branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

ОСАГО разорит 90% страховщиков

Страховщики пытаются внести поправки в закон ОСАГО, чтобы избежать разорения. Но власти, похоже, не пойдут на уступки
ОСАГО разорит 90% страховщиков
90% страховых компаний, продающих полисы ОСАГО сейчас, могут разориться в ближайшем будущем. По скромным прогнозам, при сохранении текущих ставок по ОСАГО из 160 компаний на рынке "автогражданки" останется лишь около 15. Чтобы избежать краха, в Госдуму было внесено предложение защитить страховщиков и одновременно увеличить лимиты ответственности.

Впервые полемика вокруг закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО) развернулась еще весной 2003 года, когда Минфин и кабинет министров долго не могли согласовать его ставки. В итоге тарифы были утверждены лишь незадолго до вступления закона в силу, а установленная на отметке 1980 рублей базовая ставка вызвала возмущение у автолюбителей — добровольная страховка обходилась в Москве дешевле обязательной. Тем более, что за первый год ОСАГО страховщики собрали 48,4 млрд. рублей премий, возместив при этом ущерб лишь на 8,7 млрд. рублей.

Однако вскоре общие размеры выплат по ОСАГО стали критическими для страховых компаний: каждый квартал совокупный объем выплат по страховым случаям составляет порядка 6 млрд. рублей. Все увеличивающиеся убытки ставят на грань разорения мелкие и средние страховые компании. Так, в марте была отозвана лицензия у СК "Авест-Классик", входившей в "top 30" на рынке ОСАГО (страховые премии – свыше 100 млн руб. за 9 месяцев 2004 года).

Рынок ОСАГО изначально предполагает маленькую маржу и ограниченное количество игроков, поскольку успех на нем предопределен лишь для компаний с большими портфелями. Эксперты прогнозируют в ближайшие 2-3 года сохранение позиций лишь у 30 страховщиков. По словам же руководителя Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Ильи Ломакина-Румянцева, сохранение еще в течение четырех лет нынешних размеров тарифов на "автогражданку" может поставить на грань банкротства 90% страховщиков из 160 компаний, работающих сегодня на рынке ОСАГО.

Чтобы не создавать панику на рынке, в Российском союзе автостраховщиков решили создать резервныйфонд (сегодня — около 600 млн. рублей), на который и ляжет ответственность обанкротившихся компаний. Другой фонд в размере 1,2 млрд рублей пойдет на выплаты пострадавшим в ДТП, виновник которого скрылся или не был застрахован. Лидеры рынка считают, что этих средств достаточно для обеспечения ответственности обанкротившихся компаний до тех пор, пока речь идет о возмещении ущерба жизни. Ведь основные их выплаты сейчас приходятся по "железу".

Для спасения страховщиков ряд депутатов Госдумы предложил повысить тарифы на ОСАГО в среднем на 20%, введя при этом безлимитную ответственность по имущественному ущербу и увеличив лимит ответственности по ущербу жизни и здоровью до 400 тыс. руб. По мнению председателя Движения автомобилистов России (ДАР) депутата Госдумы Виктора Похмелкина, в прогнозах по поводу своего будущего на рынке страховщики явно лукавят. "Из всей суммы страховых премий, собранных страховщиками, 80% должно идти на выплаты. По состоянию же на конец прошлого года на эти цели было потрачено лишь 18%. Поэтому понятно, что страховщики пока явно не в убытке", — отметил депутат в интервью Autonews.

Вопрос об "автогражданке" правительство рассмотрит на заседании в начале июня. По мнению большинства опрошенных Autonews экспертов, сносившее до сих пор шквал обвинений в несправедливости закона об ОСАГО правительство вряд ли станет поднимать тарифы, оставив их на прежнем уровне. Тем более, что крупные страховщики, похоже, заинтересованы в консолидации рынка. Например, замгендиректора страховой компании "Ресо-Гарантия" Игорь Иванов считает постепенный уход с рынка мелких игроков закономерным процессом. Так что в ближайшее время судьбу "Авеста" могут разделить десятки страховых компаний.

Впрочем, "автогражданка" создавалась для защиты потерпевших, а не мелких страховщиков. Причем, поскольку этот вид страхования носит обязательный характер, то ни для рынка, ни для автовладельцев количество игроков на нем не имеет никакого значения. А автовладельцев заботит не конкуренция на рынке, а качество сервиса и исполнение страховых случаев.