branding imagebranding image
Autonews
Японские автомобили Сергей Иванов
Подписаться на Telegram-канал

Японские автомобили: история, подборка лучших с фото и характеристиками

Названы самые популярные японские автомобильные марки в России
Несмотря на уход автопроизводителей, японские автомобили остаются популярными в России. В 2023 году продано несколько десятков тысяч машин из Японии. Рассказываем, какие стали самыми популярными
Фото: Mazda
Фото: Mazda

Японские автомобильные бренды прекратили официальные поставки машин в Россию, а сама Япония ввела запрет на поставки в страну автомобилей с моторами объемом более 1,9 литра, гибридов и электрокаров. Несмотря на это, благодаря параллельному импорту машины японских марок продолжают поступать к российским клиентам. Рассказываем, почему они так популярны и какие марки наиболее успешны.

История японских автомобилей

Автомобильная промышленность в Японии зародилась на рубеже 19-20 веков как прямое следствие революции Мейдзи — серии реформ, превративших страну из аграрной в индустриально-развитую. Однако в первые десятилетия выпуск именно автомобилей японских брендов осуществлялся очень небольшими партиями, а доминировали на дорогах Японии иномарки. Хотя история большинства знаменитых японских автоконцернов уходит в начало 20-го века, настоящий успех в сфере автомобилестроения к ним пришел уже в послевоенные годы.

Когда американцы в 1945 году оккупировали Японию, перед ними встала задача восстановления разрушенной экономики. По легенде, была принята концепция развития именно автомобильной промышленности, так как «японские автомобили никогда не сравнятся с американскими по качеству и не смогут составить им конкуренцию». К тому же армия США нуждалась в недорогих внедорожниках и грузовиках в регионе, где присутствовало сразу три потенциальных противника: СССР, а также коммунистические Северная Корея и Китай.

Chery Tiggo 8 Китай 29 января 6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности
Toyota RAV4 пятого поколения (2019 г.) Кроссоверы 7 сентября 2023 Toyota RAV4 признали самой ненадежной моделью японской марки

Не секрет, что такие легендарные автомобили, как Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol появились именно из-за заказов со стороны американской армии на создание машин, которые были бы аналогичны проверенным армейским внедорожникам, известным как Jeep.

Другой особенностью японского автомобилестроения была тотальная нехватка ресурсов с одной стороны и низкая покупательная способность послевоенного населения с другой. Это привело к появлению целого класса машин, известных сейчас как Kei Car — сверхкомпактных, экономичных и дешевых.

Наконец, важным фактором для развития японской автомобильной промышленности стало наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы. Впоследствии к этому прибавилась высокая мотивация и дисциплинированность японских рабочих, которые были готовы трудиться на благо своих компаний. В то время как их коллеги на американских автомобильных заводах постоянно устраивали забастовки.

В итоге уже к 1980-м Япония обогнала США и вышла на первое место в мире по производству автомобилей. 80-е и начало 90-х считаются пиком расцвета японского автомобилестроения. Череда экономических кризисов привела к тому, что японский автопром столкнулся с нехваткой финансирования и инвестиций в разработку новых технологий и моделей. Это не сказалось на качестве и надежности японского автомобилей, но замедлило их развитие. В итоге в 2009 году Япония уступила Китаю звание крупнейшего автопроизводителя в мире, а в 2023 году Китай обогнал Японию и по размеру экспорта машин.

Тем не менее именно в 2023 году крупнейший японский автоконцерн Toyota стал первым в мире производителем автомобилей, чьи мировые продажи за один год превысили 11 млн штук.

Какие японские автомобили популярны в России

В начале 2023 года в салонах японских брендов в России еще оставались новые автомобили 2022 года выпуска, ввезенные официально. Постепенно налаживался и параллельный импорт, в первую очередь из Китая, а также арабских стран. Восемь автомобильных марок продали более тысячи новых машин в России.

1. Toyota

Toyota Vios
Toyota Vios (Фото: dongchedi.com)

  • Продано в 2023 году в России: 22 824 автомобиля.
  • Самая доступная модель: Vios от 1,8 млн руб.
  • Дочерние бренды: Lexus, Daihatsu, Hino.

