«В каршеринге девять из десяти — пьяные». Как ловят нетрезвых водителей
Видео 22 августа
Алина Распопова
Видео 22 августа
Алина Распопова
«В каршеринге девять из десяти — пьяные». Как ловят нетрезвых водителей
Как вести автомобиль, чтобы не вызвать подозрения инспекторов и почему пьяных мужей сдают собственные жены — об этом во время специального рейда рассказали сами полицейские

Поздний вечер пятницы в Москве — самый подходящий момент для начала рейда «нетрезвый водитель». Хотя, как признаются инспекторы ГИБДД, день на день не приходится: иногда и в будни приходится писать по паре десятков протоколов. И даже уголовная ответственность за такое повторное нарушение пугает не всех. Наш экипаж садится в служебный Ford Focus и начинает патрулирование в Северо-восточном округе: время около 22 часов, а рейд закончится только утром.

Нетрезвая с котом: отмечала день рождения дочери

И сразу же первый вызов: на Дмитровском шоссе на выезде из Москвы инспекторы обратили внимание на Hyundai Solaris со спущенным колесом. Автомобилистка никак не отреагировала на требование остановиться — пришлось включать мигалку и догонять. После погони 42-летняя москвичка не понимает, что происходит.

Ей предлагают продуться на месте — прибор показывает, что концентрация паров алкоголя в выдыхаемом воздухе составляет 1,3 промилле при допустимой погрешности в 0,3 промилле (0,16 мг/л). Это означает, что женщина совершенно пьяна. После небольшой перепалки с инспекторами она отправляется в придорожное кафе. Там признается, что отмечала 15-летие дочери, а потом ей срочно понадобилось поехать на дачу — отвезти туда кота. И предъявляет подошедшему к ней инспектору испуганное животное в переноске.

И кот, и его хозяйка теперь проведут ночь в отделении полиции. Отпустят женщину только после того, как снимут у нее отпечатки пальцев и проверят по полицейским базам. На женщину составляют протокол за нетрезвое вождение в присутствии двух понятных, все данные заносятся через планшет. Через полчаса за Solaris приезжает муниципальный эвакуатор, а мы едем дальше.

Нужна добавка или просто грустно

Причин сесть пьяными за руль у автомобилистов не так много, делятся инспекторы, пока мы едем на новую точку — выезд с Алтуфьевского шоссе в область. Например, водителю показалось, что он выпил совсем немного и с «бокала-другого ему ничего не будет». Только алкотестер думает иначе.

«Бывает, что девушки начинают плакать, просят их отпустить, жалуются на жизнь, но мы, конечно, не можем этого сделать. Они опасны не только для себя, но и для окружающих, — объясняет инспектор. — Некоторые попадаются уж совсем смешно. Недавно ночью было всего +13 градусов. Смотрим — едут двое на мопеде в шортах. Оказались два пьяных белоруса — поехали за сигаретами. Конечно, люди потом начинают каяться, что, да, виноваты, нарушили. Но часто заявляют, что они ехали очень осторожно и никому ночью не мешали».

По теме:

Отдельное зло — это корпоративы, которые случаются далеко не только на Новый год или 8 марта — по словам полицейских, водители регулярно решают пригласить нетрезвых коллег развести их по домам и те охотно соглашаются. Почему такие компании навеселе не вызывают такси, затруднятся ответить даже сами гаишники, но предполагают, что иногда водителям просто становится жалко оставлять машину далеко от дома.

«Еще пьяные очень любят каршеринг, — уточнил инспектор ГИБДД. — Если взять десять автомобилей, в девяти будут сидеть пьяные. Думают, что их никто не остановит и не проверит. Бывают и лишенцы без прав — ведь в компании не могут узнать, что водителя лишили прав. Вообще там можно найти очень много интересного, в том числе наркотики. Но наркокурьеры любят и такси — недавно поймали товарища с 1,5 кг сильного вещества растительного происхождения».

Нужно ехать как все — тогда не остановят

Доезжаем до точки, где дежурит другой экипаж. Мы немного опоздали — здесь попался пьяный бывший следователь, который по стечению обстоятельств переквалифицировался в водителя «ГАЗели».

