branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автосалоны поменяют цены на иномарки

На прошлой неделе Дума приняла закон, запрещающий указывать цену в иностранной валюте. Перейдут ли автодилеры на рубли и как вообще этот закон отразится на автомобильном рынке страны?..
Автосалоны поменяют цены на иномарки
Автосалоны поменяют цены на иномарки
На прошлой неделе Госдума РФ приняла закон о запрете использования наименований иностранной валюты (в частности, слов “доллар” и “евро”) в сообщениях о стоимости товаров, услуг и коммерческих сделок. Что касается авторынка, это означает, что стоимость любой иномарки теперь должна быть заявлена исключительно в рублях или “условных единицах”.

Традиционно автодилеры указывали цену на автомобили иностранного производства в долларах, после, с введением новой валюты Евросоюза, появились евро. Со временем некоторые из иностранных представительств перешли на цены в рублях: доллар в России продолжает падать в цене, поэтому дилеры начали терпеть убытки. “По нашему мнению, сейчас для дилера выгоднее рубли, так как исключаются потери на курсовой разнице”, – прокомментировали ситуацию в “Ниссан Мотор РУС”. Компания устанавливает цены для дилеров в долларах США, оплата производится в рублях по курсу ЦБ. “Клиент покупает автомобили за рубли, так как это единственное законное средство платежа при розничных расчетах в РФ”, – отметили в компании.

Действительно, в законе “О защите прав потребителей” сказано, что информация о товарах (работах, услугах) обязательно должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг). Одновременно существовал и другой закон – ст. 317 Гражданского кодекса РФ, который оставлял возможность определения цены договора в сумме, эквивалентной иностранной или условной денежной единице. Правда, расчет все равно должен был производиться в рублях. Поскольку Гражданский кодекс имеет приоритет перед потребительским законодательством, многие коммерсанты, в том числе и автодилеры, остались верны иностранной валюте при расчетах с клиентами.

Вообще, валюта, в которой выставлена цена, продиктована географией автопроизводителей: “японцы” и “американцы” продаются в долларах, “европейцы” – в евро. Да и чисто психологически многомиллионные цены в рублях отпугивают покупателя, а долларовая шкала сразу дает представление о примерной стоимости машины. “Мы принимаем оплату за автомобили как в долларах, так и в рублях – по курсу ЦБ на день покупки. Клиент берет машину в той валюте, в какой у него накоплены сбережения. Иногда оплачивают часть суммы в рублях, часть – в долларах”, – рассказал один из крупнейших участников московской площадки.

Принятый законопроект, вносящий изменения в ряд законов, должен заставить автопродавцов отказаться от всяких “долларов” и “евро”. Теперь, чтобы, к примеру, сотруднику автосалона озвучить клиенту стоимость авто по телефону, нужно будет вместо “10 тысяч долларов”, сказать: “Двести шестьдесят тысяч сто девять рублей”.

Возможно, нововведение имеет свой резон: большинство регионов (где средняя зарплата равна 8-10 тысячам рублей) мыслить долларами просто не умеет – это прерогатива жителей крупных городов. Эксперты полагают, что новый закон принят в контексте национальной информационной политики для того, чтобы укрепить рубль в сознании людей. Власти считают, что параллельное хождение разных валют и незаконных платежных средств приводит к ослаблению национальной валюты.

Однако аналитики придерживаются мнения, что оттого, что депутаты запретили использовать слова “доллар” и “евро”, по большому счету ничего не изменится. Дилеры покупают машины по ценам, диктуемым производителями, и, разумеется, ценообразование в России происходит в контексте этих валют. После официальной отмены “доллара” и “евро”, вероятно, останется понятие “условной единицы”, которым и до сих пор все успешно пользуются.

Понятие “условная единица” появилось в Гражданском кодексе в 90-е годы, в период высокой инфляции. Планировалось, что со временем оно исчезнет; с тех пор экономика стабилизовалась, но “у.е.” по-прежнему можно встретить на ценниках. Продавцы продолжают пользоваться условными единицами, поскольку под ними можно закодировать конечную цену товара и уйти от налогов, если указать в договоре купли-продажи курс ниже того, по которому расплачивался покупатель.

Запрет на использование всем привычных “долларов” и “евро” может лишь в очередной раз подстегнуть дилеров к формированию собственных курсов валют. Сегодня любые курсы, по которым дилеры продают машины, и без того достаточно условны, а при существующем дефиците некритичны. “Одна компания продает машину за 10 тыс. долларов, а другая за 9 тысяч, которая в итоге оказывается дороже, – комментирует аналитик ИФК “Метрополь” Александр Жуков. – Многие дилеры практикуют собственный курс валют, у кого-то доллар равен 26 рублям, у других – 29. Поэтому после принятия закона вряд ли что-то радикально изменится, особенно если так называемая “условная единица” останется равной одному доллару”. Похожего мнения придерживаются и автодилеры. “Если “1 у.е.” будет равна $1, то никаких неудобств мы не испытаем. Это будет та же цена в долларах, закамуфлированная эвфемизмом “условная единица”, – говорят в компании Genser.

С другой стороны, если дилерский курс будет выше курса ЦБ хотя бы на рубль, то, учитывая стоимость машины, в итоге может набежать кругленькая сумма, которую дилер с удовольствием положит себе в карман. Существование самых разных курсов валют нередко может обернуться против покупателя, который часто ждет машину сроком год-полтора. Внося предоплату за автомобиль, нужно удостовериться, что дилер не имеет права менять курс у.е. в одностороннем порядке. Иначе, собравшись покупать машину за 20 тыс. долларов, придется отдать гораздо больше с учетом дешевеющего доллара. Надо помнить, что если дилер не заключает с покупателем дополнительного соглашения о смене курса у.е., то одностороннее изменение курса условной единицы незаконно.

Как именно власти будут контролировать соблюдение закона, непонятно. До недавнего времени, несмотря на существование действующего закона “О защите прав потребителей”, за ценниками никто толком не следил. Неясно, например, кто будет отслеживать “незаконные” ценники в автосалонах и автомобильных изданиях, а если не будут, то зачем тогда вносили поправки?

“Мысля принципиально, в случае, если цена на авто – не дай бог – указана в долларах, можно попробовать написать жалобу в Роспотребнадзор, – рассказывает адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Павел Попов. – В жалобе надо отписать, что, мол, такой-то автосалон нарушает мои права (право на получение достоверной информации о товаре или услуге)”. Роспотребнадзор обязан рассматривать жалобы граждан; в случае, если он выявляет нарушение, то на виновника налагается административный штраф (для юрлиц – от 400 до 500 МРОТ). Причем автосалон либо дилер имеет право обжаловать решение суда; если он этого не делает, вина автоматически подтверждается.

“По большому счету, вам все равно, в какой валюте указана цена на автомобиль – долларах, евро или рублях, – комментирует П. Попов. – Другое дело, если кто-то решил на процессе заработать. Денег за все это, конечно, не получишь, но человеку, может быть, нужны слава и пиар”.

Пока же ответить на вопрос, для кого придуман этот новый закон, невозможно. Ни продавцам, ни покупателям он удобств не принесет, потому что миллионные цены все равно все будут в уме переводить в доллары или евро, а понятие “условная единица” данный закон не отменяет. Поэтому покупателю просто придется внимательнее читать, чему в данном автосалоне равна российская национальная валюта – условная денежная единица.

Елена Костякова