Autonews
Пожаловаться дадут трижды: как автобизнес договаривается с правительством
Статьи
Алина Распопова
Статьи 2 октября 2018
Алина Распопова
Пожаловаться дадут трижды: как автобизнес договаривается с правительством
Автопроизводители расскажут правительству, сколько они готовы инвестировать в локализацию в рамках трех заседаний специальной рабочей группы. Проблема в том, что все идеи принципиально разные

Очередное промежуточное, но принципиально важное решение для всей автомобильной промышленности в России было принято в рамках делового обеда вице-премьера Дмитрия Козака с представителями отрасли. Закрытая встреча с большинством ведущих игроков и инвесторов состоялась в субботу, 29 сентября, в Сочи во время Гран-при Формулы-1. Как выяснил Autonews.ru, пообедать с Козаком пригласили, в частности, представителей АвтоВАЗа, Renault, Volkswagen Group, Toyota, Hyundai, КамАЗа, «Автотора» и многих других.

Некоторые участники встречи анонимно рассказали Autonews.ru, что поводом стало отсутствие взаимопонимания между правительством и автопроизводителями, которые категорически отказались принимать ряд предъявленных к ним требований по локализации и инвестициям в Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в рамках постановления правительства № 719.

Также стороны не могут найти взаимопонимания по еще одному важному для отрасли инструменту — специальным инвестиционным контрактам (СПИКам). Их Минпромторг предлагает подписывать автокомпаниям на индивидуальных условиях с тем, чтобы с одной стороны зафиксировать объемы инвестиций в российский авторынок, а с другой — закрепить размер положенных за это со стороны правительства преференций, в том числе налоговых.

Почему возникли разногласия

Автопроизводители назвали неприемлемыми перечисленные в постановлении правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» от 2015 г. условия, выполнение которых необходимо для получения доступа к господдержке. Речь идет, напомним, о локализации таких дорогостоящих компонентов, как, в частности, двигатели, автоматические коробки передач, системы помощи водителю и многое другое. За каждый из компонентов, согласно обсуждаемому документу, полагалось получение определенного количество баллов. Так, чтобы автомобиль считался российского происхождения, необходимо было уже с 1 января 2019 г. набрать 100 баллов, а с 2025 г. — 150 баллов.

Начислять баллы предполагалось и за использование российского сырья, в том числе алюминия. Однако названный чиновниками процент использования этого металла автокомпании также назвали «нереальным».

По теме:

По 20 баллов чиновники предлагали тем компаниям, которые к 2025 г. смогут направлять на НИОКР 5% от всего объема выручки, что также вызвало ожесточенную критику автопроизводителей, которые заявили, что просто не готовы нанимать такое количество инженеров. В частности, об этом в интервью Autonews.ru во время Московского автосалона говорил старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор, по словам которого некоторые цели, указанные в постановлении правительства № 719, можно назвать экстремально амбициозными.

«Особенно это касается пункта о развитии технологий и НИОКР, за что полагаются субсидии. Потому что если говорить о развитии НИОКР в масштабах одной страны, то мы не можем нанять тысячи инженеров просто по щелчку пальца. Сначала членов нашей будущей команды нужно обучить в университетах. Потом нужно, чтобы они прошли практику, всему научились, потом их нужно взять в штат. Это займет годы. И на это понадобится минимум десять лет», — объяснил Мор.

Не раз открыто критиковал ряд предложений чиновников в беседах с корреспондентом Autonews.ru глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович, который выступает категорически против локализации в России автоматических коробок передач VW.

Позже появилась еще одна заминка в продвижении переговоров — сам Дмитрий Козак обнаружил технические сложности и неточности в части подготовки Специальных инвестиционных контрактов, заморозив возможность их подписания.

Сложность в том, что у ряда автопроизводителей в самое ближайшее время истекают сроки подписанных ранее соглашений о сотрудничестве с правительством. Не продлив договоренности в новом виде, они останутся один на один с российскими реалиями без доступа к субсидиям и госпрограммам. Речь идет, в частности, о PSA, которые в свое время стали одними из первых, подписавших соглашение о промсборке № 166, а также о Kia Hyundai — их соглашения с государством истекают уже в декабре 2018 года.

Что решили на совещании

На совещании в Сочи было принято решение создать рабочую группу с участием всех автопроизводителей, которая соберется вместе как минимум три раза и представит вице-премьеру Дмитрию Козаку свои предложения как по СПИКам, так и по спорному постановлению № 719. Источники сообщают, что первая встреча состоится уже совсем скоро — 20 октября. Учитывая, что это суббота, заседание пройдет либо 19, либо 22 октября. При этом автокомпании признаются, что у всех совершенно разные взгляды на рынок.

Вероятнее всего, диалог будет продолжаться в виде дальнейших внесений корректировок в постановление № 719. Сейчас, как отмечают источники Autonews.ru в отрасли, в правительстве уже дали понять, что готовы отказаться от предложенной балльной системы, а также согласны снизить требования в части использования российского сырья, в частности, алюминия.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что переговоры между автокомпаниями и правительством будут продолжаться еще очень долго. По его мнению, автопроизводителям, чьи показатели по продажам в России достаточно скромны, придется сделать выбор из того, что им более удобно — отказаться от выполнения требований правительства и работать без льгот, либо же продолжить инвестировать. При этом без серьезных преференций со стороны правительства убедить автокомпании и дальше инвестировать в Россию будет очень затруднительно.

«Если у многих автопроизводителей есть свои собственные двигатели, в том числе уже локализованные в России, то в случае с автоматическими коробками передач некоторые автокомпании их просто закупают у своих партнеров и у поставщиков, — сказал Беспалов Autonews.ru. — Поэтому в этом случае вопрос еще и в поставщиках — а придут ли они в Россию, и если да, то на каких условиях. При этом понятно, что высокий уровень локализации оправдывает себя только в случае достаточного объема сбыта».

По мнению аналитика, нет смысла строить новые заводы и расширять имеющиеся производства, если потенциал у рынка невысок. Стимулировать автокомпании инвестировать сможет грамотно выстроенная программа преференций, а также уверенность автопроизводителей в потенциале российского авторынка.

Комментарии