branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Каждый второй россиянин отказался от покупки автомобиля

Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Но статистика преподносит и приятные сюрпризы...
Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Если быть более точными, то данные продаж за 11 месяцев 2009 года Комитета автопроизводителей АЕБ свидетельствуют о падении рынка на 50% – с 2 689 241 проданного автомобиля за 11 месяцев 2008 года до 1 337 792 автомобилей за аналогичный период в этом году.


Резкий спад коснулся почти всех компаний. Особенно несладко пришлось японским производителям: из-за очень высокого курса иены по сравнению с долларом и европейской валютой, не говоря уж о рухнувшем год назад рубле, японским производителям пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72%, 64% и 63% соответственно. Toyota это стоило двух мест в рейтинге самых успешных в России марок автомобилей, и теперь она только шестая, Mitsubishi опустилась на третье место и стала 11-й, а Honda с 13-го места ушла на 19-е. Лучше дела у других японских производителей – Nissan, Subaru и Mazda, но и их показатели по 2009 году ниже среднерыночного: снижение составило 56%, 57% и 59% соответственно. В когорте лидеров рынка из первой двадцатки нелегко также пришлось Opel (снижение на 64%) и Hyundai (-64%).

Возможно, на продажи Opel повлияла и неопределенность будущего марки – практически полгода компания жила под прессом предстоящей смены владельца. Таким же образом несладко пришлось и другим производителям, которым грозили в этом году банкротство и продажа. Volvo и Saab, несмотря на относительно стабильное положение премиум-марок, к которым они относятся, испытали на себе значительное падение продаж – на 66% и 71% соответственно. Плохое положение дел с продажами у американского Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно – Hummer. Хоть американцы и продали эту марку китайцам, но пока все дела по ней ведут сами – сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж огромных внедорожников на 74%. Еще одна компания, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат, – Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в этом году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31-го на 23-е место.

“большой немецкой тройки”: BMW (-13%), Audi (-12%), Mercedes-Benz (-29%). Они теперь возглавили премиум-класс, скинув с пьедестала Volvo и Land Rover. За счет перевода почти всего модельного ряда Volkswagen на завод в Калугу и ухода тем самым от высоких таможенных пошлин немцам удалось удержать цены на свои автомобили, а значит, и продажи. VW за 11 месяцев 2009 года продал 36 с половиной тысяч автомобилей и поднялся с 17-го на 12-е место. Падение продаж VW составило всего 19% – один из лучших показателей этого кризисного года. Среди лидеров неплохо себя чувствуют KIA (-26%), – компания вообще провела очень активный для себя год в России, выпустив на рынок сразу несколько новых моделей, – Renault (-34%) и Skoda (-34%), Fiat (-35%).

Поддерживаемый государством АвтоВАЗ удержал падение продаж на среднерыночном уровне – минус 45%. ГАЗ и “Иж” потеряли значительно больше. Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога – здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели, – а также Chance – украинские автомобили.

Тенденцией ноября стал рост продаж нескольких компаний, который может помочь им к концу года подняться в рейтинге. Так, KIA претендует на то, чтобы по итогам года обогнать Toyota и забраться на выдающееся для себя шестое место. В ноябре KIA продала 7218 автомобилей, уступив по этому показателю только Hyundai и Lada. Если не считать гиганта Lada, то ноябрь 2009 года можно назвать корейским. Вслед за корейскими продажами идут показатели Chevrolet и Renault. Отлично в этом месяце продавались автомобили Suzuki и BMW. По отношению к прошлому ноябрю рост их продаж составил +38% и +21% соответственно.

В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов: Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac – похоже, дела у российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. Чего не скажешь о более доступных. Упали продажи Honda (-85%), Opel (-78%), Toyota (69%), Mazda (-68%), Ford (-66%) и Chevrolet (-61%). А еще не очень идут дела у АвтоВАЗа (-56%). В целом результаты ноября не очень хороши, и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели, и продавцы.

продажи Logan идут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и – чудо – классические “Жигули” ВАЗ-2105/07. Надеемся, что 30-летняя модель ВАЗ-2105 (старт продаж – 1980 год) наконец-то доживает свой конвейерный век.

В ноябре прошлого года было продано более 23 000 “классики”, что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2009 года ситуация другая – всего 4860 проданных автомобилей самой старой модели российского рынка. Хотя есть еще Lada 4x4, бывшая наша “Нива” – разработка начала 70-х, последний рестайлинг 2009 года. Так вот, продажи Lada 4x4 растут как по результатам 11 месяцев 2009 года (+6%), так и по результатам ноября (+43%). Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage – они выросли почти в два раза. Теперь KIA Sportage находится на третьем месте среди паркетников, которые занимают места с 21-го по 25-е в списке самых продаваемых моделей автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai.

Лидером продаж A-класса остается Daewoo Matiz. В B-классе продажи Hyundai Getz по-прежнему лучше всех. Вторым идет Chevrolet Aveo. Если не считать показатели Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos, которые на нашем рынке скорее попадают в сегмент low-cost (так называемые народные автомобили), то в С-классе, несмотря на существенное падение продаж, лидирует Opel Astra. Затем идут KIA Cee’d, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Mazda3. Но к концу года KIA Cee’d вполне может отобрать лидерство у Astra, если декабрь повторит ситуацию ноября, когда благодаря активности KIA продажи Cee’d шли просто замечательно.

Кирилл Орлов