Что такое ADAS
ADAS (Advanced Driver-Assistance System) — это комплекс умных систем безопасности, призванных предотвратить ДТП и одновременно снизить нагрузку на водителя. Для этого часть таких систем имеет возможность вмешаться в управление автомобилем.
Точкой отсчета в истории ADAS принято считать 1971 год, когда в Инженерном центре FIAT была создана система Antiskid, теперь хорошо известная под названием ABS, которое ввела в обиход компания Bosch, купившая соответствующий патент. Следующий важный шаг в формировании ADAS был сделан в 1992 году, когда на модели Mitsubishi Debonair для японского рынка появилась использующая лидар (лазерный дальномер) первая система оповещения водителя об угрозе столкновения. Такая же технология послужила основой для адаптивного круиз-контроля, дебютировавшего в 1997 году на Toyota Celsior. В XXI веке спектр функций систем, образующих ADAS, существенно расширился. Сегодня этот комплекс можно рассматривать как переходную ступень в процессе разработки полноценного автопилота.
По степени сложности различают следующие виды систем из состава ADAS:
- предупреждающие. Такие системы не вмешиваются в процесс управления, а лишь предупреждают водителя о потенциально опасной ситуации на дороге с помощью звуковых сигналов и световых индикаторов;
- адаптивные. Эти системы корректируют свои действия, автоматически подстраиваясь под меняющуюся дорожную ситуацию. Яркий пример устройства такого рода — адаптивный круиз-контроль, изменяющий выбранную водителем скорость в зависимости от расстояния до впереди идущего транспорта, а в наиболее продвинутых версиях — и от крутизны поворота;
- автоматизированные. К этому разряду относятся системы, которые в определенных случаях вмешиваются в процесс управления автомобилем. Так, при возникновении критической ситуации срабатывает система автоматического экстренного торможения (АЕВ). Другой пример — ассистент, выполняющий руление при заезде на место парковки.
Компоненты ADAS
Системы из состава ADAS действуют на основе информации, получаемой от:
- датчиков. Так, у всех на слуху ультразвуковые датчики парковки, так называемый парктроник. В свою очередь, с помощью акселерометров оценивается курсовая устойчивость автомобиля;
- радаров. Эти устройства позволяют определить присутствие преграды в слепой зоне или расстояние до нее;
- лидаров. Выполняют те же функции, что и радары, но используют не радиоволны, а лазерный луч. В хороших погодных условиях такие устройства точнее, но они и существенно дороже;
- камер. Установленные за лобовым стеклом стереокамеры (например, на ряде моделей Subaru) позволяют оценить расстояние до преграды, но в условиях плохой видимости такие системы менее эффективны, чем радары или лидары. Помимо этого, камеры являются частью систем кругового обзора, позволяют реализовать функцию упреждающей подстройки активной подвески, а также адаптивного дальнего света для предотвращения ослепления водителей попутного и встречного транспорта.
На основе данных, полученных с помощью вышеперечисленных устройств, электронные блоки соответствующих систем из состава ADAS при необходимости отдают команды на срабатывание тормозных механизмов, коррекцию траектории, ограничение мощности двигателя, изменение режима работы фар и настроек адаптивной подвески.
Функции ADAS
Системы, образующие ADAS, сегодня могут выполнять следующие функции:
- автоматическое торможение, в том числе для предотвращения наезда на пешеходов, велосипедистов. Не во всех сценариях такие системы одинаково эффективны;
- регулировка скорости в зависимости от расстояния до преграды при активированном адаптивном круиз-контроле;
- удержание полосы. Система работает корректно, если дорожная разметка хорошо читается;
- выявление помех в «слепых» зонах;
- руление при заезде на место для парковки;
- распознавание дорожных знаков;
- упреждающая подстройка адаптивной подвески при проезде неровностей дорожного покрытия.