Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
GM против Brexit. Как Opel может стать французским
GM против Brexit. Как Opel может стать французским
Фото: Getty Images, Global Look Press, компании производители
Статьи 17 февраля
Иван Ананьев
Статьи 17 февраля
Иван Ананьев
GM против Brexit. Как Opel может стать французским
Антикризисный план концерна General Motors по оздоровлению европейского подразделения не приносит результата. Теперь Opel пытаются продать партнерам из PSA, и не исключено, что в деле есть еще и китайские интересы

Французская автомобильная группа PSA Peugeot Citroen ведет переговоры с General Motors о покупке ее европейского подразделения. В собственности PSA могут оказаться марки Opel и Vauxhall, а также все их заводы на территории Европы и Великобритании.

Факт переговоров уже подтвердили обе стороны. Результаты будут оглашены в течение нескольких дней. На фоне этих новостей акции PSA выросли почти на 5%, а рыночная капитализация компании достигла 16,3 млрд евро. И если пять лет назад, когда GM и PSA заключили соглашение о совместном производстве автомобилей, рынок осторожно говорил о возможном переходе PSA под контроль американцев, то теперь все обстоит ровно наоборот.

Кому и зачем нужна сделка

Если сделка состоится, концерт PSA сможет контролировать до 16% европейского рынка, получит в свое распоряжение технологии Opel и ряд заводов General Motors в Германии, Австрии, Испании, Польше, Венгрии, Великобритании и России. Кроме того, PSA сможет обойти в Европе альянс Renault-Nissan и выйти на второе место после концерна Volkswagen. Наконец, владея маркой Opel, концерт PSA сможет в полной мере реализовать планы по производству соплатформенных моделей компактного сегмента, которые не удалось реализовать в рамках прежних партнерских отношений с GM.

General Motors, в свою очередь, сможет, наконец, избавиться от убыточного подразделения, которое не получается сделать рентабельным более десяти лет. Кроме того, на решение американцев мог повлиять процесс выхода Великобритании из Евросоюза, который может осложнить работу британского подразделения и его заводов. Предполагается, что от продажи марки концерн может получить сумму от $7 до 13 миллиардов.

Что представляет собой альянс GM и PSA

В феврале 2012 г. General Motors и PSA заключили стратегический альянс, в рамках которого намеревались выпускать различные автомобили компактного и среднего сегментов. GM выкупил 7% акций французской компании. Совместная работа должна была экономить партнерам по $2 млрд ежегодно.

Предполагалось, что в рамках сотрудничества будут выпускаться хэтчбеки, кроссоверы и минивэны сегментов «B» и «С», при этом будут использоваться как имеющиеся французские платформы, так и новые совместные решения. Например, на платформе PSA должны были построить Opel Corsa и Citroen C3, а также наследников Peugeot 3008 и Opel Zafira. А американцы, в свою очередь, должны были заняться разработкой минивэнов Opel Meriva, Citroen C3 Picasso и кроссовера Peugeot 2008. Первые автомобили альянса должны были увидеть свет в 2016 году. Наконец, компании собирались создать новую платформу сегмента «B», а также модернизировать семейство трехцилиндровых бензиновых двигателей.

29 февраля 2012 г. глава General Motors Дэн Акерсон и председатель совета директоров PSA Филипп Варин подписали соглашение о создании стратегического альянса

Какую продукцию выпускает альянс сегодня

Большая часть планов альянса осталась нереализованной. После того, как GM продал свои акции PSA, работы по совместным платформам были свернуты, и до конвейера дошел только один продукт. В марте 2017 г. на автосалоне в Женеве представят серийную модель Opel Crossland X и концепт Citroen C-Aircross, построенные на французской платформе EMP2. Выпускаться обе модели будут на заводе General Motors в испанской Сарагосе. Несмотря на общий негативный фон вокруг сотрудничества, этот проект считается выгодным и позволит сэкономить партнерам 1,2 млрд евро.

По теме:

Crossland X – это наследник компактвэна Opel Meriva, решенный в стиле кроссовера, а C-Aircross – предвестник нового Citroen C3 Picasso, который тоже должен стать более внедорожным. По габаритам обе машины попадают в сегмент Renault Captur и Peugeot 2008. Полного привода не будет, вместо него – электронная система распределения тяги в зависимости от типа дорожного покрытия. Технических характеристик пока нет, но можно предположить, что базовым станет литровый бензиновый турбомотор мощностью 103 лошадиные силы. Кроме того, будет доступен 1,4-литровый двигатель с отдачей 123 и 148 лошадиных сил. Будет и линейка дизелей 1,6 CDTI.

Opel Crossland X на французской платформе также будет выпускаться под брендом Vauxhall

Почему альянс не заработал в полную силу

Создание альянса очень не понравилось правительству Франции, которое опасалось роста американского влияния в стране и Евросоюзе. Кроме того, альянс с GM осложнил французской компании отношения с другими партнерами, в первую очередь китайскими. При этом несколько лет назад общеевропейский кризис на 10% обвалил продажи PSA, которая в 2012 г. показала убыток в 5 млрд евро. В итоге американцы решили, что сотрудничество им не нужно, и в декабре 2013 г. продали свою долю акций PSA. Бумаги были проданы за 248 млн евро, хотя покупались за $400 миллионов.

