За рулем робот: аварии, в которых виноват автопилот
Статьи 9 ноября
Ульяна Смирнова
Статьи 9 ноября
Ульяна Смирнова
За рулем робот: аварии, в которых виноват автопилот
Рассказываем о громких дорожных происшествиях этого года, которые произошли по вине автомобилей с искусственным интеллектом
Фото: LAGUNA BEACH POLICE DEPARTMENT

Технологии автономного вождения продолжают набирать популярность. Сегодня это направление развивают Tesla Inc., Uber, Toyota, Nvidia, Apple и другие компании. На российских дорогах беспилотные транспортные средства обещают запустить уже в 2025 году. Самоуправляемые автомобили призваны решить проблемы современного ручного управления и сделать движение более безопасным. Однако отношение к ним пока неоднозначное: по вине электроники продолжают гибнуть люди.

Машины с искусственным интеллектом становятся все более самостоятельными, но ждать полной автоматизации рано. Полагаясь на автопилот, водители теряют бдительность и попадают в дорожные происшествия. Самые частые причины аварий – ослепление датчиков солнечными лучами и различные программные сбои. Рассказываем о громких ДТП 2018 года, в которых люди и техника пострадали по вине беспилотников.

ДТП с патрульным автомобилем

В конце мая в городе Лагуна-Бич в Калифорнии Tesla Model S на высокой скорости протаранила припаркованный на обочине патрульный автомобиль. При столкновении «умный» электрокар и полицейский кроссовер Ford Explorer получили серьезные повреждения. Водитель Tesla отделался незначительными травмами и отказался от госпитализации. В полицейском автомобиле в этот момент никого не было – офицер в нескольких метрах отвечал на телефонный звонок.

Фото: LAGUNA BEACH POLICE DEPARTMENT

65-летний хозяин седана отрицал свою причастность к случившемуся. По его словам, в машине был включен режим полуавтоматического управления. Позднее это подтвердили в местном полицейском департаменте. Авария произошла из-за ошибки в программном обеспечении электрокара: автономная система не смогла правильно распознать дорожную разметку. В свою очередь представители компании Tesla Inc. напомнили, что автопилот предназначен для использования на автомагистралях, которые имеют разделитель и четкую маркировку полос.

Внезапный поворот в Греции

Другой электромобиль компании Tesla стал виновником ДТП в Греции. Это первое подобное происшествие за пределами Северной Америки. На своей новой Tesla Model 3 житель Калифорнии Еоу Сюэ отправился в длительное путешествие. За полгода он объехал 25 стран и преодолел 39 тыс. км. Поездка завершилась 25 мая в Греции, когда на скорости 120 км/ч седан совершил неожиданный резкий поворот направо и врезался в бетонное ограждение. В момент аварии дорога была сухой, свободной и хорошо освещенной.

Несмотря на то что ни одна из подушек безопасности не сработала, водитель электромобиля не пострадал. Он успел перехватить управление, но выровнять траекторию и избежать столкновения не смог. Позднее хозяин машины признался, что включил автопилот и отвлекся на смартфон, а рулевое колесо держал только одной рукой. Автопроизводитель также уточнил, что авария произошла в неподдерживаемой зоне – Model 3 пока не предназначена для использования за пределами США и Канады. По этой причине специалисты Tesla Inc. не смогли оперативно получить данные из транспортного средства.

Столкновение с пожарной машиной

В том же месяце Tesla Model S врезалась в автомобиль еще одной спецслужбы. Инцидент произошел в американском городе Саут-Джордан в штате Юта. На этот раз под удар попала пожарная машина. Система автономного управления не заметила остановившийся на светофоре ярко окрашенный грузовик. По словам очевидцев, Tesla продолжала двигаться на полном ходу и не начинала торможение. Как выяснилось позже, за 3,5 секунды до столкновения машина наоборот ускорилась с 89 до 97 км/ч.

Фото: South Jordan Police Department

Во время удара беспилотник получил серьезные механические повреждения и восстановлению не подлежит. За его рулем находилась 28-летняя девушка. У нее диагностировали перелом лодыжки, водителю пожарного автомобиля медицинская помощь не потребовалась. Пострадавшая рассказала, что в момент аварии засмотрелась в телефон и не прикасалась к рулю, полагаясь на электронику. При этом система автоматического управления не подавала никаких звуковых или световых сигналов об опасности.

