Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
10 событий, которые изменили автомобильную Россию
10 событий, которые изменили автомобильную Россию
Статьи 25 декабря 2009
Статьи 25 декабря 2009
10 событий, которые изменили автомобильную Россию
Уходящий год стал настоящей шокотерапией для автопроизводителей, которую не все смогли выдержать. И все равно в 2009 году произошло немало хорошего: это и обновление модельного ряда на действующих сборочных площадках, и старт новых автозаводов, и приход в Россию новых автопроизводителей. Это основные события года, которые определят будущее российского авторынка в следующем году...
10 событий, которые изменили автомобильную Россию 
В течение года дилерская сеть АвтоВАЗа – одно из важнейших преимуществ завода – была сильно повреждена: за год сменилось несколько топ-менеджеров, отвечающих за сбыт и маркетинг, а своеобразная ценовая политика привела к заморозке спроса и массовому разорению дилеров. На сегодняшний день будущее автозавода остается крайне туманным, и создавшимся положением с успехом могут воспользоваться конкуренты АвтоВАЗа, которые работают в той же ценовой нише.

Смена руководства на АвтоВАЗе
Очередная смена руководства на Волжском автозаводе стала четвертой за последние четыре года. Приход к власти Игоря Комарова в сентябре не сделал работу завода эффективнее. Антикризисная программа завода, которая с начала года переделывалась как минимум три раза, так и не дала результатов. Несмотря на то что недавно между АвтоВАЗом и Renault был подписан очередной меморандум о сотрудничестве, какие именно машины будут собираться на заводе в следующем году, по-прежнему неясно. Кроме того, год оказался рекордным как по снижению объемов производства (официально до 340 тыс. шт. в год, а по прогнозу аналитиков – до 298 тыс. шт.), так и по снижению объема продаж (в ноябре 23 952 шт., или -53%). Несмотря на то что новое руководство обещает увеличить объем производства на треть в 2010 году, это ни в какое сравнение не идет с прошлогодним объемом производства в 801 тыс. шт. в год. Потеря контроля над сбытом стала еще одним “рубежом” уходящего года. Даже учитывая 50-процентное падение рынка, завод вполне мог бы увеличить долю рынка с сегодняшних 25% еще на 5-7%, если бы захотел, считают эксперты.

Renault Sandero приятно дополнит производственную линейку “Автофрамоса”
Renault Sandero приятно дополнит производственную линейку “Автофрамоса”


Обновление модельного ряда на “Автофрамосе”
На фоне неудач АвтоВАЗа резко активизировался его основной партнер, компания Renault. Начиная с 2005 года на московском заводе “Автофрамос” компания собирала одну-единственную модель, Renault Logan, но в декабре уходящего года у “Автофрамоса” возникло сразу три информ-повода: запуск обновленного Logan, старт предсерийной сборки новой модели Renault Sandero, и уже объявлен план по третьей модели – Renault Duster, которая встанет на конвейер в 2011 году. Мощности “Автофрамоса” в декабре были увеличены до 160 тыс. автомобилей в год, и хотя в следующем году все они, вероятно, до конца загружены не будут, это уже можно считать большим достижением, учитывая, что все остальные автосборочные предприятия пока на заявленное расширение мощностей так и не решились. Если же между Renault и АвтоВАЗом все пойдет как задумано и какие-то модели Renault встанут на вазовский конвейер, доля французской марки на российском рынке может начать резкий рост.

Запуск производства полного цикла на заводе Volkswagen в Калуге
Volkswagen стал единственным из “иностранцев”, в этом году официально анонсировавшим производство полного цикла, которое включает в себя стадии сварки, окраски и сборки. Правда, пока таким методом собирается лишь две модели: Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia. Все остальные десять моделей пока собираются методом SKD по причине нехватки местных компонентов. Тем не менее торжественный анонс с участием премьер-министра задал определенную планку для других производителей.

Volkswagen официально анонсировал производство полного цикла
Volkswagen официально анонсировал производство полного цикла


Старт автозавода Nissan под Санкт-Петербургом
Значимым событием стало торжественное открытие автозавода Nissan в поселке Каменка Ленинградской области, который был заложен еще до кризиса. Завод, который по плану предусматривает производство полного цикла, пока собирает автомобили по методу SKD, однако очень даже бодро расширяет модельный ряд. Производство первой модели Nissan Teana началось еще летом, а уже осенью с конвейера сошел первый Nissan X-Trail (Toyota, например, открывшая завод еще раньше, пока ограничивается одной моделью Toyota Camry). Уже в декабре руководство “Ниссан Мотор РУС” поспешило объявить, что третья модель появится на конвейере на рубеже 2010-2011 гг. Так что, если все пойдет по плану, иномарок местной сборки скоро станет еще чуть-чуть больше.

Закладка автозавода Sollers на Дальнем Востоке
Еще одним новым заводом – назло кризису – стало открытие сборочной площадки группы Sollers во Владивостоке по сборке автомобилей SsangYong и FIAT. Завод начинает работу аккурат под Новый год, 29 декабря. Но еще 17 ноября здесь состоялась презентация Учебного центра. Таким образом, компания всерьез собирается приучать местное население к левому рулю и, судя по всему, не без оснований.

