branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Toyota завоюет весь мир

Японцам опять помогли американцы. Имперские амбиции Toyota к мировому господству на автомобильном рынке как никогда близки к исполнению…
Toyota завоюет весь мир
Toyota завоюет весь мир
Японский концерн Toyota долгое время вынашивал планы по установлению мирового господства на автомобильном рынке. Планомерно концерн наращивал производство , выводил новые модели, удивлял конкурентов маркетинговыми акциями и радовал публику непревзойденным качеством.

В течение последних семидесяти лет крупнейшим автомобилестроителем в мире был американский концерн General Motors. Имея большие достаточные финансовые ресурсы, он скупал заводы по всему миру, а большая часть американцев всегда отдавала предпочтение автомобилям именно этого концерна. Однако несколько финансовых проколов, убытки в Европе и потери от отзывов заставили General Motors прибегнуть к непопулярным мерам - реструктуризации деятельности с целью сокращения расходов. Недавно устами исполнительного директора Рика Вагонера концерн объявил, что к 2008 году в Канаде и США будут закрыты 8 заводов концерна, а еще на 4 сокращены смены. Таким образом, эти страны не досчитаются 1 миллиона произведенных автомобилей в год, а мощности концерна сократятся до 4,2 млн. машин (GM уже сократила производство на 1 млн. с 2002 по 2005 гг.). В связи с закрытием заводов будут уволены 30 000 работников, т. е. общий штат GM, который составляет сейчас 325 000 сотрудников, сократится на 9,2%. С помощью таких мер уже к концу 2006 г. компания планирует сэкономить 7 млрд долларов. Если в прошлом году крупнейший мировой автопроизводитель выпустил 9,1 млн. машин, получив при этом 3,7 млрд. чистой прибыли, то первые 9 месяцев текущего года GM окончила с 3-миллиардными убытками. При этом доля концерна на родном американском рынке сократилась до 26,2% против трети десятилетней давности.

Концерну Toyota неудачи американских конкурентов только на руку. Осторожные в инвестициях и расчетливые японцы избежали потерь от автомобильной глобализации, а выгодный курс японской иены только повышает конкурентоспособность продукции концерна. При этом в Toyota не забывают о том, что Северная Америка – крупнейший автомобильный рынок. По данным маркетинговой компании J. D. Power and Associates, только за первые две недели ноября доля Toyota на рынке США выросла до 17,9% против 15,4% за тот же период 2004 г. Японская компания обогнала по продажам Ford, доля которого снизилась на 30% и почти догнала GM, доля рынка которой снизилась до 18,8%. Toyota уже имеет несколько заводов в США и в Канаде и готовится к строительству еще одного - по производству двигателей и коробок передач.

Амбициям японцев на следующий год благоволит и начало производства пикапов в Сан-Антонио (штат Техас), которое прибавит к годовым продажам 200 000 автомобилей. Кроме того, к 2008 году на подходе 100 000 внедорожников RAV4, которые будут собираться в Канаде. Наконец, японцы планируют выпускать автомобили под собственными брэндами на сборочном заводе производителя Subaru — компании Fuji Heavy Industries. По данным газеты Asahi, не ссылающейся, впрочем, на источники, Toyota обратилась к руководству Fuji Heavy Industries с просьбой организовать сборку своих автомобилей на заводе принадлежащей Fuji марки Subaru в Индиане. Ранее сообщалось, что ими могут стать гибридные машины марки. Сейчас на этом заводе собирается около 120 000 Subaru в год.

Напомним, Fuji объявила о своем партнерстве с Toyota в октябре после окончания пятилетней связи с GM, продавшей 20% своей доли в японской компании. При этом Toyota приобрела 8,7% акций Fuji за 315 млн. долларов, став, таким образом, крупнейшим акционером.

Помешать Toyota вскарабкаться на «автомобильный олимп» может только значительное укрепление позиций General Motors в Азии. «Дело в том, что сейчас GM не отражает в своей отчетности автомобили, произведенные на ее предприятиях в Южной Корее и Китае, а в 2006г. она собирается это делать», — говорит аналитик CNW Research Арт Спинелла. Самым ярким пятном в палитре финансовой деятельности американцев стал, пожалуй, Китай, где продажи GM за первые 9 месяцев увеличились на 27,8% до 472 468 автомобилей. Характерно, что этот рост подпитывался в основном за счет деятельности совместного предприятия GM, шанхайской корпорации SAIC и Wuling Automotive. Как бы там ни было, тенденция налицо: в то время как американские концерны озадачены экономией, азиатские (в первую очередь, японские Toyota, Nissan и Honda) производители наступают на пятки своим соперникам.

Оправляется от краха даже скандально известная Mitsubishi Motors. При сохранении нынешней динамики на рынке уже через несколько лет верхние строчки в глобальных продажах займут автомобили с Востока. А это означает, что в скором будущем на глобальном автомобильном рынке возможен новый «передел» - неповоротливые автогиганты с негибкой политикой будут стараться избавляться от активов, а быстрорастущие – приобретать их.

Артур Саруханов