Autonews
Статьи Алина Распопова

Центр Москвы хотят сделать пешеходным: список улиц

Сделать часть улиц Москвы полностью пешеходными, а некоторые закрыть для автомобилей на время выходных, предложили эксперты. Официальное обращение уже направлено в мэрию столицы. Изучаем весь список и его перспективы
Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Схему по закрытию движения для автомобилей на части улиц в Москве разработали и отправили в мэрию и департамент транспорта специалисты экспертного центра Probok.net. Как выяснил Autonews.ru, некоторые улицы предлагается превращать в пешеходные только по выходным.

Красная площадь и Большая Дмитровка

Согласно предложенным схемам, пешеходными на постоянной основе хотят сделать улицы Большая Дмитровка, Большая и Малая Бронная, а также Ермолаевский, Патриарший и Малый Патриарший переулки. Также в Probok.net считают целесообразным закрыть для движения автомобилей Красную площадь — в части между улицами Ильинка и Варварка. Сейчас эта часть булыжной мостовой используется для движения автотранспорта. Кроме того, там регулярно проезжают и паркуются в ожидании туристов большие экскурсионные автобусы. Речи о том, чтобы полностью закрыть Васильевский спуск пока нет.

Статьи 9 сентября 2020 Невидимые и дерзкие. Как пешеходы воспитывают водителей (видео)
Статьи 21 октября 2011 Пешеходы опаснее водителей в шесть раз

«В Москве практически не появляются новые пешеходные улицы, — говорит руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. — Последние организовывали в 2013-2014 гг. А опыт был позитивный. Пешеходы получили Никольскую улицу, Крымскую набережную, Столешников переулок, Кузнецкий мост. С тех пор таких новых крупных кластеров и пространств не прибавилось».

Шумский напомнил, что ездить на автомобилях по Красной площади запретили еще в 1950-х, но получатся так, что частично движение там все еще открыто. Машины выезжают через Ильинку и дальше спускаются по Васильевскому спуску: получается, что они фактически едут по исторической части площади.

«Там должны ходить люди, но в этом месте стоят ограждения. У пешеходов отрезан удобный подход к самой площади и к зданиям вокруг. Нужно организовать здесь тупиковую зону, а поток, например, частично перевести на соседнюю Варварку. Это некрасиво, когда по главной площади страны ездят автомобили. Сейчас по Красной площади можно ездить на автомобилях, танках и нельзя на велосипедах и частично нельзя ходить пешеходам», — считает Шумский.

<p>Какие улицы в Москве предлагают закрыть для автомобилей навсегда: Большая Дмитровка, Большая и Малая Бронная, а также Ермолаевский, Патриарший и Малый Патриарший переулки, Красная площадь&nbsp;&mdash; в части между улицами Ильинка и Варварка.</p>
Какие улицы в Москве предлагают закрыть для автомобилей навсегда: Большая Дмитровка, Большая и Малая Бронная, а также Ермолаевский, Патриарший и Малый Патриарший переулки, Красная площадь — в части между улицами Ильинка и Варварка. (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press)

Что касается Большой Дмитровки, то там сейчас располагаются здания Совета Федерации и Генпрокуратуры. По мнению авторов инициативы, именно этот фактор сейчас считается главной преградой на пути закрытия там автомобильного движения. Одним из вариантов выхода из ситуации Шумский назвал частичное закрытие улицы — там, где расположена наиболее популярная ее часть, а ведомствам при этом можно было бы открыть проезд через близлежащие переулки. При этом эксперт уверен, что владельцам точек притяжения, ресторанов и бутиков опасаться снижения количества посетителей не стоит. По его словам, на таких пешеходных улицах и рестораны, и люксовые магазины чувствуют себя комфортно.

«Такие точки не закрываются, поток клиентов не снижается, а даже наоборот, — говорит руководитель Probok.net. — Самым дорогим в плане расположенных там бутиков считается Столешников переулок, а он пешеходный. И мы видим, что дорогие бренды продолжают там выставляться. И даже если часть решит переехать, в любом случае там освободится место под хороший ресторан, в который обязательно будут ходить люди. Да, у многих есть страх снижения потока, но посмотрите на Никольскую — она не умерла, а расцветает. А на Садовом кольце, где есть возможность подъехать и припарковаться, многие помещения наоборот пустуют. Все зависит от функционала — в центре города не хватает пешеходных зон».

Также Шумский не считает, что зимнее время года также не является помехой такой организации движения. По его словам, пешеходы и в зимний холод прогуливаются по таким местам, как Крымская набережная в Парке Горького, а также любят посидеть в кафе.