Sollers набирает жителей “праворульного” региона для сборки леворульных SsangYong
Sollers набирает жителей “праворульного” региона для сборки леворульных SsangYong


Продление таможенных пошлин
Таможенные пошлины на ввоз иномарок были продлены в октябре еще на девять месяцев, впрочем шока не случилось. В начале 2009 года увеличение таможенных пошлин спровоцировало народные митинги и бунты (тогда пошлины на новые машины возрастом до трех лет выросли до 30%, от трех до пяти лет – до 35%), однако с течением времени страсти улеглись. Тема продолжает волновать разве что отдельных энтузиастов, а крупных акций протеста российского масштаба с тех пор больше не предпринималось. Продление таможенных пошлин призвано оздоровить российский рынок и способствоввать дальнейшему формированию внутреннего вторичного рынка. Всего за год действия заградительных мер результаты уже впечатляющие. По данным АА “Автостат”, в ноябре в Россию было ввезено 45,7 тысячи легковых автомобилей, что на 60,5% ниже прошлогоднего показателя (115,8 тысячи машин). Всего по итогам 11 месяцев 2009 года в Россию импортировано 503,4 тысячи легковых автомобилей – это на 72,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1 млн 828 тысяч штук).

Срыв сделки с Opel
Драматичный финал эпопеи с покупкой Opel оставляет АвтоВАЗ единственной надеждой для производителей автокомпонентов, так как второго такого автогиганта в России пока так и не появилось. История с покупкой Opel длилась полгода, и власти страны уже успели заверить общественность, что Opel наш. Однако в последний момент GM отказалась продавать марку и оставила ее себе. Отказ от Opel, на который Германом Грефом (руководителем Сбербанка, одним из основных организаторов сделки) возлагались надежды по производству 5-6 млн автомобилей в год в сотрудничестве с ГАЗом, означает, что “нашим всем” продолжает оставаться только АвтоВАЗ. Впрочем, на днях Минпромторг поспешил объявить, что существует перспектива появления другого национального автохолдинга с участием крупного международного автоконцерна. В числе главных претендентов: все тот же GM, а также Fiat и KIA/Hyundai. Отметим, что первый и последний имеют больше всего шансов, так как GM уже имеет несколько площадок на территории России, в это время KIA/Hyundai достраивает завод, а также собирает свои автомобили на “Автоторе” и в случае чего может присоединить мощности обанкротившегося “ИжАвто”. Учитывая рвение различных заинтересованных сторон, вполне возможно, что делу дадут ход, и тогда в следующем году конкурент АвтоВАЗа все-таки появится.

Драматичный финал эпопеи с покупкой Opel оставляет АвтоВАЗ “нашим всем”
Драматичный финал эпопеи с покупкой Opel оставляет АвтоВАЗ “нашим всем”


Банкротство “ИжАвто”
Банкротство Ижевского автозавода стало первым банкротством такого рода в российском автопроме. Впрочем, кажется, владельцы предприятия были не слишком заинтересованы в его спасении. Производство прекратилось еще весной, а 4 сентября Арбитражный суд Удмуртии рассмотрел дело ОАО “ИжАвто” и признал его банкротом. Мощности “ИжАвто” законсервированы и в самое ближайшее время едва ли смогут заинтересовать сторонних автопроизводителей. Хотя в перспективе автозавод может войти в состав того самого нового “национального автохолдинга”, и прежде всего в них могут быть заинтересованы компании KIA/Hyundai и, возможно, Suzuki, у которой строительство завода сорвалось.

Срыв строительства завода Suzuki в России
Первый и пока единственный случай, когда автопроизводителю все-таки пришлось отказаться от строительства автосборочной площадки, когда уже был выбран земельный участок и начался набор подрядчиков. Планы поломало 50-процентное падение российского рынка. Когда компания планировала строительство завода, она предполагала продавать здесь не менее 100 тыс. автомобилей в год, теперь же может себе позволить около 25-40 тыс. в год. Несмотря на то что сейчас Suzuki не рассматривает вариант сборки автомобилей на простаивающих мощностях российских заводов, не исключено, что уже в 2011 году компания вернется к этой идее. Это означает, что тема промсборки все еще не закрыта.

Новая экспансия KIA в Росссию
Создание представительства KIA в марте уходящего года ознаменовало новый виток развития популярной марки в России. До этого дистрибуцией занималась компания “СОК”, она же собирала автомобили KIA на “ИжАвто”. Однако в 2009 году корейская компания не продлила договор с дистрибьютором и начала работать в России самостоятельно. Первыми шагами новой команды российского офиса KIA стали агрессивная маркетинговая политика и вывод сразу пяти новых моделей. Результаты сразу же дали себя знать: компания держится в топе рейтинга продаж, по ноябрю показывая прирост +38%. Такими темпами KIA в следующем году вполне может войти в пятерку крупнейших автокомпаний российского рынка.

Елена Костякова
Комментарии