«А у него фары не работали, — не без гордости, хотя и заметно стесняясь, делится инспектор. — Он признался, что заметил нас издалека, но подумал, что проскочит. Надул на 1 промилле».

На вопрос о том, как ехать обычному водителю, чтобы избежать встречи с инспектором и лишней нервотрепки, гаишник отвечает просто: «Не нарушать и ехать как все, то есть не быстрее и не медленнее потока. А если водитель, заметив дежурящую патрульную машину, попытается спрятаться за другими автомобилями, то сделает только хуже».

Ловить подозреваемых в пьянке помогают и наводки — на номер 112 могут позвонить бдительные граждане, которым поведение встреченного ими водителя покажется странным. На такой вызов инспекторы обязаны отреагировать.

«Бывает, что звонят даже жены водителей, которые после ссоры выбегают из дома и уезжают за рулем. Лучше мы его поймаем, чем случится ДТП», — объяснил инспектор.

Тем временем полицейские останавливают машину за машиной: то такси, то затонированные иномарки, из которых доносится громкая музыка, то дорогие внедорожники с миниатюрными дамами за рулем. На вопросы о том, какие именно машины считаются подозрительными, хитро улыбаются и говорят про особую гаишную чуйку.

Иногда понять, что водитель не в себе, помогает простая беседа — как покажет права, будет ли нервничать, напряжется ли, если у него попросить открыть багажник. На этом участке повезло — самой подозрительной находкой оказался самовар, который водитель с явным удовольствием нам продемонстрировал, заявив, что вообще никогда не пил. А самым злостным нарушением оказалась неправильная тонировка — но протокол тоже пойдет в копилку, потому что «и это тоже требуют».

Три раза не дунул в трубку — пишут отказ

Так незаметно подходит два часа ночи. Хотя самые веселые события инспекторы пообещали ближе к пяти часам, уже сейчас в нашем поле зрения оказывается очень интересный водитель на черном Mitsubishi. Заметив нашу машину, он резко останавливается во дворе, но почему-то отчаянно начинает моргать «ближним». Когда полицейские решают подойти и проверить, в чем дело, водитель пытается уехать, но не получается.

Молодой человек с трудом держится на ногах и практически не может говорить. Его быстро берут под руки и заводят в припаркованный неподалеку полицейский автобус. ПАЗ специально переоборудовали под служебные нужды — тут есть небольшой кабинет с оборудованием, а часть пространства огорожена решеткой. Такой транспорт используют, когда проходят совместные рейды ГИБДД и полиции: первые ловят нарушителей ПДД, а вторые — угнанные машины.

В автобусе уже сидит злой водитель такси, которого поймали за то, что у него не работала подсветка номера. Штраф в 500 руб., но оформление идет долго, и таксист теряет деньги. Чтобы хоть как-то сорвать злость, он начинает ходить вокруг автобуса и фотографировать его — мол, припаркован неправильно. С прибытием пьяного шансы у таксиста быстро уехать падают: все внимание сконцентрировано на молодом человеке. После чего задержанный пугается и пытается убежать. Но погоня длится всего несколько секунд: его возвращают в автобус, а для надежности пристегивают наручниками к решетке.

Инспекторы проверяют документы и параллельно ищут понятых, что не так просто сделать ночью в спальном районе. Наконец, все в сборе, но на просьбы подуть в трубочку или же проехать в медучреждение водитель не реагирует.

«Да будь уже мужиком, дуй», — негодует одна из понятых. Но водитель даже не поднимает головы. После того, как ему задают вопрос три раза, инспекторы составляют протокол за отказ от медосвидетельствования, что, согласно законодательству, приравнивается к пьяному вождению.

«А если бы он просто сидел пьяным в машине и не ехал?», — интересуюсь.

«Сидеть можно сколько угодно — таких водителей мы трогать не имеем права, — объясняет инспектор. — Но если увидим, что он поехал и проехал хотя бы метр, тогда оформим за пьянку».

Комментарии