Autonews
Статьи Алина Распопова

«Средние пальцы вижу регулярно». Водители «скорых» — об автомобилистах

Почему автомобилисты не пропускают «скорые», почему на них часто работает мигалка без сирены, когда приходится жать тревожную кнопку и кто чаще виноват в ДТП - об этом Autonews.ru рассказали водители спецтранспорта
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Водители автомобилей скорой помощи работают сутки через двое. Чтобы получить право сесть за руль «скорой» нужно оформить профессиональные водительские права минимум двух категорий и накатать пять лет стажа в городских условиях. Некоторые работают за рулем «скорой» всю жизнь, а кто-то еще и успевает совмещать.

Водители из Санкт-Петербурга, с которыми пообщался Autonews.ru, оказались совершенно разными: крепкие крупные парни со шрамами на лице, некоторые напоминают профессоров из американских сериалов, а есть и совсем обычные пенсионеры. К своей работе относятся без пафоса, критикуют подход к оформлению ДТП, заставленные машинами дворы и автомобилистов, которые до последнего не уступают им дорогу.

Фото: autonews.ru

Почему водители мешают «скорым» и как себя вести

«Некоторые водители упертые и просто не пускают, хотя я еду с «мигалкой». Я выдыхаю, объезжаю таких и еду дальше. Нервничать и истереть не нужно. Иногда возникает путаница из-за того, что мы включаем только мигалку, а сирена не работает. Некоторые водители рассуждают так: если ты едешь с мигалками, значит ты поедешь и «красный», и дальше можешь помчаться не по правилам. Но мы в принципе, если едем на вызов, даже не срочный, все равно включаем спецсигналы. Водители вокруг расступаются, пропускают. А я встаю с ними рядом на светофоре. После этого они решают: «Ах, раз так, значит, ты никуда не спешишь! Зачем тогда мигалки включил, я тебя вообще тогда не буду пускать!»

Статьи 21 января «Ехал без сирены, нас не видел». Что делать, если попал в ДТП со «скорой»
Новости 27 июля В ГИБДД напомнили о штрафах и лишении прав за непропуск скорой помощи

«Мигалки в любом случае включаются всегда. Просто чтобы обозначить, что я могу в любой момент отступить от правил и что-то нарушить. А чтобы получить непосредственное преимущество, надо включить звуковой сигнал и убедиться, что тебя пропускают и все видят».

«Многие обычные граждане не понимают, что мигалкой мы себя просто обозначаем. На светофоре начинают нервничать, куда-то щемиться. А я просто привлекаю внимание. Да, я пока не нарушаю и не спешу, но через секунду может поступить сигнал от выездной бригады».

«Такое чувство, что в автошколах вообще не объясняют водителям, как вести себя, когда рядом появляется машина со спецсигналами. Я проводил замер: на одинаковые расстояния в одни и те же больницы только с мигалкой, а потом — вместе с сиреной. Оказалось, что я доезжаю быстрее без сирены. Потому что люди теряются, не знают, как себя вести и очень мешают. Начинают пытаться припарковаться, куда-то лезть и создают мне проблемы».

«Как себя вести, когда видите «скорую»? Не надо делать лишних телодвижений. Я сам знаю, что делать и как вас объехать. Если что, и деваться некуда, мы выйдем на встречку и всех объедем. Если есть место — подвинься, если нет — просто не дергайся. Главное, чтобы водители меня увидели».

Чего нельзя делать на дороге

«Самое раздражающее — это телефоны! Потому что водители едут носами в телефонах, даже не слышат мигалку. А когда включаем «кря-кря», они начинают дергаться, создают аварийные ситуации. Потому что начинают нервничать. Еще есть те, кто не смотрят в зеркала, играют в «шашки». Таксисты — отдельная категория».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Если есть вероятность ДТП, женщины бросают руль и закрывают глаза — поэтому именно их машины, как правило, неуправляемы. Это статистика, я на ДТП отработал много лет, видел и слышал это много раз. Спрашиваю, почему она не ушла от столкновения, что произошло? И первое, что они говорят, это про то, как закрыли лицо руками. Это инстинкты. Мало женщин, которые водят, как мужчины. Самая страшная категория — женщина, которая не обладает быстрой реакцией».

Почему «скорым» приходится выезжать на встречную полосу

«Выезжать на встречную полосу каждый раз очень страшно. А такая необходимость возникает нередко. Если в лоб прилетит встречная машина, это минимум — материальный ущерб, а максимум — трупы. И виноват будет еще и сам водитель «скорой». Потому что в ПДД говорят, что мы должны убедиться в том, что нас пропускают».

«Мне не страшно, но боюсь я не встречных машин. А тех водителей, кто сидит в телефонах и едут вперед, придерживая руль коленкой. Такие меня точно никогда не увидят, и при таких маневрах мне просто приходится входить обратно в кучу в своем ряду. То есть, если встречка не пропускает, пытаемся втиснуться обратно».

«Мне на встречной полосе средние пальцы показывали. Я ехал по встречной полосе, вез ребенка новорожденного в критическом состоянии. Пришлось выходить на обгон, и водитель из встречной машины показал мне эти неприятные жесты. Пока за ними не едешь, им все равно. А вот если их ребенка так везти, то говорили бы, что еду я слишком медленно».

«Недавно в Москве была ситуация, когда автомобилиста на Toyota RAV4 обвинили в том, что он действовал неправильно, не пропустил «скорую». Но ему ведь некуда был деваться, поэтому он просто остановился и дал «скорой» проехать. В ПДД нет никакого прямого указания, как действовать в такой ситуации. А его потом еще водитель «скорой» подрезал. На это время у него было».

