ОСАГО снова подорожает, но не для всех
Фото: РБК, Global Look Press
Статьи 18 июня
Иван Ананьев
Статьи 18 июня
Иван Ананьев
ОСАГО снова подорожает, но не для всех
Центробанк планирует расширить коридор базовых ставок, упростить систему КБМ, пересмотреть коэффициенты возраста и стажа. Чиновники обещают более справедливые тарифы

Центральный банк России опубликовал проект реформы ОСАГО, который меняет существующие тарифы и вносит коррективы в расчет корректирующих коэффициентов. По предварительной информации, изменения вступят в силу в сентябре и повлекут увеличение стоимости полисов для водителей на величину до 20 процентов.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто утверждает, что реформа была ожидаема и логична. По мнению эксперта, она поможет установить более справедливые тарифы для аккуратных водителей: «Больше платить должны молодые неопытные водители или те, кто часто нарушает ПДД, а меньше — водители со стажем, у которых нарушений нет. На первый взгляд проект указания выглядит логично и не пугает».

По мнению завкафедрой факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константина Корищенко, регулятор выбрал меньшее из двух зол. «Выхода из ситуации было два: либо повышение тарифов для всех, либо постепенное введение свободных тарифов, позволяющее повысить премию для убыточных сегментов и сохранить ее для остальных», — объясняет экономист. Второй вариант он считает более эффективным экономически, поскольку именно такой создает реальную заинтересованность участников дорожного движения в снижении аварийности.

Зачем повышать стоимость полисов

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) по-прежнему утверждают, что из-за мошенников и автоюристов ОСАГО приносит страховщикам лишь убытки. Как заявлял президент РСА Игорь Юргенс, в 2017 г. страховщики впервые ушли в минус. По данным организации, средняя стоимость полиса постоянно снижается (5800 руб. против 6600 руб. годом ранее), а выплаты растут. В 2017 г. страховщики выплачивали в среднем 77 тыс. руб., что на 15% больше, чем годом ранее. В итоге коэффициент выплат по ОСАГО достиг 118%, а убытки страховых компаний оцениваются в десятки миллиардов рублей.

Рост цен должен компенсировать потери страховых компаний и вернуть им интерес к рынку ОСАГО. По мнению зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, расширение тарифного коридора может принести страховщикам дополнительно до 15 млрд руб., что позволит покрыть их убытки от работы в системе в 2017 году.

Как изменятся базовые ставки

Согласно проекту, ЦБ собирается расширить верхнюю и нижнюю границу тарифного коридора на величину до 20%. Вместо нынешних 3432–4118 руб. коридор базовой ставки для владельцев легковых автомобилей составит 2746–4942 рубля. Ставка для автомобилей такси составит 4110–7399 рублей. То есть в теории полисы могут как подешеветь, так и подорожать на 20% — все будет зависеть от аппетитов конкретного страховщика.

А вот полисы для водителей двухколесной техники и легковых автомобилей юридических лиц точно станут дешевле. Нижняя граница тарифа для них также понижена на 20%, а вот верхняя не увеличивается, а снижается: для мотоциклов и мотороллеров — на 10,9% до 1407 руб., для автомобилей юрлиц — на 5,7% до 2911 рублей.

Как изменится БОНУС-МАЛУС

Центробанк пока не готов радикально менять коэффициент бонус-малус (КБМ), который позволяет получить скидку за безаварийное вождение и увеличивает стоимость полиса, если по вине водителя происходили аварии. Но некоторые реформы все-таки произойдут. Во-первых, значение КБМ предлагается рассчитывать на каждый календарный год, а не на период действия полиса. Во-вторых, значение КБМ будет привязываться к водителю, а не его автомобилю.

Эти меры позволит избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении нового полиса, если у водителя были какие-либо аварии. Один и тот же коэффициент будет действовать в течение года независимо от происходящих аварий. «На сегодняшний день больше всего жалоб от автовладельцев именно на неправильный расчет КБМ. У человека может быть несколько коэффициентов, потому что он может быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ могут меняться в течение года», — объясняет Игорь Моржаретто.