<p>Какие улицы в Москве предлагают закрывать для автомобилей на выходные дни: Тверская, Мясницкая, Маросейка, Покровка, Большая Никитская, Пятницкая.</p>

<p></p>
Какие улицы в Москве предлагают закрывать для автомобилей на выходные дни: Тверская, Мясницкая, Маросейка, Покровка, Большая Никитская, Пятницкая. (Фото: Пробок.net / Autonews.ru)

Пятницкая, Никитская и Тверская

Если в будние дни закрытие центральных широких улиц может привести к транспортному коллапсу, то в выходные это можно сделать совершенно безболезненно, считают авторы инициативы. В крайнем случае — только на летний период. В числе таких улиц:

  • Тверская
  • Мясницкая;
  • Маросейка/Покровка;
  • Большая Никитская;
  • Пятницкая.

Организовать ограничения, по словам лидера Probok.net, несложно: достаточно выставить ограничительные барьеры и дать автомобилистам некоторое время на выработку привычки объезжать такие места по выходным.

Фото: Пробок.net / Autonews.ru

«На той же Тверской люди оценят возможность погулять по центру города. Вспомните, когда на крупные праздники эту улицу закрывают для автомобилей: это пространство сразу же заполняется огромным количеством пешеходов. Им ведь тоже принадлежит возможность пользоваться центром. И такую возможность пешеходам нужно давать, хотя бы по воскресеньям. По такому принципу работает центральная улица в украинском Киеве — Крещатик. А в России есть пример в Краснодаре — улица Красная. Несколько лет назад на выходные полностью отдавали для пешеходов Большую Дмитровку, но потом про это забыли», — рассказал Шумский.

Пробки или новые клиенты: эксперты спорят

Глава Национального союза автомобилистов (НСА) Антон Шапарин с предложениями Шумского категорически не согласен.

«Это сделает Москву городом, непригодным для жизни, — заявил Шапарин Autonews.ru. — Неизвестно, в чем конкретно выгода для Probok.net. Но очевидно, что предложение сделать ключевые улицы центра города пешеходными, негативно повлияет на бизнес других организаций. Удар придется по сервисам такси и ресторанам, магазинам и музеям, которые столкнутся с оттоком посетителей и падением выручки. Пробки по выходным в Москве — постоянное явление даже в вечернее время, а перекрытие даже одной улицы в городе с кольцевым движением приводит к тому, что он полностью парализуется. В Probok.net об этом очевидном для всех москвичей факте предпочитают умалчивать».

Фото: Пробок.net / Autonews.ru

В свою очередь президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что для начала нужно провести несколько экспериментов и желательно — в летнее время. По его оценкам, зимой и даже в теплое время года в снег и дождь гулять даже центральным улицам может быть не так комфортно.

«Когда в Москве стали делать широкие тротуары и платные парковки у рестораторов появились претензии, ведь многим клиентам было важно приехать на машинке практически ко столу. Но появилась публика, которая привыкла к тому, что до ресторана придется прогуляться или воспользоваться общественным транспортом. Поэтому в целом я не думаю, что от таких изменений ресторанный бизнес может серьезно пострадать. Но для начала лучше поэкспериментировать: например, закрывать некоторые улицы с пятницы по воскресенье», — считает Бухаров.

Фото: Пробок.net / Autonews.ru

Эксперт отметил, что в Париже ресторанная культура вынуждает желающих вкусно поесть вместе с друзьями оставлять автомобили за несколько кварталов до выбранного место и идти пешком. Раньше машины перед ресторанами там выстраивались в три ряда, но эту привычку победили полицейские, оформляющие штрафы. «И люди перестроились. Гуляют до ресторанов даже в дожди, просто сверху надевают подходящую одежду. И в Москве на примере той же Пятницкой мы видим, что люди любят сидеть лицом к окнам, смотреть на проходящих мимо людей, им хочется простора. А летом к нам приедет много туристов и, конечно, хотелось бы, чтобы у них было больше улиц, где можно с комфортом прогуливаться. Есть и пример из Москвы — нас же сейчас не смущает, что Манежная площадь закрыта. Там есть парк, фонтаны, а ведь раньше там ездили автомобили».

Глава Тверского района Москвы Яков Якубович в интервью «Московской газете»  назвал странной идею лишить живущих в центре людей возможности добираться в выходные домой с дачи.

Autonews.ru направил запрос в мэрию и департамент транспорта Москвы с просьбой оценить предложения и возможность их реализации. О реакции властей на предложения пока не сообщалось.

Фото: Пробок.net / Autonews.ru