«А что, водителя во время заезда вообще не будет?» — спрашиваю представителей «Яндекса». Если честно, перспектива оказаться одному в салоне гибридного Toyota Prius на заднем сиденье без всякой возможности взять управление на себя очень настораживала. На самом деле тест проводился на небольшой закрытой площадке, где риск серьезного ДТП сведен к минимуму. Все равно страшно.
«Просто пристегнись и ни в коем случае не пытайся прикасаться к рулю. Выходи из машины только после полной отстановки», — подобные наставления от представителя «Яндекса» больше напоминали советы инструктора в автошколе. В этот же момент у меня в голове пролетали заголовки собственных новостных заметок о многочисленных ДТП с участием автономных электрокаров Tesla и прочих, не совсем приятных историях, связанных с беспилотниками.
Раньше «Яндекс» уже неоднократно выкладывал в сеть ролики с тестовых испытаний автомобилей с автономной системой управления собственной разработки. Возможности новой технологии даже демонстрировали Владимиру Путину. Президент ограничился визуальным осмотром прототипа, а вот стать одним из первых пассажиров беспилотника, помимо самих работников «Яндекса», смог уже я.
![«Пристегнись и не трогай руль». Первая поездка на российском беспилотнике](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/96/755277686273962.jpg)
Внешне автономный хэтч Toyota Prius отличается оптическим лидаром, который устанавливается на крыше. Это лазерный излучатель, сканирующий окружающее пространство вокруг машины. На основе этих данных система выстраивает маршрут для автомобиля, а также помогает объезжать препятствия.
В салоне Prius установили большой дисплей навигационной системы и индикации беспилотника, также на нем отображается некоторая техническая информация о поездке. По заверениям разработчиков, машину укомплектовали многочисленными датчиками, сенсорами и радаром, которые нужны для распознавания объектов и дорожных знаков впереди. Однако рассмотреть более детально модифицированный Prius просто нет времени — пора ехать.
Небольшой дискомфорт из-за отсутствия водителя за рулем и самостоятельно вращающегося руля быстро проходит. После нескольких минут в салоне автономного Prius понимаешь, что бояться в принципе нечего — по навыкам вождения беспилотник от «Яндекса» даст фору многим таксистам.
Ускорение, торможение, повороты, удержание полосы — со всем этим система справляется отлично. Разумеется, речь пока идет только о полигоне, а как поведет себя новая технология на дорогах общего пользования с напряженным трафиком, нам еще предстоит узнать.
В ходе поездки по закрытой площадке Toyota Prius на прямом участке разгонялась примерно до 30 км/ч. В «Яндексе» заверили, что автономная система позволяет машине ехать еще быстрее, однако выбранный полигон для больших скоростей явно не предназначен.
![«Пристегнись и не трогай руль». Первая поездка на российском беспилотнике](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/16/755277686317165.jpg)
Пятиминутный тест-драйв отечественного беспилотника в районе бывшего завода «ЗИЛ» получился очень запоминающимся. Жаль, что выехать на ТТК в нескольких сотнях метров не разрешили. Для движения по таким дорогам в водительском кресле должен находиться пилот-испытатель, который в любой момент готов будет взять управление на себя.
В будущем «Яндекс» планирует разработать автопилот пятого уровня. Такая машина сможет ориентироваться на дороге и передвигаться полностью самостоятельно — без вмешательства со стороны человека. Эту технологию, в первую очередь, будут использовать в машинах такси. Но профессиональным водителям беспокоиться пока рано: по самым оптимистичным прогнозам, такие автомобили могут выехать на улицы не раньше 2030 года.