branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Возвращение балльной системы штрафов незаконно

Новые поправки в КоАП, касающиеся ужесточения наказаний за нарушения ПДД, и особенно возвращение балльной системы штрафов, противоречат российскому законодательству, считают юристы...
Возвращение балльной системы штрафов не законно
Возвращение балльной системы штрафов не законно
На прошлой неделе группа парламентариев, в том числе, глава комитета Госдумы по государственному строительству Владимир Плигин, под нажимом со стороны руководства ГИБДД выступила с проектом поправок к действующему законодательству, предполагающим существенное усиление наказаний за серьезные нарушения правил дорожного движения. Особые корректировки претерпела ст.12 КоАП - законодатели предлагают ужесточить штрафы и повысить их за некоторые нарушения аж в 10 раз.

Однако одним из основных нововведений станет возврат к отмененной некогда балльной карательной системе, господствовавшей в 80-90-е гг., когда злостные нарушители, набрав 15 баллов, лишались права управления транспортными средствами.

Согласно новым мерам взыскания «систематическое нарушение водителями ПДД, то есть совершение ими нескольких (трех и более) нарушений, которые в сумме оцениваются десятью и более баллами, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок два года или административный арест на срок до 15 суток». При этом, восемь баллов можно получить за управление автомобилем в состоянии опьянения или без прав, по четыре балла — за превышение разрешенной скорости на 60 км/ч или выезд на встречную полосу. А проезд на красный свет или нарушение правил эксплуатации автомобиля обойдется в три штрафных балла.

Авторы поправок объясняют необходимость перетряски норм КоАП просто: новый законопроект должен способствовать уменьшению числа ДТП на дорогах, что в свою очередь приведет к уменьшению количества пострадавших.

Напомним, балльная система была отменена в 1997г., а в 2000г. Госдуме удалось принять достаточно либеральный вариант ст.12 КоАП, касающейся санкций за нарушения ПДД, вызвавшей нарекания со стороны ГИБДД. На сегодняшний день еще действуют либеральные нормы, в том числе: вводится запрет на принудительную блокировку транспортных средств, принудительное направление на инструментальный контроль, подтверждается отмена балльной системы штрафов, усиливается ответственность инспекторов за неправомерные действия в отношении автолюбителей.

С тех пор в ГИБДД не переставали возмущаться создавшейся ситуацией, а в 2004 году за возврат к балльной системы штрафов высказался начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов. Примечательно, что за годы «либерального подхода» к автовладельцам дорожная ситуация в целом изменилась незначительно. Если в 1996-2000гг. произошло около 800 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 145 тыс. человек, то в 2002-2005гг. 819 тыс. аварий унесли жизни 137 тыс. человек. При этом по прошлогодним данным, из основных причин аварий положительную динамику продемонстрировало лишь халатное отношение дорожных служб к своим обязанностям (+4,8% аварий по этой причине). Водители в нетрезвом состоянии попадали в ДТП уже на 9,3% случаев реже по сравнению с показателями 2004 года, на 11,4% уменьшилась статистика ДТП по причине неисправности машин.

Как заявил в беседе с Autonews.ru лидер Движения автомобилистов России (ДАР), депутат Виктор Похмелкин, возврат к балльной системе штрафов попросту противоречит основным законодательным актам, в том числе Конституции РФ. Авторы поправок ставят под сомнение презумпцию невиновности, поскольку вместо доказательства вины водителя в нарушении правил дорожного движения со стороны ГИБДД, сам водитель обязуется доказывать свою невиновность. Кроме того, КоАП запрещает наказывать за один проступок дважды, а именно это следует из законопроекта.

«По сути дела В.Плигин сотоварищи стали на сторону ГИБДД, предлагая расширить полномочия инспекторов последней и усиливая коррупцию на дорогах. С учетом того, что автомобильное сообщество научилось отстаивать свои интересы, мне кажется, что эти изменения не пройдут», — считает В.Похмелкин, добавляя, что сегодня одним из серьезнейших коррупционных рычагов является система протоколирования нарушений, когда нежелающий тратить время на бюрократические проволочки время, но признающий при этом свою вину водитель готов искупить ее на месте.

Сергей Калашников