Autonews
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Автопром стал худшей отраслью промышленности в России. В чем причины

Центр стратегических разработок назвал показатели автопрома худшими в отрасли
Российский автопром переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис, подчеркнули аналитики ЦСР
Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Автопром оказался худшей промышленной отраслью России по итогам января—октября 2025 года, говорится в аналитическом обзоре Центра стратегических разработок (ЦСР).

Эксперты заявили, что отрасль переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис, который «может стать опережающим индикатором общеэкономических проблем».

ЦСР со ссылкой на данные Росстата отмечает, что производство автомобилей сократилось на 22,2% в годовом выражении, при этом в октябре спад достиг 38,4%, что является «наихудшим результатом среди всех промышленных отраслей».

Аналитики отметили, что сегмент легковых автомобилей находится под давлением высоких ставок, ограничивающих автокредитование, и отличается слабой конкурентоспособностью с импортными автомобилями.

«Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6% за десять месяцев 2025 года, а продажи упали на 17,8% за 11 месяцев. Продажи Lada, занимающей 25% рынка, сократились на четверть. Объем выдачи автокредитов упал на 28,5% в годовом выражении из-за продолжительного нахождения ключевой ставки на уровне 21%», — говорится в сообщении ЦСР.

Аналитики также отметили, что падение отражается на грузовом сегменте, а также отрасли спецтехники. На первом сказываются «очевидные признаки «переохлаждения» деловой активности», добавили эксперты.

Фото: Mulevich / Shutterstock / FOTODOM Рынок 5 декабря Автопром намерены избавить от опасных сенсоров. Названы причины и сроки
Фото: Volkswagen Рынок 28 ноября Автопром готовится к мощному кризису. Причина — дефицит полупроводников

ЦСР также подчеркивает, что в данный момент «протекционистские» меры не решают проблему. Речь идет, в частности, о новых требованиях к локализации такси.

«Новые требования к локализации автомобилей такси, вступающие в большинстве регионов в силу с 1 марта 2026 года, могут привести к массовому сокращению игроков в отрасли такси, удорожанию себестоимости перевозок и тарифов для пассажиров. При этом спрос, вероятно, будет направлен на китайские авто, которые при сопоставимой цене предлагают более высокий уровень оснащения», — пояснили аналитики.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Кроме того, авторы исследования отмечают «парадоксальность» ситуации, ведь для качественного рывка отрасли необходимы масштабные инвестиции в технологии, но высокие процентные ставки и низкая рентабельность делают их экономически нецелесообразными.

«Кризис автопрома создает риски не только для занятости в городах, ориентированных на автопром (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород), но и для тысяч смежных предприятий, что может привести к росту нагрузки на бюджеты всех уровней», — отметили в ЦСР.

Эксперты также добавили, что без синхронного смягчения денежно-кредитных условий и выработки точечных мер господдержки российский автопром рискует надолго остаться в ловушке структурного спада.

«Его роль может необратимо сократиться до уровня технологически отсталой и зависимой от импорта сборки», — резюмировали в ЦСР.

В 2025 году сразу несколько российских автозаводов переходили на сокращенную рабочую неделю. Все началось с того, что ГАЗ и КАМАЗ в августе текущего года перешли на четырехдневку.

АвтоВАЗ на четырехдневную рабочую неделю перешел в конце сентября 2025 года. Изначально предполагалось, что такой режим на предприятии будет действовать полгода, однако на пятидневку автозавод решил вернуться с 1 января 2026 года.