Взрыв аккумуляторной батареи

На одной из улиц в американском городе Форт-Лодердейл серая Tesla Model S 2014 года врезалась в бетонную стену. Столкновение произошло на скорости около 100 км/ч, когда машина внезапно выехала на тротуар. Сразу после удара электромобиль загорелся. В этот момент в салоне находились трое 18-летних подростков, двое из которых выбраться не успели. Третьего молодого человека, который сидел на заднем ряду, от удара выбросило из машины. Спасатели нашли его в тяжелом состоянии и доставили в ближайший госпиталь.

Фото: local10.com

Причиной трагедии могла стать некорректная работа автопилота. Однако в случае с этой аварией следователей интересовала не только система автономного управления, но и батарея электромобиля. При ударе о стену она мгновенно воспламенилась, не дав подросткам шанса покинуть салон. Как показала экспертиза, молодые люди погибли от тепловых травм. Между тем, это не единственный инцидент с возгоранием Tesla в 2018 году. Одна из машин в середине июля загорелась на оживленной улице вблизи Лос-Анджелеса. За рулем находился режиссер сериала «Карточный домик» Майкл Моррис, который едва не погиб. Судя по видео, появившемуся в сети, пламя вспыхнуло в передней части аккумуляторного отсека.

Пропущенные уведомления

Другое смертельное ДТП случилось на трассе Highway 101 в штате Калифорния 23 марта. Чтобы держать дистанцию до впереди идущего автомобиля, кроссовер Tesla Model X заранее сбросил скорость. За четыре секунды до столкновения полоса была освобождена, и электромобиль приступил к разгону. В этот момент по неизвестной причине он потерял управление и на скорости 120 км/ч врезался в разделительный бетонный барьер. Сразу после этого машина загорелась и взорвалась, а находившийся внутри 38-летний инженер компании Apple Уолтер Хуан погиб.

Фото: electrek.co

Авария произошла во время работы беспилотного режима и адаптивного круиз-контроля. Как удалось выяснить следователям, система была активирована незадолго до трагедии. При этом последние 6 секунд водитель не держал руки на руле. Чтобы предотвратить аварию, у него было 5 секунд и 150 м беспрепятственного обзора. К тому же электроника несколько раз предупреждала Уолтера о необходимости вернуть машину в ручной режим. Все оповещения были проигнорированы. Позднее в Tesla Inc. рассказали, что ранее никогда не сталкивались с такими серьезными повреждениями Model X в авариях.

Опасное автономное такси

В середине марта автономное такси компании Uber стало виновником аварии в американском городе Темпе. Автомобиль Volvo двигался в беспилотном режиме со скоростью 61 км/ч. Неожиданно на неосвещенном участке дороги появилась 49-летняя велосипедистка. Система автономного управления приняла неправильное решение, распознав ее как незначительный посторонний объект. Предотвратить аварию не смог и водитель-оператор беспилотника. От полученных травм женщина скончалась. Это первый зафиксированный случай гибели человека в результате наезда транспортного средства с автоматическим управлением.

Фото: ABC-15.com via AP

Оператор такси Рафаэла Васкес не успела взять управление, поскольку в момент аварии смотрела телевизионное шоу. По мнению полиции, этой трагедии можно было избежать, если бы она внимательно следила за дорогой. Судя по данным телевизионной сети, Васкес смотрела передачу в течение 42 минут вплоть до момента столкновения. Ее действия могут быть квалифицированы как непредумышленное убийство. Из-за инцидента Uber пришлось ужесточить требования к водителям-испытателям и временно приостановить испытания беспилотных автомобилей. Его примеру последовали компании NVIDIA и Toyota.

Ослепленные датчики Tesla

И снова пожарная спецтехника. Электромобиль Tesla Model S с активным автопилотом 23 января на полном ходу протаранил припаркованную на обочине пожарную машину. Самоуправляемый автомобиль двигался по шоссе недалеко от Лос-Анджелеса со скоростью более 100 км/ч. Из-за яркого солнечного света Model S не заметил белый прицеп фуры и врезался в заднюю часть служебной машины. Эта авария обошлась без человеческих жертв.

Фото: CC_Firefighters / Twitter

Электрический седан получил серьезные повреждения передней части, у пожарной машины разбита задняя оптика и бампер. Не найдя неполадок в системе автопилотирования, Национальное управление безопасностью движения на трассах США прекратило расследование ДТП. А в компании Tesla в очередной раз напомнили, что автопилот является вспомогательной функцией и никогда не предназначался для автономной езды. Система должна использоваться только под контролем водителя, который в любой момент сможет взять управление на себя.

Комментарии