Потери GM составили около $150 млн долл – немного на фоне $2 млрд, которые американцы в 2005 г. выплатили Fiat, прекратив сотрудничество по компактным автомобилям. После этого PSA повернулся на восток и привлек в сумме 3 млрд евро от правительства Франции и китайской компании Dongfeng, совместно с которой PSA выпускает автомобили в Китае. У государства и концерна Dongfeng в итоге оказалось по 14% акций PSA.

26 марта 2014 г. в Париже Dongfeng Motors Group и французское правительство подписали соглашение о покупке по 14% акций PSA за общую сумму 1,6 млрд евро

Причем тут китайцы

Компания Dongfeng активно вкладывает деньги в европейские автомобильные компании. У фирмы уже есть мощное СП с альянсом Renault-Nissan. Именно она выводит Renault на китайский рынок, а еще фактически владеет грузовой маркой Volvo. Кроме того, Dongfeng имеет СП с компаниями Honda и Kia. А для концерна PSA она выпускает в Китае сразу на трех заводах почти полный модельный ряд Peugeot и Citroen, включая особые модели для местного рынка. СП существует с 1992 г. и в последние годы выпускает почти по 800 тыс. машин.

Марки Opel в Китае пока нет, но там продаются автомобили Buick, многие из которых представляют собой перелицованные европейские Opel. Более того, Китай является главным рынком для Buick, где продаются 80% этих машин, а это чуть меньше миллиона машин в месяц. Все они выпускаются на собственных предприятиях General Motors в Китае, и вряд ли американцы отдадут такой кусок рынка. Тем не менее, получив опосредованный контроль над Opel через партнеров из PSA представители Dongfeng смогут так или иначе влиять на работу американских конкурентов в Китае.

Citroen C4L для китайского рынка отличается внешностью и длиной колесной базы. Машина выпускается на заводе Dongfeng

Как сейчас идут дела у PSA

Концерн PSA является третьим автопроизводителем в Европе после группы Volkswagen и альянса Renault-Nissan. В прошлом году он получил 1,2 млрд евро чистой прибыли против 555 млн убытка годом ранее. При этом операционная прибыль автомобильного подразделения достигла 5%, а объем свободных денежных средство составил 3,8 млрд евро, что почти вдвое больше намеченных ранее целей. Как заявил гендиректор PSA Карлос Таварес в интервью The Wall Street Journal, к успеху привела новая стратегия ведения бизнеса, направленная не на увеличение доли рынка и объемов сбыта, а на повышение нормы прибыли и сокращение издержек. Помимо европейского важными рынками для PSA являются китайский и латиноамериканский, кроме того, компания развивается на Ближнем Востоке и в Африке.

Почему GM пытается продать Opel

Марка Opel много лет подряд приносит концерну General Motors убытки. По оценкам Morgan Stanley, за последние 12 лет GM потерял $16 млрд, и может потерять еще почти столько же к 2021 году. В 2009 г. подразделение уже пытались продать консорциуму Сбербанка и компании Magna, но сделка сорвалась, а руководители GM заявили, что не будут продавать Opel в течение ближайшего десятилетия. В 2013 г. американцы приняли антикризисный план стоимостью 4 млрд евро, который предусматривал инвестиции в запуск новых моделей и вывод марки на безубыточность, но Opel по-прежнему приносит убытки, хоть и не такие большие, как прежде. Например, если в 2010 г. потери составили $1,76 млрд, то в 2015 г. – $813 млн, а в прошлом году – «всего» $257 миллионов. Помимо прямых, GM получает непрямые убытки в виде репутационных потерь и снижения стоимости акций концерна на фондовом рынке.

Почему Opel не продали Сбербанку

В 2009 г., когда GM активно продавал Opel, реальный покупатель был только один – консорциум российского Сбербанка и крупного производителя автокомпонентов фирмы Magna. В результате сделки стоимостью 500 млн евро Сбербанк должен был получить З5% акций, 20% должны были достаться Magna, 10% – профсоюзам, а оставшиеся 35% GM сохранял за собой. Техническим партнером с российской стороны должен был стать ГАЗ. В период подготовки к сделке Magna вложила $100 млн в разработку плана реструктуризации, а немецкое правительство пообещало выделить 4,5 млрд евро, если сделка состоится. При этом крупнейшие клиенты Magna грозили фирме разрывом отношений, если она станет одним из акционеров Opel. Но точку в деле поставили американцы, внезапно отказавшись от продажи. И не исключено, что опять из-за политических соображений и нежелания отдавать свои технологии в Россию. Но официальная версия GM говорила лишь об улучшении рыночной ситуации. При этом боссы General Motors отправили в отставку главу GM Europe Карла-Петера Форстера, который был сторонником контракта со Сбербанком.

Как Opel уходил из России

В марте 2015 г. концерн General Motors объявил об изменении бизнес модели в России и выводе с рынка марок Opel и Chevrolet. Согласно официальному заявлению, компания решила сфокусироваться на премиальном сегменте рынка с помощью бренда Cadillac, а кроме него оставила в России несколько американских моделей Chevrolet, включая Corvette, Camaro и Tahoe. По мнению экспертов, в условиях кризиса массовые автомобили концерна оказались слишком дорогими. Кроме того, на ситуацию могли повлиять политические соображения и давление со стороны американского руководства. В середине 2015 г. было остановлено производство автомобилей на заводе General Motors в Санкт-Петербурге, а само предприятие было законсервировано. Оставшиеся на складах машины распродавались с большими скидками. К концу 2015 г. Opel полностью покинул российский рынок.

Комментарии