- и С-SUV локальной сборки.

В свою очередь в КамАЗе Autonews.ru заявили, что выступают за сохранение мер господдержи отрасли. «Сейчас в целом авторынок нестабилен, а крупные инфраструктурные проекты, которые были драйверами рынка тяжелых грузовиков, такие как строительство Крымского моста, Чемпионат мира по футболу, завершились, и мы уже видим, как проседают продажи. При распределении мер правительство должно учитывать качественные параметры, которых достигли автопроизводители, то есть уровень локализации. Что касается конкретных программ, то для нас наиболее актуальна поддержка экспорта, поскольку российский рынок тяжелых грузовиков достаточно ограничен. Кроме того, очень важную роль играет стимулирование обновление автопарка на внутреннем рынке», — заявил официальный представитель компании.

Поддержка поможет, но министерства молчат

Влияние указанных негативных факторов действительно может привести к существенному, в пределах 10%, снижению продаж в 2019 г., прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По этой причине возвращение ряда мер господдержки он считает необходимым. По его мнению, наиболее эффективными выглядят программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и трейд-ин с господдержкой. При этом аналитик считает, что Альянс вряд ли будет сворачивать программы по актуализации модельного ряда, поскольку этим воспользуются конкуренты.

Ранее в Минпромторге заявляли, что покупать новые автомобили со скидкой 10-25% россияне смогут до конца 2020 г. и добавили, что на программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» правительство выделило 15 млрд рублей. Однако позже в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака уточнили, что пока в 2019 г. никаких новых мер по поддержке спроса не планируются. От уточнений по этому вопросу Autonews.ru в Минпромторге отказались.

Комментарии