Концерн Toyota является крупнейшим автопроизводителем в Японии и в мире. Он выпускает широчайшую гамму автомобилей. В Россию сейчас везут в первую очередь бюджетные седаны Vios из Китая, а также оттуда седан бизнес-класса Camry и кроссоверы RAV4.

Из Объединенных Арабских Эмиратов поступают легендарные внедорожники Toyota Land Cruiser 300, которые продолжают пользоваться спросом несмотря на то, что их цена перевалила за 15 млн руб. Ближе ко второй половине года продавцы обещают привезти новые Land Cruiser Prado, очередное поколение которых дебютировало летом 2023 года, но пока нигде в мире не поступило в продажу.

2. Mitsubishi

Mitsubishi Xpander
Mitsubishi Xpander (Фото: Mitsubishi)

  • Продано в 2023 году в России: 8 169 автомобилей.
  • Самая доступная модель: Xpander от 2,8 млн руб.
  • Дочерние бренды: нет.

Марка Mitsubishi вошла в историю мирового автопрома, первой массово применив технологию непосредственного впрыска топлива в бензиновые двигатели. Также прогрессивным решением стала система полного привода, совмещающая три дифференциала, возможность отключения передней оси и блокировки центрального и заднего дифференциалов.

В России доля Mitsubishi на рынке традиционно была выше, чем в других странах, что связано с ориентацией бренда именно на внедорожники и кроссоверы. Параллельный импорт принес новую модель Xpander — компактный кроссовер, который изначально создавался для азиатских стран. Кроме того, после 2022 года до российских дилеров доехали и кроссоверы Outlander нового поколения.

3. Mazda

Mazda CX-4
Mazda CX-4 (Фото: dongchedi.com)

  • Продано в 2023 году в России: 6 099 автомобиля.
  • Самая доступная модель: CX-4 от 3,1 млн руб.
  • Дочерние бренды: Xedos, Eunos.

Компания Mazda является символом жизненной силы японского автопрома, так как ее штаб-квартира и основные производственные мощности находятся в Хиросиме, в регионе, пострадавшем от бомбардировки атомной бомбой. Трудолюбивые японцы смогли восстановить там производство автомобилей и добиться успеха. Другим важным достижением Mazda является продолжение работ над роторно-поршневыми двигателями. Сейчас кроме Mazda такие моторы не выпускает никто.

До начала 2022 года у Mazda было собственное производство во Владивостоке. Теперь официальные поставки не осуществляются, зато из Китая приходят модели, которых раньше на рынке не было. В частности, это кроссовер CX-4, который уже заслужил определенную популярность в России.

4. Lexus

Lexus ES
Lexus ES (Фото: Lexus)

  • Продано в 2023 году в России: 4 948 автомобиля.
  • Самая доступная модель: ES от 7,35 млн руб.
  • Дочерние бренды: нет.

Вопреки распространенному заблуждению Lexus не стал первым японским автомобильным премиум-брендом: его опередила Acura. Однако именно Lexus стал самой успешной японской автомобильной премиальной маркой, в том числе в России и в том числе после официального прекращения поставок.

Более того, с весны 2022 года до России доехали сразу три новые модели Lexus, которые никогда официально не продавали. Речь идет о новом поколении популярного кроссовера RX, о совершенно новом большом кроссовере TX и о премиальном минивэне LM, который представляет из себя премиальную версию модели Toyota Alphard.

5. Nissan

Nissan Qashqai
Nissan Qashqai (Фото: Nissan)

  • Продано в 2023 году в России: 1 886 автомобиля.
  • Самая доступная модель: Qashqai от 2,54 млн руб.
  • Дочерние бренды: Infiniti, Datsun.

Бренд Nissan является одним из старейших в Японии. В конце 1990-х он пережил кризис, спастись от которого помогло создание альянса с Renault. Именно вместе с французскими партнерами Nissan развивал бизнес в России, построил завод в Санкт-Петербурге и стал совладельцем АвтоВАЗа.

В 2022 году компания Nissan ушла из России. Завод в Петербурге перешел под контроль АвтоВАЗа, который также взял на себя обязательства по обслуживанию клиентов Nissan. Там в том числе будут выпускать модели XСITE.