«Сейчас водители стали адекватнее, кто-то левее расходится, кто-то — правее, освобождают целые полосы. Это не всегда бывает, но большая часть относится с пониманием. Мне кажется, это началось года 3-4 назад. В головах что-то поменялось. Еще многие ездили в Европу, видели, как там пропускают спецтранспорт. Там люди расходятся и среднюю часть оставляют для «скорой», встают елочкой. И у нас тоже так стали делать. И тут если один начал, то и другие следуют этим правилам».

Кто будет виноват в ДТП со спешащей «скорой»

«Есть два правила с «мигалками» — они не дают тебе преимущества на дороге, а только обозначают тебя на ней. А если с мигалками и спецсигналами ты отступил от правил дорожного движения и попал в ДТП, то в 100% случаев ты будешь виноват. При любом раскладе. Потому что профессиональный водитель «скорой» должен сначала убедиться, что его увидели на дороге и спрогнозировать ситуацию. Да, нам по ПДД должны уступать дорогу, но сначала нужно 100 раз перепроверить».

«Я попадал в ДТП и меня признавали виноватым. Мне сказали: «Выплачивай материальный ущерб». Ничего справедливого в этом нет. Это за границей, если вы не уступили спецтранспорту, он может пойти на таран. А у нас за каждую царапину приходится отвечать. Вторая работа у меня — спасатель МЧС. Меня за каждую царапину на спасательной машине просто вздернут».

«Сейчас много новых машин перебили. Дали новые машины, и вот они уже стоят и ждут ремонта, потому что дают их непонятно кому. Некоторые врубают сирены и не убеждаются в безопасности. Уровень водителя разный, иногда водители не справляются. Вот недавно был новый Ford, и через два дня он уже на боку лежит. Ехал, не убедился, ему в бочину въехали».

«Страховка? Не смешите меня. В любом случае виноватый водитель будет платить».

Фото: Елизавета Коновалова

Как нападают на водителей «скорых»

«Примеров нападений много. Большинство водителей с этим сталкивается регулярно — приезжаем на вызов, идет госпитализация, а кто-то из родственников или соседей в неадекватном состоянии. И вместо того, чтобы помочь с транспортировкой, они препятствуют движению «скорых», начинают руками-ногами коверкать автомобиль — кто по зеркалу, кто по стеклу. Чтобы не увозили».

«Недавно водитель приехал на вызов. Звуковую сигнализацию он отключил, а световая работала. Мы просто обязаны ее оставлять. Бригада пошла к пациенту, а водитель сидел в машине. И тут бабушка вышла на балкон, увидела машину. Схватила чугунный утюг и сбросила на крышу. Сказала, что нечего тут моргать и светить. И взять с нее нечего».

Почему «скорые» перекрывают дворы

«Есть люди, которые во дворе подходят к машине скорой помощи и говорят: «Убери машину, это мое место, мне надо припарковаться, чего ты здесь встал?» У меня написано на бортах «Реанимация», но такие даже не читают. Я им отвечаю, что, мол, не бутерброды тут встал поесть. Я стою и жду, когда вынесут больного, ведь счет идет на секунды. Автолюбители на это не смотрят».

«Мы не имеем права выходить и отлучаться от автомобиля. При этом если больной идти не может, но легче 100 кг, то врач должен сам как-то донести пациента. Только если тяжелее 100 кг, вызывают МЧС. Поэтому врачам приходится бегать по квартирам, просить помочь жильцов. А мы стоим, караулим автомобиль».

«На «доезд» нам дают 20 минут — это нормально. Но во дворах огромная проблема, особенно с гетто- новостройками. Дома строят, а подъездов нет. Приезжаем в дом-корабль, а подъезд посередине. И все, приходится пробираться. Или врачи пешком идут, а мы ждем».

Фото: РБК

«Раньше во дворах постоянно начинали сразу сигналить и назойливо моргать «дальним». Но сейчас чаще дают задний ход — и спокойно уезжают. Многое зависит от человека и воспитания. Если я могу, то отъеду. Проще от конфликта уйти. Но я могу и больного караулить».

Чем нравится работать в «скорой»

«Я на «скорой» с 94 года. Нравится график — сутки отработал, два дня выходной. Можно на дачу, отдохнуть. Бывает, график меняется и можно свои дела поделать. Особенно в будни удобно. Но неофициально можно проработать и сутки. Так врачам удобнее, мы под них подстраиваемся».

«Это тяжелая работа, но мне нравится. Нравится со спецсигналами гонять, тем более, что у меня новый Ford Transit».

«Выходим на сутки, работаем с утра до утра. Иногда просто не вылезаешь из машины. Больше всего вызовов по вечерам — с 19 вечера и до ночи — это называется «объезд». Но из-за коронавируса работы прибавилось, постоянно ездим с утра до утра. А так вызовы разные — и ДТП, и на балконе с 16 этажа висит кто-то. Но самое обидное, когда машину вызывают, мы приезжаем, а это просто пьяные. И к кому-то мы не успели».

«У нас зарплата как у обычных бюджетников — 40-45 тыс. рублей. Нет никаких льготных санаториев, все проще. Но больничный платят, учебный отпуск для заочников оплачивают, 28 дней отпуска — в общем, нормальный социальный пакет. Хотя за последние два года нагрузка выросла».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Редакция Autonews.ru выражает благодарность «Соллерс Форд» за возможность пообщаться с водителями «скорых» в рамках образовательного курса «Академии безопасного вождения Ford.