На ошибочные штрафы с дорожных камер за использование телефонов за рулем пожаловались автомобилисты. Дело в том, что нейросеть пока не научилась отличать леворульные автомобили от праворульных. И штрафы за водителя приходят пассажирам, которые сидят слева рядом с водителем.
На одно из таких постановлений пожаловался автомобилист на тюнингованном Mitsubishi Galant с правым рулем. Водитель получил постановление согласно КоАП 12.36.1 за разговор во время движения по телефону — 1,5 тыс. руб. Только говорил в этот момент по телефону пассажир.
Штраф пришел водителю в Москве с камеры, расположенной на внутренней стороне МКАД в районе улицы Вилиса Лациса. Это одно из 362 устройств, которые работают в столице по таким видам нарушений. Из них 37 установлены на МКАДе.
Камеры умеют не все
Как рассказали эксперты, такой штраф оспорить будет нетрудно. Однако предупредили: чтобы научить нейросеть отличать левый руль от правого понадобится время.
Как объяснил в беседе с Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов, пока такие виды фиксаций только начинают свою работу. По его словам, даже в идеальных условиях устройства могут ошибаться — например, из-за неудачного солнечного блика перед объективом. В случае же с праворульными автомобилями ситуация еще сложнее. По оценке эксперта, в столице 97% автомобилей с левым рулем и отличать от него правый нейросеть пока не обучали.
«У нас есть некая заготовка, шаблон для нейросети, в 97% случаев мы можем быть уверены, что информация от камеры будет достоверной. Над остальными нюансами придется поработать. Нейросети нужно будет «скормить» огромный объем материалов и изображений с праворульными автомобилями. Особенно это важно в регионах, куда также приходят такие виды фиксаций: с телефоном, с непристегнутым ремнем безопасности. Например, в городе Биробиджан всего 63% леворульных», — рассказал Кусов.
Как отдельно отметил эксперт, такая же задача стоит и в случае с непристегнутым ремнем: хотя в автомобиле все должны им пользоваться, пока такая фиксация с помощью камер не предусмотрена. Поэтому штраф за пассажира на месте водителя будет считаться ошибочным.
«Правый руль — это новая характеристика для обучения нейросети. Для этого нужно посадить эксперта и примерно полгода загружать в систему пул разнообразных изображений. Ведь и модели, и посадка, и рули отличаются: у кого-то баранка чуть ли не лицо закрывает, а у кого-то вообще ее не видно. Поэтому полученное изображение вообще не должно вызывать никаких вопросов у экспертов», — рассказал Кусов.
Правильный угол
При оценке фотографии с постановления Кусов отметил его хорошее качество и признал, что ответственность за промах в таком случае лежит на оформившем его должностном лице. При этом он указал, что угол «атаки» камеры не самый подходящий для фиксации телефона или ремня.
«В приведенном примере угол атаки показывает, что камера установлена не в самой лучшей позиции. Для распознавания таких нарушений он должна находиться под углом 90 градусов, чтобы буквально заглядывать в салон. Для них нужны специальные длинные консоли, устройства должны смотреть вниз, а не под углом — тогда нам будет очень хорошо виден руль, что упростит просмотр материалов. Возможно, их очень спешили установить», — объяснил Кусов.
По словам эксперта, если камера сделает снимок под таким углом в снегопад или ливень, то будет сложно понять, что машина праворульная.
Он также предупредил: новые виды автоматической фиксации обязательно нужно перепроверять вручную: ремень, фары, телефон, в будущем — наличие мотошлема и так далее. «Инспектор ГИБДД в таких случаях должен внимательно смотреть на картинку, прежде чем подписывать постановление», — отметил Кусов.
В свою очередь эксперт по фото-видеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru высказал мнение, что камеры в ближайшее время вряд ли научатся различать левый и правый руль. Исключить ошибки при рассмотрении фотоматериалов, по его оценке, помогло бы подтягивание данных из базы регистраций в ГИБДД при оформлении постановления.
«По госномеру определяется транспортное средство, а по базе проверяется, где у него руль. Соответственно при фиксации телефона слева и правом руле материал выбраковывается. При этом даже если при регистрации автомобиля в ГИБДД не добавляли специальных меток, то по модели автомобиля во многих случаях можно установить, праворульная она или нет. Стоит только вопрос желания ответственных органов ввести этот признак в базу», — считает Шухман.
В свою очередь Кусов с таким предложением согласился. При этом он подчеркнул, что разработчики камер таких решений не принимают.
«Если бы журнал регистраций ГИБДД напрямую проходил через эту базу и там бы была отметка о том, какой это автомобиль, то задачу по отсмотру материалов теоретически можно было бы упростить, — рассуждает Кусов. — Можно было бы даже обойтись без нейросети. Просто бы загоралась красным отметка о том, что эта фиксация требует перепроверки. Но это уже не к нам вопрос. Я могу рассуждать только со стороны производителей».
По мнению всех опрошенных экспертов, оспорить такой штраф у водителя не составит труда. Как рассказал юрист Дмитрий Дугин, автомобилист в таком случае может направить в ГИБДД любые данные о своей машине, которые подтверждают, что автомобиль праворульный.
«Это может быть выписка из каталога, данные, которые подтягиваются по VIN-номеру, да и в целом, любой человек даже по фотографии поймет, что машина праворульная. Видимо, на это постановление при оформлении просто не смотрели», — предположил юрист.
Autonews.ru направил запрос в Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) — ведомство фиксирует материалы и отправляет на осмотр в ГИБДД Москвы для оформления штрафов или для отбраковки. Там сообщили, что штраф отменен.
Напомним, что, по словам представителей ЦОДД, автомобилисты получат «письма счастья» за такие нарушения только в том случае, если автомобиль находится в движении.
«Система определяет нарушение по характерным признакам. Один из таких обязательных параметров — это движение», — уточнил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов. Поэтому если автомобиль стоит на светофоре или в глухой пробке, то штраф не придет. Но стоит тронуться — телефон нужно отложить.