По теме:

Кроме того, водителей, у которых числится несколько КБМ, ждет своего рода амнистия. С 1 января 2019 г. водителям с несколькими КБМ будет присвоено единое наименьшее, то есть наиболее выгодное для них значение. Наконец, КБМ не будет обнуляться, если водитель не ездил продолжительное время, добавляет Игорь Моржаретто: «Если сейчас человек не ездит два года, у него прерывается стаж, и КМБ считается заново. Теперь значение будет сохраняться. А юрлицам будет присваиваться единый для всех машин автопарка КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Как изменятся коэффициенты стажа и возраста

Планировавшийся отказ от коэффициентов стажа и возраста пока тоже остается лишь перспективной темой. Но коэффициенты немного изменятся в пределах 4,5% — для опытных водителей зрелого возраста они будут снижены, для молодых и неопытных, напротив, повышены. Градация станет более детальной: вместо нынешних четырех степеней возраста и стажа появится восемь коэффициентов, размер которых будет зависеть от возраста (семь градаций от 16 до 50 лет и старше) и стажа вождения (восемь градаций от нуля до 15 и более лет).

Например, на минимальный коэффициент 0,96 смогут рассчитывать как 30-летние водители с 10-летним стажем, так и 40-летние со стажем всего в 4 года. А максимальный коэффициент 1,87 получат только водители возрастом до 22 лет с стажем не более трех лет. Таким образом, стоимость полиса будет более равномерно зависеть от опыта и зрелости водителя.

Когда будет следующее подорожание

Закон об ОСАГО дает право регулятору менять тарифы на этот вид страхования не чаще, чем раз в год. Банк России уже дважды воспользовался этим правом. В предыдущий раз это произошло в апреле 2015 г. На данный момент стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя.

Когда регуляторы перестанут устанавливать тарифы

Полноценной либерализации президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс ожидает к 2023-2025 годам, хотя страховщики рассчитывали на то, что процесс завершится не позднее 2021 года. С этой оценкой согласился и заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. По мнению чиновника, либерализация должна состоять из нескольких этапов, итогом которых станет полный отказ от государственного регулирования тарифов.

«Первый этап — это либерализация некоторых коэффициентов: обязательных должно быть меньше, добровольных больше, с поэтапным переходом только к добровольным. Второй шаг — поэтапное расширение коридора с полным отказом от регулирования тарифа вообще. На мой взгляд, это могло бы произойти не раньше, чем через 5 лет», — отметил Моисеев. При этом верхнее ограничение стоимости полиса в переходный период будет сохраняться, чтобы избежать гонки цен, пояснил чиновник.

«В дальнейших планах реформы стоит отмена в первую очередь коэффициента мощности, а потом и регионального, потому что состоится переход на индивидуальный тариф для каждого водителя. Это будет происходить поэтапно. Полная свобода страховщиков наступит через несколько лет», — говорит юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.

Как ранее менялись тарифы

В период с 2003 по 2011 годы тарифы на ОСАГО не менялись вовсе. Существовала единая базовая ставка в размере 1980 руб., а средняя стоимость полиса достигала суммы около 3500 рублей. Базовый тариф впервые была повышен осенью 2014 г., и одновременно регулятор ввел 5-процентный коридор, в рамках которого страховщики могли уменьшать или увеличивать ставку, то есть устанавливать ее в пределах от 2440 до 2574 рублей.

12 апреля 2015 г. базовая ставка была повышена еще на 40%, а тарифный коридор расширен с 5 до 20 процентов. Таким образом, базовый тариф составил 3432–4118 руб., при этом была снижена нижняя граница на легковые автомобили юридических лиц, тракторы, мотоциклы и мопеды. Одновременно выросли лимиты выплат с прежних 160 тыс. руб. до 500 тыс. рублей. Эти ставки и правила продолжают действовать и сегодня.

Комментарии