Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Опытные платят за молодых». Кому достанутся дешевые полисы ОСАГО
«Опытные платят за молодых». Кому достанутся дешевые полисы ОСАГО
Статьи 26 мая
Иван Ананьев
Статьи 26 мая
Иван Ананьев
«Опытные платят за молодых». Кому достанутся дешевые полисы ОСАГО
Молодым и неопытным водителям полисы ОСАГО обойдутся дороже, а возрастным и тем, у кого большой опыт вождения, придется платить меньше. Эксперты рынка утверждают, что последних в России большинство
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Банк России и Российский союз автостраховщиков намерены ввести новый порядок расчета стоимости полисов ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя. Регуляторы полагают, что в этом случае большинство российских водителей смогут покупать полисы дешевле, чем раньше.

«Две трети автовладельцев из числа тех, на кого распространяется действие коэффициента по возрасту и стажу вождения в ОСАГО, получат скидку на страховку после применения новых подходов к расчетам, предложенных Банком России», – заявил президент РСА Игорь Юргенс. Максимальный коэффициент получат новички, а меньше всего придется платить возрастным водителям с большим стажем.

Как стоимость полиса рассчитывается сейчас

Для того, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО, страховщики умножают базовую ставку на различные коэффициенты. Первый – региональный, второй – БОНУС-МАЛУС, представляющий собой аварийную историю водителя, третий – коэффициент мощности и, наконец, коэффициент возраста и стажа водителя. В последнем случае есть всего четыре варианта. Водители возрастом до 22 лет со стажем меньше трех лет получают самый высокий коэффициент 1,8, а со стажем более трех лет – 1,6. Автомобилисты старше 22 лет с небольшим стажем умножают стоимость полиса на 1,7, а если их права выданы более трех лет назад, то коэффициент будет равняться единице. Других вариантов нет, поэтому взрослый водитель с десятилетним стажем оценивается так же, как тот, кто только что преодолел порог 22 лет и имеет права три года.

Именно этот параметр и обсуждает регулятор, поясняет юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов: «Возраст и стаж имеют всего четыре градации, и это не совсем адекватное деление. Регуляторы предлагают большее количество». Суть идеи, объясняет юрист, проста: чем больше стаж и опыт водителя, тем у него меньше вероятность попасть в ДТП. «В действующей сейчас системе для опытных водителей нет скидок, а для молодых водителей есть небольшой повышающий коэффициент, т.е. опытные водители платят за молодых водителей, у которых высокая убыточность», - говорит президент РСА Игорь Юргенс.

Чем отличается новая система

Схема, которую хотят внедрить страховщики, предполагает более гибкий набор коэффициентов. Максимальный 1,8 дадут водителям до 24 лет со стажем до четырех лет, а также более взрослым, если их опыт езды еще меньше. Например, 29-летним, получившим права год назад. А те, кто постарше, смогут рассчитывать на более низкие, чем сейчас, коэффициенты от 0,66 до 0,99. Меньше единицы получат водители старше 35 лет с пятилетним стажем, а самый низкий – 49-летние, которые провели за рулем более 14 лет. Всего предусмотрено семь градаций возраста от 16 до 49 лет и восемь вариантов стажа от нуля до 14 лет. Максимальный размер скидки для опытных водителей может достигать 34%. Полис для начинающих станет дороже на 31%. В итоге, опытные водители будут платить меньше, чем сейчас, а молодые – больше.

Возраст, лет /
Стаж, лет
0 1 2 3–4 5–6 7–9 10–14 Более 14
16–21 1,8 1,8 1,8 1,8
22–24 1,8 1,8 1,8 1,8 1,55
25–29 1,8 1,8 1,78 1,52 1,31 1,22 1,16
30–34 1,66 1,64 1,52 1,3 1,12 1,05 0,99 0,93
35–39 1,48 1,46 1,35 1,15 0,99 0,93 0,88 0,83
40–49 1,37 1,35 1,25 1,07 0,92 0,86 0,82 0,76
Старше 49 1,18 1,17 1,08 0,92 0,79 0,74 0,71 0,66

Сколько водителей смогут рассчитывать на скидку

В РСА подсчитали, что за год в России заключается 39 млн договоров ОСАГО. Если исключить из этого числа 4,1 млн полисов юридических лиц и 5,8 млн договоров без ограничения количества водителей, останется 29,1 млн полисов, стоимость которых зависит от стажа и возраста автомобилистов. Большую часть водителей, утверждают в организации, можно считать благополучными. Опираясь на статистику, Игорь Юргенс уже рассчитал их количество: «Для 18,5 млн договоров будет применен понижающий коэффициент или останется прежний. Для 10,6 млн договоров будет предусмотрено повышение». Таким образом, на более дешевые полисы смогут рассчитывать две трети автовладельцев.

Не останутся ли внакладе страховщики

Представители РСА уверены, что доходы страховых компаний не изменятся даже с учетом того, что большая часть водителей станет платить за полисы меньше. «В результате изменений средняя премия не меняется, но подходы к расчетам становятся более справедливыми», – объяснил Игорь Юргенс. «Страховщики ничего не теряют – скидки для пенсионеров они спокойно восполнят у молодых водителей», – согласен Сергей Смирнов.

Заместитель директора компании РЕСО Игорь Иванов также уверен, что рынок ОСАГО станет более цивилизованным, а доходы компаний останутся на прежнем уровне: «Здесь нельзя говорить только о скидках. Есть задача сделать тарифы более сбалансированными так, чтобы квалифицированный и аккуратный водитель не переплачивал за полис, а тот, кто водит безответственно и отчаянно, платил в соответствии со своих психотипом и характером».

Будет ли стоимость полиса зависеть от количества нарушений

Недавно РСА направил в ЦБ предложения по введению повышающего коэффициента ОСАГО для нарушителей ПДД, который будет напрямую связан с количеством выставленных водителю штрафов за предыдущий год. Предполагается, что сведения о нарушениях ПДД страховщики будут получать из информационной системы МВД, но на стоимость страховки будут влиять только грубые нарушения, список которых уточняется. Например, нарушения правил парковки, не влияющие напрямую на безопасность движения, в этот список могут не войти.

По теме:

Юрист «За рулем» Сергей Смирнов уверен, что стиль езды водителя и стоимость страховки для него должны быть взаимосвязаны: «Я не понимаю, почему до сих пор не введут коэффициент, который бы учитывал наличие штрафов. Если у тебя много нарушений, ты либо не очень внимателен, либо слишком самонадеян – в любом случае, такое поведении более опасно. Это американская система: чем больше нарушаешь, тем больше платишь за страховку».

Что будет дальше

Законодатели и регуляторы рынка рассматривали и другие реформы ОСАГО. Например, предлагалось отменить региональные коэффициенты, поскольку зарегистрировать автомобиль сейчас можно в любом регионе страны, а полис купить онлайн. Также рассматривалось предложение отменить коэффициенты мощности, но споры о том, есть ли прямая зависимость между мощностью и аварийностью, по-прежнему не решены.

А самым радикальным изменением может стать отмена государственного регулирования тарифов, когда страховые компании станут устанавливать их сами. Уже сейчас они могут варьировать стоимость полиса в пределах разрешенных законом 20%, но очень ждут, когда регулятор отправит тарифы в свободное плавание. В этом случае страховщики будут вводить свои собственные правила и коэффициенты. «Со временем ЦБ разрешит устанавливать тарифы самостоятельно, и тогда мы будем на основе знаний о клиенте давать ему индивидуальное предложение, учитывающее много факторов. Но его страховая история будет храниться очень строго в каждой компании», – пояснил Игорь Иванов.

Комментарии