Продажи автомобилей Nissan в России продолжаются, причем появляются и новые модели. В частности, в конце 2023 года в Россию завезли партию кроссоверов X-Trail нового поколения, которые сейчас полностью распроданы, но возможен ввоз следующей партии.

6. Suzuki

Suzuki Ciaz
Suzuki Ciaz (Фото: Suzuki)

  • Продано в 2023 году в России: 1 822 автомобиля.
  • Самая доступная модель: Ciaz от 1,97 млн руб.
  • Дочерние бренды: нет.

Японская марка Suzuki знаменита во всем мире умением создавать одни из лучших компактных автомобилей, которые всегда выделяются удивительно низким весом без ущерба надежности и безопасности. До 2022 года Suzuki не могла похвастаться большими продажами в России, но после официального прекращения поставок именно машины этой марки оказались востребованы в параллельном импорте.

Секрет в том, что Suzuki традиционно специализируется именно на доступных автомобилях, которых более всего не хватает российским покупателям. И с 2023 года в Россию начали везти автомобили из ОАЭ, которые компанией выпускаются для развивающихся стран и не предназначались для России изначально. Их стоимость при этом порой оказывается близка к 2 млн руб., что немногим превосходит стоимость Lada Vesta.

7. Subaru

Subaru Forester
Subaru Forester (Фото: Subaru)

  • Продано в 2023 году в России: 1 790 автомобиля.
  • Самая доступная модель: Forester от 4,8 млн руб.
  • Дочерние бренды: нет.

Марка Subaru всегда стояла особняком среди японских автопроизводителей. Ее автомобили отличались сложными и дорогостоящими техническими решениями, но при этом далеким от премиальности оформлением интерьеров. Оппозитные моторы, которые сейчас на автомобили кроме Subaru ставит только Porsche, настоящий полный привод, и при этом качество отделки салона на уровне в лучшем случае Toyota или Nissan.

Тем не менее в России у Subaru есть большое число поклонников, а продажи в 2023 году хотя и были небольшими, но и штучными их не назовешь. Часть проданных машин остались из запасов 2022 года, но многие были ввезены уже по параллельному импорту.

8. Honda

Honda Fit Crosstar
Honda Fit Crosstar (Фото: Honda)

  • Продано в 2023 году в России: 1 348 автомобилей.
  • Самая доступная модель: Fit Crosstar от 3,13 млн руб.
  • Дочерние бренды: Acura.

Марка Honda является одной из самых молодых в Японии. Концерн был основан уже после Второй мировой войны и изначально специализировался на выпуске мотоциклетной техники. Собственно, до сих пор Honda остается крупнейшим производителем мотоциклов в мире, сохраняя большой отрыв от ближайших конкурентов.

Выпуск автомобилей компания начала только в 1960-е, причем изначально это были весьма необычные машины. Быстрые и спортивные, но при этом экономичные, мощные, но надежные, компактные, но просторные. Официально Honda ушла из России в конце 2022 года, причем об этом решении было объявлено еще в 2020 году. Но сотрудники бывшего представительства марки продолжают возить машины с китайского рынка и даже предоставлять на них гарантию, которую называют официальной. Сейчас можно купить самые ходовые модели, включая кроссоверы CR-V, хэтчбеки Civic и седаны Accord.

Что нужно знать при выборе японского автомобиля

Машины японских марок справедливо считаются одними из лучших в мире. Их традиционным преимуществом является высокая надежность, экономичность и богатое оснащение. Также японские бренды первыми стали массово выпускать бюджетные модели с автоматическими коробками передач, в то время как в других странах эта опция оставалась прерогативой больших и мощных машин.

Из недостатков можно выделить относительно слабую окраску кузовов, которая особенно заметна на моделях, предназначенных для жарких стран с сухим климатом, — такие модели в Россию попадают из ОАЭ. Кроме того, до 2022 года в сравнении с европейскими аналогами обслуживание и расходные детали для японских машин стоили дороже.

6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности

Toyota приостановила поставки 10 моделей из-за проблем с двигателями

Япония до конца года усложнит возможности по ввозу автомобилей в Россию

Япония может запретить продажу машин на ДВС к 2035 году