Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Нарушение ПДД разорит российских автомобилистов

Штрафами размером в 50-100 рублей никого уже не запугаешь, и поэтому в ближайшее время они увеличатся в несколько раз: если сегодня средний размер штрафа за нарушение ПДД равен 300 рублям, то скоро он составит 2,5 тысячи рублей…
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Нарушение ПДД разорит российских автомобилистов
Нарушение ПДД разорит российских автомобилистов 
На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий санкции за нарушения правил дорожного движения (ПДД). За принятие соответствующих поправок в ст. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) проголосовали 320 депутатов, против – 61, воздержавшихся не было. Эксперты сходятся во мнении, что законопроект, предусматривающий ужесточение санкций за административные правонарушения, все-таки будет принят.


Если это произойдет, то и лихачам, и скромным водителям, до недавнего времени считавшим себя вполне законопослушными, придется тяжко. Драконовские наказания теперь предусмотрены даже за езду с непристегнутым ремнем. В целом наказание практически за любое правонарушение на дороге увеличится почти десятикратно.

В частности, за управление автомобилем водителем, лишенным водительских прав, вместо 1 тысячи рублей придется заплатить 2,5 тысячи рублей или остаться без прав на год. Такую же сумму вместо сегодняшних 700 рублей придется отдать и за управление автомобилем без водительского удостоверения, а также за передачу управления машиной лицу без прав.

Штрафы за нарушение скоростного режима повышаются в среднем в 5 раз. Водителей, превышающих скоростной режим более, чем на 60 км в час, ждет штраф в размере 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев (сейчас 300-500 рублей и 2-4 месяца).

Превышение скорости на 10-20 км/ч, ранее наказывавшееся предупреждением или символическим штрафом в размере 50 рублей, теперь обойдется правонарушителю в 300 рублей; превышение на 20-40 км/ч – в 500 рублей вместо ста; превышение на 40-60 км/ч – в 1000-1500 рублей либо лишение прав сроком от 2 до 4 месяцев.

Водители, проезжающие на красный сигнал светофора, рискуют остаться без прав на срок от 2 до 4 месяцев, отдав при этом 1,5 тысячи рублей. Санкция за проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора составит уже 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав сроком на полгода-год (в действующей редакции – 500 рублей либо лишение прав на 3-6 месяцев).

Лишатся прав сроком на 4-6 месяцев или должны будут заплатить штраф в 2-2,5 тысячи рублей водители, выехавшие на встречную полосу. Сейчас за это предусматривается лишение прав сроком на 2-4 месяца или штраф в размере 300-500 рублей. Штраф за довольно распространенное нарушение ПДД – выезд на занятый перекресток – вместо сегодняшних предупреждения или 50 рублей будет составлять все 500 (увеличивается в 10 раз), а штраф за езду по тротуарам увеличится в 40 раз – с 50 рублей до 2 тысяч рублей. При этом предусматривается возможность лишать такого правонарушителя прав сроком на 2-4 месяца. Пешеходы, конечно, порадуются, но вот владельцы внедорожников, стоящие в пробках, теперь вряд ли полезут на амбразуру.

Тем, кто стоит в пробке, вообще теперь придется несладко. Например, если водитель не уступит дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда автомобилям "скорой помощи", милиции и другому спецтранспорту, то такое нарушение обойдется опять же в 2-2,5 тысячи рублей или будет чревато лишением прав на 3-6 месяцев (сейчас – штраф 300-500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца).

Пристегиваться наши люди пока так и не научились, так может, хоть штраф в 300 рублей (вместо 50 рублей) теперь заставит быть внимательнее. Наконец-то вводится и штраф за пользование мобильным телефоном за рулем, что часто становится причиной аварии. За использование за рулем мобильного телефона, не оснащенного устройством hands-free, придется отдать 300 рублей – сейчас такого вида штрафа в КоАП не существует вообще.

Как ни странно, самое главное наши депутаты пока оставили без внимания. В частности, остается неизменной санкция за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения: лишение права управления транспортным средством на 1,5-2 года. Не поменяли депутаты и наказание за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения – оно остается равным лишению прав сроком на 1,5-2 года. А вот для водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и при этом ранее лишенных прав по какой-либо причине, предлагается установить штраф в размере 5000 рублей или административный арест сроком до пятнадцати суток. Сейчас в КоАПе отсутствует совокупная ответственность за данное правонарушение.

Таким образом, если сегодня средний штраф составляет 300 рублей, то в ближайшее время он трансформируется до 2,5 тысячи рублей. Некоторые эксперты склонны полагать, что увеличение штрафов лишь подстегнет коррупцию в органах ГИБДД. Однако большинство сходится во мнении, что ужесточение санкций за нарушение ПДД – просто необходимо, поскольку уровень аварийности сегодня можно считать катастрофическим.

“Увеличение штрафов за нарушение ПДД – это рациональное решение, – так считает адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антон Лелявский. – Давайте смотреть правде в глаза: водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Доходит просто до парадоксальных вещей: автовладельцы возмущаются, утверждая, что у них нет таких денег, тысячи рублей, для того чтобы оплатить штраф, и что это несправедливо. Выход очень прост: не нарушай правила, и не нужно будет платить!”

Порой бывают ситуации, когда инспектор ГАИ сам провоцирует водителя нарушить правила дорожного движения: например, встанет в каком-нибудь хитром месте и требует подъехать, а потом пытается за это оштрафовать. Но такие случаи, отмечает адвокат, носят единичные характер, и если подобное случилось, нужно идти в суд и оспаривать законность действий гаишника. По мнению А. Лелявского, новые штрафы действительно могут повлечь за собой рост коррупции, но в сложившейся системе взаимоотношений между сотрудниками ГИБДД и водителями виноваты не только гаишники. “У нас многие водители привыкли решать проблему на месте, эта культура вырабатывалась годами, но совсем не значит, что все гаишники идут у водителей на поводу. Пока будет жива культура “договариваться”, ГАИ будет брать взятки”.

Взяться за перевоспитание всех водителей сегодня – это дело неблагодарное. Но большие штрафы, по всей видимости, действительно смогут как-то повлиять на сознательность граждан. Адвокат делает акцент на том, что в случае, если закон в новом виде будет принят, это скажется и на эффективности работы судебных приставов, которые сегодня просто не имеют возможности бегать за каждым правонарушителем, чтобы вытрясти с него символические 50 рублей. Сами водители эти мелкие выплаты игнорируют, в результате – штрафы копятся и безнаказанно “сгорают”, а на дорогах в это время продолжает твориться беспредел.

Судебных приставов не так много, их не хватает даже на многомиллионные дела, не то что на каждого водителя, – комментирует А. Лелявский. – Конечно, чем больше будет сумма штрафа, тем эффективнее будет работа пристава. Кроме того, с каждого штрафа пристав берет исполнительный сбор в 7%. Семь процентов от 50 рублей и от 5 тысяч – ведь есть разница?” К слову, возможно, новые порядки все-таки заставят судебных приставов отказаться от идеи взимать штрафы и конфисковывать имущество прямо на дороге. Адвокат еще раз напомнил, что эта инициатива противозаконна.

Не раз говорилось о том, что озвученная проблема требует комплексного подхода. Каков будет следующий шаг наших законодателей в этом направлении, мы посмотрим. А результаты второго чтения узнаем уже совсем скоро…

Елена Костякова