branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Водителей лишили последней льготы. Выделенки закрыли, но не для всех

Выделенные полосы для общественного транспорта в Москве полностью закрыли от автомобилистов. За езду по ним даже в выходные оштрафуют на 3 тыс. рублей. Власти уверяют: так будет удобнее и никто не будет путаться
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Водителей в Москве в ближайшее время лишат последней льготы, связанной с выделенными полосами для общественного транспорта. Как заявили в пресс-службе столичного департамента транспорта, совсем скоро все выделенки будут работать в режиме 24/7. А это означает, что оказавшиеся на них автомобилисты начнут получать штрафы в размере 3 тыс. рублей за каждый проезд под камерой.

Проезд по выделенкам будет разрешен только для городского транспорта, такси, машин экстренных служб (пожарные, полиция, скорая), а также автомобилей коммунальных служб и велосипедов вне зависимости от дня недели.

Как ожидают в ведомстве, новый режим работы выделенок должен улучшить работу городского транспорта: он поедет без задержек, а жители столицы смогут меньше ждать на остановках.

Фото: Mos.ru Новости 24 августа 2020 Для водителей хотят ввести «динамические выделенки»
Фото: ГК «Автодор» Статьи 29 мая 2020 «Это ловушка для водителей». Штрафы за среднюю скорость пропишут в КоАП

«К нам обращались, в том числе и публично, с просьбой ввести такой режим работы выделенок — коллеги из Probok.net и совет по таксомоторным перевозкам при ассоциации ТАМА, в состав которой входит более 40 компаний. Благодаря нововведению общественный транспорт поедет без задержек, а жители столицы смогут меньше ждать на остановках. Единый режим работы выделенок поможет устранить путаницу и избежать случайных штрафов для автомобилистов», — заявили в дептрансе.

В мэрии добавили, что в период с 29 мая по 2 июня 2020 года провели телефонный опрос, структура выборки которой соответствует структуре населения Москвы и выяснили, что больше половины опрошенных поддерживают единый график выделенных полос. Точного количества респондентов при этом власти не назвали.

Водители тем временем уже обратили внимание на демонтаж «молоточков» на ряде магистралей, например, на Варшавском и Аминьевском шоссе. Как рассказали Autonews.ru очевидцы, испуганные штрафом автомобилисты в минувшие выходные попали на этих участках в серьезные пробки. Так, заметившие отсутствие разрешающих знаков водители старались экстренно съехать с полосы для общественного транспорта, что приводило к заторам.

На такие ловушки обратил внимание и координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Я вчера ездил и видел большое число водителей, не заметивших изменения и попавшихся в эту ловушку, но не мог предупредить. Жалко людей», — сообщил он в воскресенье, 30 августа.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

«Шоссе Энтузиастов, в центр, от станции метро Шоссе Энтузиастов до Авиамоторной сняли, заехал по привычке и как увидел, что нет знака, то съехал, но на одну камеру попал», — посетовал один из водителей в сообществе «Синие ведерки».

Однако позже в департаменте транспорта заверили, что «сейчас на выделенках, где сняли знаки, пока не выписывают штрафы». В ведомстве пообещали заранее предупредить о начале действия новых правил.

Почему водителей больше не пустят на выделенки

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский в беседе с Autonews.ru рассказал, что такое решение поможет оптимизировать нагрузку на магистрали.

«Десять лет назад в Москве стали массово запускать выделенные полосы, и они работали все семь дней в неделю, но под нажимом автомобилистов власти решили пойти на эксперимент и в выходные дать им возможность заезжать в крайнюю правую полосу, — напомнил Шумский. — Новые выделенки при этом стали вводить в строй опять в режиме всей недели, и многие водители теперь путаются и получают штрафы. Потому что один и тот же человек в субботу может проехать по правой полосе на Варшавке, а потом задуматься, запутаться, съехать на выделенку на Большой Якиманке и получить штраф. И все это в один день».

Вторая проблема, на которую обратил внимание Шумский — это возросшая интенсивность движения транспорта по выходным дням. «По субботам и воскресеньям появляются серьезные заторы, в них стоит общественный транспорт, поэтому ему нужно дать приоритет, — уверен эксперт. — Да, для личного транспорта остается 2-3 полосы, и лишь одна — используется для общественного. Но это не приводит к какой-то дискриминации. Это совершенно нормальное распределение транспорта по полосам. По выходным пассажиры не должны стоять в пробках — многие работают, многие едут семьей на отдых — почему они должны проводить это время в заторах?».

