Autonews
Статьи

Каждый второй россиянин отказался от покупки автомобиля

Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Но статистика преподносит и приятные сюрпризы...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Каждый второй россиянин отказался от покупки автомобиля
Каждый второй россиянин отказался от покупки автомобиля 
Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Если быть более точными, то данные продаж за 11 месяцев 2009 года Комитета автопроизводителей АЕБ свидетельствуют о падении рынка на 50% – с 2 689 241 проданного автомобиля за 11 месяцев 2008 года до 1 337 792 автомобилей за аналогичный период в этом году.


Резкий спад коснулся почти всех компаний. Особенно несладко пришлось японским производителям: из-за очень высокого курса иены по сравнению с долларом и европейской валютой, не говоря уж о рухнувшем год назад рубле, японским производителям пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72%, 64% и 63% соответственно. Toyota это стоило двух мест в рейтинге самых успешных в России марок автомобилей, и теперь она только шестая, Mitsubishi опустилась на третье место и стала 11-й, а Honda с 13-го места ушла на 19-е. Лучше дела у других японских производителей – Nissan, Subaru и Mazda, но и их показатели по 2009 году ниже среднерыночного: снижение составило 56%, 57% и 59% соответственно. В когорте лидеров рынка из первой двадцатки нелегко также пришлось Opel (снижение на 64%) и Hyundai (-64%).

Возможно, на продажи Opel повлияла и неопределенность будущего марки – практически полгода компания жила под прессом предстоящей смены владельца. Таким же образом несладко пришлось и другим производителям, которым грозили в этом году банкротство и продажа. Volvo и Saab, несмотря на относительно стабильное положение премиум-марок, к которым они относятся, испытали на себе значительное падение продаж – на 66% и 71% соответственно. Плохое положение дел с продажами у американского Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно – Hummer. Хоть американцы и продали эту марку китайцам, но пока все дела по ней ведут сами – сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж огромных внедорожников на 74%. Еще одна компания, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат, – Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в этом году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31-го на 23-е место.


– по данным Комитета автопроизводителей АЕБ


Практически не почувствовали на себе кризиса продажи “большой немецкой тройки”: BMW (-13%), Audi (-12%), Mercedes-Benz (-29%). Они теперь возглавили премиум-класс, скинув с пьедестала Volvo и Land Rover. За счет перевода почти всего модельного ряда Volkswagen на завод в Калугу и ухода тем самым от высоких таможенных пошлин немцам удалось удержать цены на свои автомобили, а значит, и продажи. VW за 11 месяцев 2009 года продал 36 с половиной тысяч автомобилей и поднялся с 17-го на 12-е место. Падение продаж VW составило всего 19% – один из лучших показателей этого кризисного года. Среди лидеров неплохо себя чувствуют KIA (-26%), – компания вообще провела очень активный для себя год в России, выпустив на рынок сразу несколько новых моделей, – Renault (-34%) и Skoda (-34%), Fiat (-35%).

Поддерживаемый государством АвтоВАЗ удержал падение продаж на среднерыночном уровне – минус 45%. ГАЗ и “Иж” потеряли значительно больше. Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога – здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели, – а также Chance – украинские автомобили.

Тенденцией ноября стал рост продаж нескольких компаний, который может помочь им к концу года подняться в рейтинге. Так, KIA претендует на то, чтобы по итогам года обогнать Toyota и забраться на выдающееся для себя шестое место. В ноябре KIA продала 7218 автомобилей, уступив по этому показателю только Hyundai и Lada. Если не считать гиганта Lada, то ноябрь 2009 года можно назвать корейским. Вслед за корейскими продажами идут показатели Chevrolet и Renault. Отлично в этом месяце продавались автомобили Suzuki и BMW. По отношению к прошлому ноябрю рост их продаж составил +38% и +21% соответственно.

В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов: Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac – похоже, дела у российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. Чего не скажешь о более доступных. Упали продажи Honda (-85%), Opel (-78%), Toyota (69%), Mazda (-68%), Ford (-66%) и Chevrolet (-61%). А еще не очень идут дела у АвтоВАЗа (-56%). В целом результаты ноября не очень хороши, и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели, и продавцы.


– по данным Комитета автопроизводителей АЕБ


Среди моделей легковых автомобилей лидеры все те же – это четыре семейства Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Только очередность в рейтинге иномарок теперь другая. Продажи упали у всех моделей, но лидером стал московский Logan. За ним идет питерский Ford и замыкает тройку калининградский Lacetti. Более того, продажи Logan идут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и – чудо – классические “Жигули” ВАЗ-2105/07. Надеемся, что 30-летняя модель ВАЗ-2105 (старт продаж – 1980 год) наконец-то доживает свой конвейерный век.

В ноябре прошлого года было продано более 23 000 “классики”, что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2009 года ситуация другая – всего 4860 проданных автомобилей самой старой модели российского рынка. Хотя есть еще Lada 4x4, бывшая наша “Нива” – разработка начала 70-х, последний рестайлинг 2009 года. Так вот, продажи Lada 4x4 растут как по результатам 11 месяцев 2009 года (+6%), так и по результатам ноября (+43%). Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage – они выросли почти в два раза. Теперь KIA Sportage находится на третьем месте среди паркетников, которые занимают места с 21-го по 25-е в списке самых продаваемых моделей автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai.

Лидером продаж A-класса остается Daewoo Matiz. В B-классе продажи Hyundai Getz по-прежнему лучше всех. Вторым идет Chevrolet Aveo. Если не считать показатели Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos, которые на нашем рынке скорее попадают в сегмент low-cost (так называемые народные автомобили), то в С-классе, несмотря на существенное падение продаж, лидирует Opel Astra. Затем идут KIA Cee’d, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Mazda3. Но к концу года KIA Cee’d вполне может отобрать лидерство у Astra, если декабрь повторит ситуацию ноября, когда благодаря активности KIA продажи Cee’d шли просто замечательно.

Кирилл Орлов