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

При этом Шумский признал проблему с разметкой в городе, которая иногда не позволяет автомобилистам без штрафа попасть на нужный съезд. Также он считает обоснованными аргументы водителей о том, что выписывать штрафы в 02 часа ночи — несправедливо.

«Конечно, штрафов за выделенки ночью быть не должно, это неправильно, но нужно думать, как реализовать такой подход, — рассуждает Шумский. — Потому что если отменять штрафы в определенное ночное время, то в любом случае останется много недовольных определенным графиком — например, с 2 часов до 4 часов утра. А если кто-то проедет в 4:01? С другой стороны пробок ночью и так нет — зачем ездить по выделенкам? Да, есть проблемы с разметкой — есть места, на которых получается невозможном свернуть на нужный съезд без нарушения — проехал по разметке один метр, получил штраф. Но это отдельная проблема».

Шумский также объяснил, почему автомобилистам не стоит сразу опасаться штрафов — некоторое время, по его словам, уйдет на пересогласование организации дорожного движения с ГИБДД.

«Нельзя просто снять знак и начать штрафовать», — уточнил эксперт.

Что об этом думают водители

У координатора автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова изменения вызвали возмущение. В беседе с Autonews.ru он заявил, что не понимает, почему прежде чем решить существующие проблемы с разметкой на выделенках, из-за которых водители получают пачки необоснованных штрафов, принимаются такие поспешные решения.

«Сейчас выделенки организованы так, что любой правый поворот может обернуться штрафом, — заявил Шкуматов. — А вот если я ночью проехал эти 30 см по разметке, не помешал никому, включая общественный транспорт, то почему такого водителя штрафуют? Ну решите проблему для начала, скажите, что увеличите протяженность съездов, что они будут не по 5 метров, в которые невозможно успеть протиснуться, а по 20 метров. Но нет, они в городе рисуют издевательские съезды по 5 м и под ними ставят камеры-ловушки».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Тем не менее, часть водителей на изменения отреагировали положительно. Многие признали, что до сих пор путаются в том, на какие заезжать можно, а на какие — нет.

«Ну, теперь хоть не придется думать какие дни рабочие, а какие и празднично-рабоче-карантинные. Плохо, что не было нормальной информационной кампании, просто поставили перед фактом. Но особой проблемы не вижу — там, где нет пробок, выделенка в выходные и не дает ничего, а там, где есть пробки — должен быть приоритет общественного транспорта», — написал один из автомобилистов.

Как выделенки распространялись по Москве

Первые выделенные полосы появились в Москве в 2009 году в виде эксперимента на Волоколамском шоссе. В начале января 2011 года спецполоса для общественного транспорта была открыта на проспекте Андропова. А вот штрафы в размере 3000 рублей за пересечение выделенной полосы для общественного транспорта в Москве заработали с 1 июля 2012 года. Штраф можно оплатить со скидкой 50%.

Также в 2012 году городские власти разрешили автомобилистам свободно ездить по выделенкам в выходные дни, а под знаками появились таблички «Только по рабочим дням», так называемые «молоточки». Однако и количество самых выделенных полос стало увеличиваться год от года. Так, если в феврале 2014 года таких участков было всего 17, то по состоянию на 14 января 2019 года в Москве было введено в эксплуатацию 57 выделенных полос общей протяженностью 334 км.

Автомобилисты регулярно просили разрешить им ездить по выделенкам хотя бы в ночное время, но на это власти регулярно заявляли, что водители демонстрируют «низкий уровень культуры», что не позволяет открыть им выделенки с 23.00 до 07.00.

На конец 2019 года в Москве было уже 350,82 км выделенных полос. В том же 2019 году в Москве начали постепенно перекрывать возможность для водителей ездить по основным выделенным полосам Такое решение объяснили отсутствием возможности пользоваться альтернативным магистральным транспортом — электричками или метро, объяснили власти столицы. Сейчас в Москве работает 65 выделенок протяженностью 350,82 км. В 2020 году планируется, что их протяженность вырастет до 373,82 км — такие данные привели в столичном дептрансе, уточнив, что скорость передвижения автобусов по ним выросла на 39%. В настоящее время власти обсуждают возможность запуска такой полосы на Садовом кольце. С полным списком ограничений опубликован на транспортном портале города.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы